«Вечная тема искусства» Разработка урока Предмет (направленность): «Музыка», «Искусство» Возраст детей: 9 класс. Место проведения: класс, аудитория. Душина Лариса Дмитриевна учитель музыки Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12, г. Балашова, Саратовской области» 2012г. КОМБИНИРОВАННЫЙ УРОК – ПРЕЗЕНТАЦИЯ Тема урока: «ВЕЧНАЯ ТЕМА ИСКУССТВА». Цель урока: Показать, что каждое художественное произведение несёт в себе образ времени , чувства , состояние эмоций человека , своего творца, развивая ассоциативно - эмоциональное восприятие у учащихся. Учить детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки. Задачи: 1.воспитание внимательного слушателя. 2.провести общую связь изображения образов любви и одиночества в музыке композитора ХVIII с музыкой современных жанров. 3.показать красоту изображения образов одиночества и любви в музыке и других видов искусств. 4.развивать ассоциативное мышление посредством звуковых и зрительных ассоциаций у учащихся. 5.способствовать развитию творческого воображения и мышления. Тип урока: Комбинированный урок-презентация с использованием ИКТ. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, муз. центр. Краткая аннотация урока: Этот урок – презентация универсальный, т.к. его можно использовать как целиком, так и фрагментарно по разделам в соответствии программы и темам предмета. Проведение данного урока (фрагментов) будет уместно в 7-8 кл., а так же в старших классах : с 9 по 11 по предмету «Искусство» или «Мировая художественная культура». На уроке звучат произведения композитора XVIII в. К.В.Глюка и композиторов XX в. А.Рыбникова и А.Иванова. Дети учатся, используя своё ассоциативное мышление, думать, чувствовать, понимать и проводить аналогию человеческих ценностей пошлого и настоящего. Считаю что, по какой бы программе не работал учитель в этих классах, эта «вечная тема искусства» звучит или обозначена. Так же использованные в презентации произведения помогают развивать у детей ассоциативно – эмоциональное восприятие образов, одновременно знакомясь и познавая мир художника сюрреализма. При планировании данного урока я учитывала возрастные особенности и интеллектуальный уровень учащихся. Ход урока 1. Слушаем песню гр. «Воскресенье»: «Снилось мне». (слайд №2) 2. Стихи (эпиграф урока): (слайд №3) Смеюсь над приметой, не верю в пророчество, Но знаю , что днём и в кромешной мгле , Самый когтистый зверь на Земле - ОДИНОЧЕСТВО. Эдуард Асадов Учитель: Перед человеком в жизни всегда встают вопросы. 3. Вопросы – рассуждения учителя и учеников: (слайд №4) Для чего мы живём? Как обрести Любовь? Чего мы боимся в жизни? Страх одиночества. Страх перед смертью. Почему мы боимся смерти? - Остаться в одиночестве. В чем смысл нашей жизни? Для чего нам нужно одиночество? И нужно ли нам одиночество?(слайд №5) НУЖНО НЕ НУЖНО 1. чтобы творить 1. чтобы иметь друзей 2.сочинять 2.чтобы не быть отвергнутым 3.мыслить 3.чтобы добиться чего-то в жизни 4 . Но когда же приходит одиночество? Когда мы теряем близких , друзей , любимых. В музыке композиторов романтиков ХVIII века тема одиночества и любви проходят рядом, как бы перекликаются. 5.