Содержание:
Введение……………………………………………………………………2 1глава. Теоретические основы развития творческих способностей Детей 6-11 лет………………………………………………………………6 1.1. Из истории вопроса……………………………………………………6 1.2. Проблемные методы обучения………………………………………..9 и развитие творческих способностей 2глава. Возрастные и психологические особенности детей…………….11 3глава. Методические рекомендации…………………………………….16 Выводы и заключение……………………………………………………..21 Библиография и интернет-ресурсы……………………………………….22
\
Введение. На современном этапе социально-экономического развития нашего общества в условиях реформирования системы высшего и среднего образования происходит переосмысление достижений и недостатков пройденного пути, переосмысливаются устаревшие методы, ведется поиск новых решений. Общественный прогресс выступает как процесс активного усвоения и преумножения человеком культурных ценностей, возрождения гуманизации общества. Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. В дошкольном и младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека. У каждого человека, даже самого маленького, - своя система способностей, одна из них может быть более развита, чем другие, одна может быть выдающейся, а другая словно бы сходит на нет. И при том, у каждого своя структура способностей. Ее содержание зависит от наследственности, с одной стороны, и от жизненного окружения, воспитания и развития, с другой стороны. Современные дети очень различны: часть из них имеет большой круг интересов и увлечений, получила первоначальные знания о мире от родителей или воспитателей детских садов, другая же – отличается ограниченностью интересов, однообразием игр, неразвитостью мышления и фантазии. Не все дошкольники посещают детские сады и не имеют возможности полноценно развиваться, а ребенок, переступающий порог школы, должен иметь определенное физическое, умственное, эмоциональное и социальное развитие. Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и заканчивая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Формирование интересов у школьников начинается с самого начала обучения в школе, начиная от простого интереса к самому процессу обучения до развития профессиональных интересов, поэтому тема развития ведущих интересов младших школьников, в том числе и интереса к искусству, а, значит и развития творческих способностей детей, актуальна и своевременна. Многие современные родители стремятся развить у своих детей еще с дошкольного возраста разнообразные способности. С этим связано раннее стремление родителей дать детям знания еще до начала обучения ребенка в школе. В этом вопросе главное – не перестараться, ведь случается так, что в погоне за всесторонним развитием ребенка родители водят его сразу в несколько кружков, студий и секций. В вопросе гармоничного развития ребенка, развития его творческих способностей, подготовке к школе, безболезненному адаптационному периоду в 1 классе призвана помочь «Школа будущего первоклассника», которая существует в МОУ СОШ»16» г.Новочебоксарска уже много лет. (см. приложение). В программу этой школы включен предмет «Изобразительное искусство и знакомство с окружающим миром», где наряду со многими задачами решается вопрос развития творческих способностей детей. Творческое проявление ученика – явление индивидуальное. Задача педагога – обеспечить условия для творчества каждого ученика. Забота о таланте начинается для всякого педагога с поиска его у ученика. Этот процесс происходит в основном в начальной школе. Поэтому я уже несколько лет работаю над проблемой «Развитие творческих способностей детей 6-11 лет». Цель моей работы – развивать творческие способности учащихся на уроках изобразительного искусства. Поставлены задачи: 1.Изучать научно-методическую литературу; 2.Изучать возрастные и физиологические особенности младших школьников; 3.Работать над созданием оптимальной рабочей учебной программы «Школы будущего первоклассника» МОУ СОШ№16 г.Новочебоксарска; 4.Апробировать программу на практике; 5.Апробировать на практике инновационные приемы работы с младшими школьниками; использовать в работе различные методики; 6.Способствовать нравственному воспитанию через искусство; создавать условия для реализации возможностей каждого ребенка; Проблема исследования — поиск и решение наиболее продуктивных методов развития творческой активности учащихся 6-11 лет в процессе изобразительной деятельности на уроках изобразительного искусства. Предметом исследования является методическая система преподавания изобразительного искусства, направленная на развитие художественно-творческой активности старших дошкольников и младших школьников. Объектом исследования является процесс художественно-творческой деятельности учащихся. Гипотеза исследования - развитие художественно-творческой активности учащихся будет наиболее эффективным, если в процессе занятий предусматривается: -глубокое освоение теоретических и практических основ изобразительного искусства; -применение