Организационный момент
Вход, приветствие.
Вокальная
работа.
Открывается Презентация
Учитель: Наш урок я хочу начать с песни «Под небом
голубым». Эта песня из репертуара Бориса Гребенщикова. На экране Слайд № 1
(Звучит песня Под небом голубым).
Учитель: О чем говориться в этой песни?
Дети: О любви; о волшебном городе; о
сказочной стране; это город, который создал мужчина для своей любимой девушке.
Учитель: Можем ли мы ее отнести к
современной популярной музыке?
Дети: Эта песня доступная для всех
слушателей, часто исполняемая, быстро запоминается.
Учитель: Что значит популярная музыка?
Дети: Это наиболее известные, доступные и
часто исполняемые музыкальные произведения.
Учитель: А вы знаете, к какой области популярной музыки
можно отнести эту песню?
Дети: К рок - музыке, потому что Борис Гребенщиков является исполнителем рок – группы «Аквариум»
Учитель: А что же такое рок – музыка?
Дети: Область современно популярной
музыки стилевая основа ритм- энд – блюз.
Учитель: Послушайте я ее вам исполню. (Учитель
исполняет первый куплет)
Учитель: Давайте ее разучим.
На экране слайд № 2, 3
Изложение нового материала.
На экране слад № 4
(Звучит музыка из фильма
«Титаник»)
Учитель:
Вам знакома эта музыка?
Дети: Эта песня из фильма «Титаник».
Учитель: Запишите тему урока. Слайд № 4
Учитель: Мы сегодня будем говорить о музыке,
недавно сочиненной. Когда примерно вышел в прокат фильм?
Дети:
Примерно лет 6 или 7.
Учитель: Эта песня была написана специально
для фильма, а значит, она относится к программным
произведениям. Каждое произведение несет в себе музыкальный образ. Чем же
определяется музыкальный образ?
Дети: Содержанием фильма.
Учитель: А сами вы как думаете, о чем этот
фильм?
Дети: Фильм о гибели корабля, фильм катастрофа
фильм о любви.
Учитель: Вы знаете, что этот фильм получил
беспрецедентное количество «Оскаров» -
11. Так вот, когда два из них вручали композитору Джеймсу Хорнеру, за лучшую
песню в фильме и лучшую музыку к нему, исполнитель главной роли Ди Каприо
сказал загадочные слова: «Когда я
снимался в фильме, я понимал, что фильм не только о Титанике», но когда я услышал
в нем музыку, я понял, что этот фильм совсем о другом корабле…»
Учитель: Мы с вами сейчас сами попытаемся
разобраться в содержании фильма. Надо узнать, о каком корабле говорил Леонардо,
а для этого нам нужно послушать песню и почувствовать ее музыкальный образ и
сопоставить с фильмом. Песня звучит на протяжении всего фильма. Мы уже смотрели
этот фильм, я думаю, что нам
достаточного того, чтобы вспомнить только те моменты, где звучит знакомая нам песня. - Как нам быть?
Дети: Посмотреть отдельные фрагменты, где
звучит эта песня.
Учитель: Может, вы знаете, как в музыке
называется такое определение?
Дети: Лейтмотив.
Учитель: Давайте запишем определение.
Слайд № 5
Учитель: И так, давайте вспомним, где же
впервые звучит мелодия.
Слайд №6
Фрагменты из Фильма «Титаник»
http://rutube.ru/tracks/596550.html?v=f51be8de209e9e70e3c67fcf495370ee
Первый фрагмент из фильма. Когда Джек и Роуз встречаются на носу
корабля.
Учитель: Что просит сделать ее Джек?
Дети: Закрыть
глаза; подняться на ступеньки, на носу корабля расправить руки в стороны, а
потом раскрыть глаза.
Учитель: Что чувствует Роуз, когда отрывает
глаза?
Дети: Что она летит как птица.
Учитель: А что она видит?
Дети: Бесконечный океан.
Учитель: Ей этот нравиться?
Дети: Она счастлива, она в восторге от
этого. Она почувствовала свободу… Как птица.
Учитель: Почему Джек, который видит ее всего
лишь второй раз в жизни, предложил ей это
сделать, как будто знал, что ей это необходимо. Из - за чего она хотела умереть при первой их
встрече?
Дети: Она была зависима; у нее не было свободы.
Учитель: Да, из-за отсутствия свободы она
чуть не рассталась с жизнью. Поскольку мы с вами будем потом сравнивать все эти
фрагменты, то давайте каким-нибудь ключевым словом назовем фрагмент, выделенный
музыкой?
Дети: Свобода или чувство свободы.