Портрет композитора ХVIIIв.:Кристоф Виллибальд Глюк(слайд№7) Австрийский композитор Кристоф Виллибальд Глюк в своих произведения действующими лицами представляет обобщенные символы, фигуры, олицетворяющие – Любовь, Верность, Самоотверженность. Для своей оперы «Орфей и Эвридика» он выбрал античный сюжет, воспел подвиг во имя любви и исполнения долга. И тема одинокой любви звучит в его «МЕЛОДИИ». 6. Аудио - запись К.В. Глюк (слайд №8) «Мелодия» из оп. «Орфей и Эвридика». Тема одиночества – вечна. Человек один – во всём. Один – везде. Один – всюду. Непонимание, неудачи, потери и наступает – что? – БЕЗЪИСХОДНОСТЬ. Обреченное одиночество – это когда нельзя ничего изменить. НЕТ? Тогда приходит мысль о смерти. Что же это? НЕИЗБЕЖНОСТЬ? ПУСТОТА? ЗАБВЕНИЕ? 7 . Вопрос учителя : ОДИНОЧЕСТВО – ЭТО ПОКОРНОСТЬ ИЛИ БОРЬБА? Но даже в эти минуты человек не одинок. Он преодолевает выпавшие на его долю испытания СУДЬБЫ. Зачем нам даются эти испытания? Зачем-то они нам даются? Кем же нам даются эти испытания? БОГОМ. И ЧЕЛОВЕК ОБРАЩАЕТСЯ К БОГУ. 8. Репродукция картины С.ДАЛИ «ХРИСТОС САН ХУАН ДЕ ЛА КРОС». («ХРИСТОС св. ИОАННА НА КРЕСТЕ»). (слайд №9) К числу программных произведений Дали, открывающих заключительную и вместе с тем самую продолжительную главу его творчества, относится полотно «Христос св. Иоанна на кресте» («Христос Сан Хуан де ла Кросс»), написанное в 1951 году и хранящееся в Художественном музее Глазго. Необычайный ракурс распятой фигуры, обращенной в глубь картинной плоскости, навстречу просвету, который служит как бы условной границей ирреального и земного, придаёт композиции в сочетании с эффектами контрастов света и тени драматическую экспрессию, усиленную идиллическим ландшафтом. Фигура распятого Христа словно вознеслась над зрителем. Наклонённый вперёд крест отгораживает, заслоняет нас от зловещей , мрачной бездны, заполняющей всю верхнюю часть холста. Распятый Христос будто удерживает эту всепоглощающую тьму своей жертвенностью. Его фигура залита светом незримого источника, рапластанные руки отражаются резкой тенью на перекладине креста – тенью, подобной сакральному знаку. Нижняя часть картины мягким свечением безмятежного пейзажа возвращает нас к земному бытию. Зеркальная гладь воды, обрамлённая пологими холмами, синева над линией горизонта и золотящиеся облака, доходящие до основания креста, - всё это в сопряжении с мотивом распятия, казалось бы, невольно рождает необъяснимую душевную тревогу, интуитивное предчувствие. Здесь время словно встречается с вечностью, конечное – с бесконечностью. Многослойная образная структура этого произведения требует от зрителя не менее сложных ассоциативных размышлений. Дали по-своему обнажает суть перспективного эксперимента Андреа Мантенья, осуществлённого в картине «Мертвый Христос». Перспектива для него – универсальный инструмент, который, по словам Леонардо да Винчи, «своими сокращениями помогает поворачивать мускулистую поверхность тел в разные стороны». Как до Мантенья никто не осмелился «произвести такого страшного перспективного эксперимента над фигурой главного героя христианского пантеона», так и до Дали ни один художник не взял на себя смелость, не смог вообразить, придумать ход, с помощью которого можно было бы пренебречь каноном, жестко