«Музыка в басне И.А.Крылова Пятый класс Душина Лариса Дмитриевна учитель музыки МОУ СОШ №12, г.Балашов, Саратовская обл. План – конспект интегрированного урока по музыке. Тема урока: « Музыка в басне И.А.Крылова». Цель урока: передать ценный духовный опыт в связи литературных и музыкальных произведений, на примере басни И.А. Крылова “Квартет”- музыки А.П.Бородина «Квартет №2» ,а также определить роль музыки в литературном жанре “басня”. Задачи : 1)познавательные: знакомство с творчеством и музыкой великого русского композитора А.П.Бородина, литературным жанром басни, русским баснописцем – И.А.Крыловым; 2)развивающие: развитие психических функций: зрительной и слуховой памяти, внимания и воображения, способности к анализу. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения; 3)воспитательные: воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и литературного искусства; 4)учебные: формирование понятия роли музыки в литературном жанре басня. Тип урока: интегрированный, с сообщением и усвоением новых знаний. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, фортепиано, музыкальный центр. Программное обеспечение: компьютерная презентация. Методы: -организации и осуществления учено-познавательной деятельности:объяснительно иллюстративный; -стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:ситуация занимательности; сравнение, анализ, обобщение;приём сопоставления со смежными видами искусств. -по источнику информации и характеру деятельности: словесные; наглядные; практические. -по назначению и дидактическим задачам: приобретение знаний; формирование умений и навыков; применение знаний; повторение Приёмы: слушание; исполнение ; сюжетно-ролевая игра. Структура урока: план-конснект 1.организационный момент; 2.приветствие; 3.беседа по теме; 4.слушание басни И.А.Крылова “Квартет”; 5.слушание “Квартет№2” А.П.Бородина; 6.исполнение песни “Волшебный смычок”(норвежская народная песня); 7.подведение итога – вывод урока;8. 8.домашнее задание. ХОД ЗАНЯТИЯ Эпиграф к уроку: на доске. Басня оттого имела на Руси такой чрезвычайный успех, что родилась не случайно, а вследствие нашего народного духа, который страх как любит побасёнки... В.Г. Белинский Люблю, где случай есть, пороки пощипать... И.А. Крылов. 1. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… 2 . Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, просто мука. Учитель : кому принадлежат эти строки? Ученики: это басня Крылова. Учитель: правильно – это известные фразы И.А.Крылова и это басня. Тема сегодняшнего занятия «Жанры инструментальной и вокальной музыки». Сегодня мы познакомимся с одним из прекрасных произведений известного и удивительно талантливого композитора XIX века, и с его инструментальным произведением. (слай№2) Учитель : На предыдущих уроках мы выяснили, какую роль играет музыка в сказках. Но музыка часто звучит не только в сказках, а и в других жанрах литературы. Это известные, увлекательные, поучительные басни Крылова. Стихотворение А.Исаковского (слайд№3). Сообщение учителя. Иван Андреевич Крылов родился в 60-х годах XVIII столетия в Москве. Отец, Андрей Прохорович, был бедный армейский офицер, по обязанности службы часто переменявший место жительства. О матери Крылов вспоминал так: «Она была простая женщина, без всякого образования, но умная от природы и исполненная высоких добродетелей». Жизнь Ивана Андреевича сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Стремление к образованию было таким сильным, что он самостоятельно овладел языками, математикой и стал высокообразованным человеком. В 1775 году Крыловы переехали в Тверь. Там маленький Крылов ближе познакомился с народной речью, которая стала главной особенностью его творчества. Будущий баснописец любил бывать среди простого народа, сидеть на берегу Волги и слушать речи прачек, а потом рассказывать знакомым запомнившиеся ему поговорки и анекдоты. (слайд№4). С 70-х годов XVIII века начинается расцвет русской басни. Попробовал себя в роли баснописца и Крылов. Но прежде чем стать баснописцем, он прошёл большой путь писателя: издавал журналы, писал трагедии, комедии, а басни стал сочинять уже став зрелым писателем. Мысли великого баснописца прошли через века и не потеряли своей актуальности. Учитель : Басни И.