Второй
фрагмент из фильма. Роуз понимает, что Джек замерз.
Учитель: Что в этот момент происходит?
Дети: Роуз просит его вернуться к жизни.
Учитель: Мне кажется, что в этот момент она
хотела умереть вместе с ним. Она не
отзывается, когда ищут живых, но через несколько секунд резко открывает глаза,
расцепляет его замерзшие руки и подает сигнал о помощи. Какое обещание берет
Джек с Роуз?
Дети: Что она будет жить долго и умрет в теплой постели.
Учитель:
Она выполнила его обещание?
Дети: Да.
Учитель: Так что же отдает Джек,
погружаясь медленно в океан с протянутой
к ней рукой, будто прощаясь?
Дети: Жизнь.
Учитель: И это будет вторым ключевым словом.
Третий фрагмент из фильма. Роуз приплывает на «Карпатии» в Америку, где
видит статую Свободы.
Учитель: Что в этот момент происходит?
Дети: Роуз приплывает на «Карпатии» в
Америку, где видит статую Свободы.
Учитель: Почему она взяла фамилию Джека и
лишает себя благородного происхождения, общения с высшим светом?
Дети: Она хочет изменить свою жизнь,
т.е. прожить той жизнью, которую ей завещал Джек.
Учитель: Почему она хочет жить его жизнью?
Дети: Чтобы быть свободной. Поменять не
свободную жизнь на свободную.
Учитель: Как же мы назовем явление,
обозначающее полное изменение чего- либо? Какое же слово будет ключевым?
Дети: Поворот или «Другая жизнь».
Четвертый фрагмент из фильма. Роуз в пожилом возрасте, выходит на палубу
корабля.
Учитель: Мы видим,
что Роуз уже в пожилом возрасте, выходит на палубу корабля. Для чего она вышла на палубу?
Дети: Чтобы расстаться с тем, что она хранила
всю жизнь.
Учитель: Почему она хранила его всю жизнь, ведь она жила не
очень богато, она могла его продать его и поправить свое материальное
положение?
Дети: Он ей был дорог.
Учитель: Но почему за всю жизнь никому из
близких не показала его?
Дети: Это была её тайна.
Учитель: Ребята, вспомните ее слова «…настоящий бездонный океан – это сердце женщины…»
Она действительно продолжала его любить. И
об этом никто не знал, кроме нее самой... И куда она бросает свой символ любви?
Дети: Туда, куда ушел Джек – в океан.
Учитель: Какое же будет ключевое слово?
Дети: Тайна сердца.
Пятый фрагмент из фильма. Роуз вновь возвращается на «Титаник».
Учитель: Это тот момент, где Роуз, расстается с камнем, спускается в каюту, ложиться в теплую
постель. Через 84 года вновь встречается с Джеком. Вам не кажется, что этот
момент мы уже видели в фильме?
Дети: Да когда Джек после спасения Роуз
был приглашен на верхнюю палубу на ужин и ожидал ее под часами.
Учитель: Совершенно верно, только в чем
разница?
Дети: В первом случае: Джек в чужом
фраке, вокруг богатые, равнодушные люди. А в конце фильма: Джек в своей одежде
встречает Роуз.
Учитель: Что же делают люди, которые их
видят при последней встрече?
Дети: Они радуются и хлопают им оттого,
что Роуз и Джек наконец-то вместе и счастливы.
Учитель: Каким же ключевым словом мы назовем
этот эпизод?
Дети: Счастье.
Учитель: И одновременно давайте назовем
эпизод в начале фильма, к которому нас обращает музыка финала. Как же мы можем
ее назвать?
Дети: Встреча.
Учитель: Теперь посмотрите на названия всех
выделенных фрагментов.
Слайд № 7.
Учитель: Здесь есть слова связанные с гибелью, со смертью?
Дети: Нет.
Учитель: Вы говорили, что этот фильм о
гибели людей, корабля.
Слайд № 8
Учитель: Скажите, какую известную вам форму
они могут образовать, учитывая, что ключевые моменты ВСТРЕЧА и СЧАСТЬЕ
соединяются в одной точке, т.е. конец этой формы является одновременно и ее
началом?
Дети: Круг.
Учитель: Во всех древних цивилизациях форма
круга является знаком бесконечной жизни, а не смерти и катастрофы. Что мы с
вами определили?
Дети: Форму, содержание.
Учитель: И что нам осталось определить?
Дети: Музыкальный образ.
Слайд № 9
Учитель: Это будет необычный образ. Такой
необычный музыкальный образ, который способен изменить представление о
содержании целого фильма. Прислушайтесь к своему сердцу.