определяющим композицию Распятия. Впервые в мировом искусстве этот мотив появился в столь неожиданном пространственном ракурсе, наклонённом в сторону зрителя. В Евангелии от Иоанна явственно выступает метафизика света, олицетворяющая Бога, который «во тьме светит, и тьма не объяла его». Идея света как эманации бога, божественной энергии нашла в картине «Христос св. Иоанна на кресте» непривычное и блестящее художественное воплощение. В соотношениях силы света, устремленного на фигуру Христа, и степени освещенности пейзажа Дали как бы еще раз подтвердил особый смысл слов Леонардо: «Меньший свет является тенью большего света», одновременно переводя их на язык христианской доктрины. МЫ ТОРОПИМСЯ ЖИТЬ, СПЕШИМ И ИНОГДА ЗАБЫВАЕМ О САМОМ ГЛАВНОМ - ГЛАВНОМ ,ЧТО ЕСТЬ В НАС, И О ЧЁМ ДОЛЖНЫ МЫ ЗАБОТИТЬСЯ (В СЕБЕ) ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ - ЭТО ДУША ! 9. Слушаем аудио - запись песни А.ИВАНОВА «ПУСТЯК». (слайд №10) Учитель: Какие ассоциации возникают у вас? Что вы чувствуете в своей душе, размышляя над текстом песни? Покой в душе – ощущение счастья. Мы все стремимся к счастью. Хотим быть счастливыми. 10. Вопрос учителя «А ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?» (слайд №20) Это быть «с частью» близкой тебе по духу. Это быть «с частью» самого себя. Это быть «с частью» , которая несет, дарит, отдаёт свою любовь! Не растерять любовь, беречь любовь, дорожить любовью, не очерстветь душой, не ожесточиться чувствами, а жить, сгорая в любви – любя! ЭТО ТАНЕЦ ЛЮБВИ! (слайд №21) 11. СМОТРИМ ВИДЕО -ЗАПИСЬ ФИГУРНОГО КАТАНИЯ. БРОНЗОВЫЕ ПРИЗЁРЫ ЧЕМПИОНАТА ЕВРОПЫ ПО ФИГУРНОМУ КАТАНИЮ 2005г. ТРЕХКРАТНЫЕ ЧЕМПИОНЫ ФРАНЦИИ: ИЗАБЕЛЛЬ ДЕЛОБЕЛЬ и ОЛИВЬЕ ШОНФЕЛЬДЕР. (музыка из к/ф «ГЛАДИАТОР» Композиторы Ханс Циммер и Лиза Джерард.) 12. Вопрос учителя : «ЧТО НУЖНО, ЧТОБЫ НЕ БЫТЬ ОДИНОКИМ?» (слайд №22) ЛЮБИТЬ МИР! Л Ю Б И Т Ь Ж И З Н Ь! Л Ю Б И Т Ь Д Р У З Е Й! Л Ю Б И Т Ь Б Л И З К И Х!
Учитель: Наверное мы можем ответить на самый главный и вечный вопрос для человека: «В ЧЁМ СМЫСЛ ЖИЗНИ?» - В ЛЮБВИ! (слайд №23) 13. Итог-вывод урока «СМЫСЛ ЖИЗНИ В ТЕХ , КОГО МЫ ЛЮБИМ !» 14. Слушаем А.Рыбникова финал оперы «ЮНОНА И АВОСЬ» «АЛЛИЛУЙЯ ЛЮБВИ!» 15. Разучить и исполнить «ГИМН ЛЮБВИ» А.Рыбникова («ЮНОНА И АВОСЬ») ЭПИЛОГ АЛЛИЛУЙЯ! Использованные источники : 1. Э.Асадов стихотворение «Одиночество». http://www.mixei.ru/showthread.php/28976-Эдуард-Асадов/page5 2. Аудио-запись: песня гр. «Воскресенье» «Снилось мне». 3. Аудио-запись: песня А.Иванова «Пустяк». 4. Аудио-запись: К.В.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». 5. Портрет композитора К.В.Глюка. http://media.web.britannica.com/eb-media/56/11456-004-9C39F3D7.jpg 6. А.Рожин «Сальвадор Дали : миф и реальность», М., Издательство «Республика» , 1992 г. 7. Репродукция картины С.Дали «Христос св. Иоанна на кресте» 1951 г. http://content.foto.mail.ru/mail/mihail34/_blogs/i-2262.jpg 8. Видео-запись: выступление бронзовых чемпионов Европы по фигурному катанию 2005 года: Изабелль Делобель и Оливье Шонфельдер. 9. Аудио-запись: финал оперы «Юнона и Авось» А.Рыбникова «Гимн Любви». http://mp3ostrov.com/?string=%FE%ED%EE%ED%E0
Источник: http://moemesto.ru/karkaev/link/14239359 |