А.Крылова любят и читают, а также изучают. Басни учат, высмеивают и осуждают невежественных, самоуверенных людей, берущихся не за свое дело. В Санкт-Петербурге в Летнем саду (слайд №5-6) и в Москве на Патриарших прудах стоят памятники И.А.Крылову.(слайд №7 !!!) Учитель: Как вы думаете, почему народ высоко чтит память о великом баснописце? Ученики: В своих произведениях он учит людей узнавать самих себя, помогает обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. И.А. Крылов учит мудрости жизни. Басня – краткий, чаще всего стихотворный рассказ, как правило, нравоучительного характера. Действующие лица в баснях животные, под образами которых автор подразумевает людей. (Определение в тетрадь) Учитель: Для чего нужна музыка в баснях? Вспомним очень интересную, и можно сказать, для нас очень полезную басню Крылова, название которой вы сейчас назовете сами, решив уравнение. Дуэт + дуэт = ? (квартет) Учитель: Получилось название еще одной басни Крылова “Квартет”. Учитель: Что такое квартет? (слайд № 8) Слово квартет произошло от слова кварта, в переводе с латинского “Квартус” четвёртый. Кварта – это музыкальный интервал, состоящий из четырёх звуков. Квартет – название музыкального произведения, которое исполняют четыре музыканта.(определение в тетрадь). Учитель: Теперь вам понятно, что такое квартет? У вас на столах есть карточки-памятки, которые вы вклеите в тетрадь, они вам будут помощниками.(заранее приготовленные вырезанные из заготовок человечки: мальчики и девочки) Соло буду петь один А дуэт с товарищем. Трио с Сашей будем петь, Нам двоим не справиться. А квартет весёлый звонкий Будем вместе петь с Алёнкой. Учитель: Приведите примеры квартетов. Ученики: 4 трубы – квартет; рояль, скрипка, виолончель и певец – квартет. Учитель: Да верно, но такие квартеты встречаются не так уж часто. Зато очень часто звучат струнные квартеты, в исполнении которых участвуют 2 скрипки, альт и виолончель.(слайд№9) СЛУШАНИЕ И ПРОСМОТР : И.А.Крылов «Квартет» видео-ролик: книга,1972г.изд. басня И.А.Крылова «Квартет» (слайд №10) Видео – клип составлен по изданию: Крылов, И.А.Квартет: Басни Серия: Книга за книгой Издательство: М.: Детская литература Переплет: мягкий; 31 страниц; 1972 г. ISBN: [не указан]; Формат: стандартный Язык: русский Квартет Проказница-Мартышка, Осел, Козел, Да косолапый Мишка Затеяли сыграть Квартет. Достали нот, *, альта*, две скрипки* И сели на лужок под липки - Пленять своим искусством свет. Ударили в смычки, дерут, ("музыка"1), а толку нет. "Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. - Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите. Ты с басом*, Мишенька, садись против альта*, Я, прима, сяду против вторы*, Тогда пойдет уж музыка не та: У нас запляшут лес и горы!" Расселись, начали Квартет (музыка»1); Он всё-таки на лад нейдет. "Постойте ж, я сыскал секрет, - Кричит Осел: - мы, верно, уж поладим, Коль рядом сядем". Послушались Осла: уселись чинно в ряд («музыка»1), А всё-таки Квартет нейдет на лад. Вот пуще прежнего пошли у них разборы, И споры, Кому и как сидеть. Случилось Соловью на шум их прилететь. Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье: "Пожалуй, - говорят: - возьми на час терпенье, Чтобы Квартет в порядок наш привесть: И ноты есть у нас, и инструменты есть; Скажи лишь, как нам сесть!" - "Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. И уши ваших понежней, - Им отвечает Соловей: - А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь". Воспроизводится по изданию: И.