Учитель: Песня «MY HEART WILL GO ON»
Джеймса Хорнера прозвучит в
исполнении Селин Дион. Как переводится
название этой песни на русский язык?
Дети: Мое сердце будет продолжать биться.
(Звучит песня «MY HEART WILL GO ON»
Джеймса Хорнера в исполнении
Селин Дион)
Учитель: Как же
музыка звучала в этом произведении? У вас на столах лежат словари эстетических эмоций, вы говорите мне
слова, которые, по вашему мнению, подходят к прозвучавшей песне.
Слайд № 10
Учитель: Ребята, теперь посмотрите
на знакомую вам форму круга, в которую вписаны слова настроения:
лучисто, невесомо, бесконечно, светло, звездно, прозрачно.
Слайд №11
Учитель: Подумайте, образ чего
подразумевается в этих словах?
Дети: ОБРАЗ НЕБА
Учитель: Обратимся к нижней части круга.
Посмотрите внимательно, о каком образе, так же присутствующем на протяжении
всего фильма, музыка звучит грандиозно,
решительно, сурово, воинственно, могущественно?
Дети: ОБРАЗ
ОКЕАНА
Учитель: Что, следуя логике должно быть
между небом и океаном?
Дети: Корабль.
Учитель: Настоящего корабля же нет?
Дети: Корабль тонет, его нет на самом деле.
Учитель: Все верно, но раз нет предмета,
который обозначил это слово, то может это какой-то знак условный. Может быть, корабль символ. Посмотрите на середину круга, как музыка определяет символ: пленительно,
вдохновенно, нежно, чисто хрупко. Как выдумаете, что он символизирует? Может
быть таким глубоким, как бездонный океан, и таким же высоким, как небо?
Дети: ЛЮБОВЬ.
Учитель: Именно о таком корабле говорил Ди
Каприо, когда услышал музыку фильма. Фильм ТИТАНИК не катастрофа о гибели корабля, а фильм – гимн – любви, на
самом деле являющийся тем самым неотъемлемым «Титаником» в океане человеческой
жизни. Любви самоотверженной, любви, способной противостоять гигантской катастрофе, любви, способной даже
после смерти возродить жизнь под белым куполом вечного мира.
Учитель: Можем ли эту песню отнести к современной популярной музыке? Почему? Эту
песню мы отнесем к серьезной или к легкой музыке?
Дети: Эта песня после выхода фильма в
прокат, сразу стала популярной и занимала высшие рейтинги всех Хит – парадов. И
поэтому эту песню мы безусловно отнесем
к современной популярной музыке. А вот к
серьезной или к легкой музыке это спорный вопрос.
Подведение итогов урока:
Учитель: В сфере популярной музыки
происходят сложные процессы развития,
создается много шедевров и, к
сожалению много пошлых и безкультурных творений. Мы должны уметь критически
оценивать творчество поп - групп. Наша избирательность должна основываться
на том понимании красоты и правды, которые заложила в нас музыка Баха, Моцарта
и др. композиторов. По тонкости
изяществу и богатству развития стоит ближе к серьезной музыке. Между музыкой
легкой и серьезной не четких границ. Легкая музыка должна отвечать таким
требованиям высокохудожественного вкуса, как и музыка серьезная. Сочинение и исполнение хорошей легкой музыки требует высокого
мастерства и очень серьезного отношения. Вот почему прекрасные образцы легкой
музыки часто называем классическими и мы по праву можем
отнести к классическим - произведение, которое прозвучало сегодня на
нашем уроке.
Учитель: Наш урок подходит к концу. Сегодня
мы хорошо поработали. Оценки за урок получили...
Домашнее задание: Слайд № 12
Учитель: Я предлагаю вам самостоятельно или
с родителями выполнить следующую работу: Найти дополнительную информацию
о рок-группах. Найти и прослушать музыкальные произведения, написанные в стиле
рок.
Наш урок окончен. "До свидания”
Литература:
1.
Журнал
«Искусство в школе» № 6 2004
2.
Программа
общеобразовательных учреждений Музыка 1 – 8 класс под руководством Д.Б.
Кабалевского Изд. «Просвещение» Москва
2006 г.
3.
Т.И.
Науменко, В.В. Алеева Поурочные планы
«Музыка» 8 класс Издательство «Учитель» 2005 г.
4.
Т.И.
Науменко, В.В. Алеева Учебник для общеобразовательных учреждений 8 класс Изд.
Дрофа Москва 2005 г.
5.
Г.П.
Сергеева Е.Д. Критская «Уроки музыки» 5-6 классы пособие для учителя М. Просвещение
2007
Источник: http://depositfiles.com/files/tw1tfa25d |