А. Крылов. Басни. М.: Дет. лит., 1979, стр. 65 - 67. * Альт и бас - музыкальные струнные инструменты. * Прима - первая скрипка в оркестре, втора - вторая скрипка. 1 "Музыка" во время звучания басни представляет собой полнейшую бессмыслицу, хаотический набор нелепых звуков, ничем между собой не согласованных, лишённых интонационной и ритмической определённости. "Кто во что горазд" - вот "стиль" этой квартетной "музыки". Музыкальные инструменты : назовите их. К какой группе инструментов они относятся?На каком инструменте в басне Крылова пытались играть каждый из животных? Назовите эти инструменты и соответственно зверя с инструментом . Рассмотрите их внимательно.(слай№11). Учитель: Почему виолончель Крылов называет “басом”? Учитель: Виолончель - самый низкий инструмент в квартете. Художники и басня И.А.Крылова.(слайд№12) Учитель: Какую роль играет музыка? Учитель: С какой целью она здесь использована. Ученики: Музыка выделяет особенности характеров литературных героев, ситуации, в которые они попадают, помогает глубже постичь замысел автора. Учитель: Какая музыка по характеру? Учитель: Может у такой музыки быть композитор? Учитель: В чем мораль сей басни? Ученики: Чтобы сделать какое-либо дело, нужно согласие, умение, старание и это относится не только к музыке, но и к любой сфере человеческого труда. Учитель: А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, может получиться самая разнообразная красивая музыка. Удрученные и понурые поплелись «музыканты» в лес мимо высоких, столетних деревьев и каждый думал о том, что ничего не вышло у них из такой благородной затеи. Долго они шли по лесу, уже солнце клонилось к закат . Вдруг, вдалеке им послышались , ласкающие их мохнатые, чуткие уши , прекрасные и чарующие своим звучанием голоса. Они пошли на звуки красивой мелодии и их взору открылся прекрасный пруд с чистой и прозрачной водой, вокруг которого был парк. Это звучала МУЗЫКА!!! (слайд № 13 !!!) СЛУШАНИЕ: НОКТЮРТ ИЗ КВАРТЕТА №2 А.П.БОРОДИНА Учитель : что отличает прекрасную музыку от хаоса, производимого четырьмя «музыкантами» из басни И.А.Крылова? Учитель : Как звучало произведение? Какие возникли чувства у вас? Ученики : Медленно, тихо, протяжно, нежно. Звуки как волшебные. Мелодия будто переливается. Ведёт мелодию и передаёт по ведению то скрипка, то альт, то её подхватывает и уверенно проводит виолончель. Учитель: Кто исполнял эту музыку? Ученики: Инструментальный ансамбль. Тема переходит от одного инструмента к другому. Ощущение поющего человеческого голоса здесь достигается звучанием струнных инструментов. Учитель : Это музыкальное произведение написал Александр Порфирьевич Бородин - русский композитор и учёный-химик .Это звучал ноктюрн (третья часть) .А произведение называется «Квартет №2» (слайд №14) (Показ портрета А.П.Бородина) А.П.Бородин был одним из создателей органической химии, выдающимся педагогом, передовым деятелем и гениальным композитором. Две страсти – к химии и музыке – владели Бородиным с детских лет. Пожалуй, в истории человеческой культуры не было второго творца, сумевшего так много достичь в столь, казалось бы, несовместимых областях деятельности. Представьте себе музыкальную атмосферу того времени. Тогда же было распространено домашнее музицирование. Живая музыка звучала повсюду – от скромных комнат до гостиных и салонов. Это была камерная музыка, т. е. музыка для небольших помещений, где исполнялись произведения для скрипки, виолончели; были ансамбли – трио, квартеты. Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге в 1833 году. Его мать простая мещанка, хотя и не имела никакого образования, понимала всё его значение и не жалела средств для обучения сына. Из-за слабого здоровья. Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса. Учился он прекрасно: в детстве овладел немецким, французским, английским языками, а позднее и итальянским. Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое музыкальное произведение. Обучался игре на музыкальных инструментах — в начале на флейте и фортепиано, а с 13 лет — на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение — концерт для флейты с фортепиано .Одновременно в возрасте 10 лет Бородин стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни. Музыка подружила композитора с молодой талантливой пианисткой Екатериной Протопоповой, которая стала впоследствии его женой. Это произведение одно из поздних сочинений композитора и посвящено жене. Работал он над ним в течение 2 лет, когда был за границей, вдалеке от жены. Учитель: Что нужно для того, чтобы получилась красивая музыка? Какими качествами нужно обладать, чтобы написать такую замечательную музыку? Ученики: Музыкальным слухом, голосом, трудолюбием, терпением. Учитель :В руках настоящих музыкантов музыка звучит ярко, выразительно. (слайд №15) – итог, повторение. Учитель: Отгадайте загадку: Движенья плавные смычка - Приводят в трепет струны, Мотив журчит издалека - Поёт про вечер лунный. Как ясен звуков перелив, - В них радость и улыбка, Звучит мечтательный мотив - Его выводит…..( скрипка). Учитель: Вспомните, с какой песней мы познакомились, где музыка для человека являлась неотъемлемой частью жизни, кто и кому отказался продать этот волшебный инструмент, и почему? Ученики: “Волшебный смычок”. Старик отказался продать скрипку богачу за амбар хлеба. Потому, что она была нужна не только ему, а всем. Эта песня о необыкновенной силе музыки, которая необходима человеку, как пища. Учитель: Давайте, мы тоже образуем ансамбль и исполним песню. Исполнение песни “Волшебный смычок” (слайд №16-17) Поиграем в игру «Найди свою пару». Условия игры: У одних — начало известной басенной фразы, у других — её продолжение. Надо собрать эти фразы и сказать название басни. Найти соответствие. У сильного всегда А Васька слушает Чтоб музыкантом быть, Когда в товарищах согласья нет, Ты виноват уж в том, Оглянуться не успела, Чем кумушек считать трудиться, бессильный виноват. да ест. так надобно уменье. на лад их дело не пойдёт. что хочется мне кушать. уж зима катит в глаза. не лучше ль на себя, кума, оборотиться? Учитель: И в заключении нашего урока давайте подведём итог: какую же роль играет музыка в литературе? Какого жанра звучала сегодня музыка? Ученики: Музыка обогащает литературу. Звучала инструментальная музыка. (слайд №18) Учитель: Спасибо всем за урок. Каждый за работу на уроке получит оценку. Домашнее задание: (слайд№19) 1) Нарисуйте наиболее понравившихся героев сегодняшнего урока. 2) Читать басни Крылова и обратить особое внимание на те басни , где звучит мысль или упоминание что связано с музыкой. 3) Изобразите в рисунке что можно было бы обозначить термином «квартет». Приложение: 1.Презентация по ссылке http://moemesto.ru/karkaev/link/14111106 2.видео-ролик http://moemesto.ru/karkaev/link/14110555 3.Музыка А.П.Бородин "Квартет №2" http://moemesto.ru/karkaev/link/14110728 В работе использованы ресурсы сети интернет и сайты интернета: http://kozeburg.narod.ru/postcard2.html картинки http://img-fotki.yandex.ru/get/51/saffi4.13/0_e935_e5c634a6_XL http://fotki.yandex.ru/users/saffi4/view/59701/?page=0 http://www.showbell.ru/skazki/index.php?st=lf http://s45.radikal.ru/i108/0910/3d/9ebfa53724f8.jpg http://audiobookkeeper.ru/img/covers/1190901.jpg http://author-krylov.ru/index.php?wh=s00002&pg=2 http://moscow-music.narod.ru/klassika/ http://ru.wikipedia.org/wiki/Альтист http://music.tonnel.ru/index.php?l=music&alb=28064 http://viki.rdf.ru/item/590/!!!!!!!!!!!!анимация (видео-ролик загружен по ссылке http://viki.rdf.ru/item/590/download/ "Квартет" (Крылов) Добавлено: 2008-08-27 Автор: Синецкая Галина http://festival.1september.ru:8080/articles/518142/ http://gallerix.ru/album/Repin/pic/glrx-975610351
Источник: http://moemesto.ru/karkaev/link/14208977 |