разнообразных методов проведения занятий, которые активизируют психофизические процессы, участвующие в творчестве; -использование на занятиях стимуляторов творческой активности; -использование проблемных методов обучения; -использование мотивированной оценки конечного результата в качестве стимулирующего средства. Методологическую основу исследования составляют: принципы научной объективности; методы педагогических исследований; психолого-педагогические концепции формирования творческой личности; принципиальные положения методики, используемые в отечественной художественной школе. Методы исследования: Работа с литературой и в интернете, метод сбора и анализа данных, опрос, наблюдение, анализ, апробация новых методик, планирование. Организационной формой осуществления поставленной цели является создание социокультурной и личностно-ориентированной среды для ребенка посредством организации таких занятий, в ходе которых имеется возможность способствовать индивидуальному творческому развитию каждого ребенка. Приоритеты: - развитие - развитие сенсорной сферы ребенка, развитие доминирующих свойств творческой индивидуальности, - творчество – формирование образной памяти, образного мышления, воображения, т.к. творческий процесс - универсальное средство развития личности, - сотрудничество – совместная развивающая деятельность детей и взрослых, - здоровье – введение в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий. Для успешной работы над проблемой в МОУ СОШ «16» г.Новочебоксарска имеется: 1. Материально-техническая база: Отдельный, оборудованный ТСО кабинет, мебель, соответствующая росту ребенка, интерьер школы, оформленный в определенном стиле, несущий познавательно-развлекательный элемент, положительно влияет на эмоциональный настрой детей, что тоже помогает решению поставленных целей и задач ( см. приложение). 2. Кадровый состав работников: высококвалифицированные педагоги стараются сделать школу «вторым» домом, в котором каждый ребенок найдет свое место и будет чувствовать себя комфортно, чтобы не разочароваться в школе и в учении. Педагогика подготовительных и начальных классов должна быть сугубо оптимистической. Пути решения проблемы: Проведение уроков по адаптированной программе Б.Неменского, Работа над созданием программы «Школы будущего первоклассника» МОУ СОШ№16 г.Новочебоксарска; Работа в разных видах и жанрах ИЗО, Использование различных художественных материалов, Сотрудничество учителя и ученика, Использование педагогом в работе инноваций, Участие в творческих конкурсах и выставках рисунков, Занятия в кружках и изостудиях, Организация экскурсий.
1 глава. Теоретические основы развития творческих способностей детей6-11 лет. 1.1. Из истории вопроса. Первых исследователей детского изобразительного творчества интересовал, главным образом, спонтанный процесс развития ребенка. Он в полной мере отвечал интенсивному анализу наблюдений за творческим процессом и его результатами, доминирующему в этот период. Высказывается мнение о «затухании» творчества детей по мере их развития (К. Бюллер), которое порождает сенсорные методы обучения (без влияния взрослых). Детский рисунок ставится рядом с искусством первобытных предков. Подобный подход привел многих ученых к утверждению, что детское творчество наследственно, врожденно и неизменно (В. Крешта, Г. Гартлауб). Ведущим началом в творчестве детей стали считать бессознательное (3. Фрейд). Проблемы общего эстетического воспитания, культивирующего примитивность средств выражения и ограниченность содержания, вышли на первый план, а методы преподавания стали изучаться как единый творческий процесс без должного внимания к рисунку, живописи и композиции. Критикуя такой подход, Л.Тедд и М.Монтессори разработали другие методики, учитывающие необходимость систематического обучения с опорой на развитие моторики руки и глаза (Л.Тедд), навыки и умения в начертании линий, геометрических фигур (М.Монтессори). Их исследования основывались на данных экспериментальной психологии. В России первые специальные исследования детского рисунка и процесса творчества появились в начале 20-го века. Среди них - труды В.М.Бехтерева, Н.Рыбникова и др. Им удалось преодолеть влияние западных ученых, сохранить педагогическую направленность и рассматривать детские рисунки с учетом тех условий, в которых они выполнялись. Ряд интересных исследований проводит в 20-х годах группа искусствоведов, педагогов и художников, объединенных под руководством А.Бакушинского, возглавлявшего «Кабинет примитивного искусства» при ГАХН. Он считал, что творчество как акт возникновения образа рождается в душе ребенка, а его развитие подчинено биологическим факторам. Бакушинский не принимал обучения изобразительной грамоте детей младшего школьного возраста, а систему современного воспитания видел системой, освобождающей творческую силу, но не системой накопления и тренировки механически и аналитически приобретенных знаний и навыков. Многие положения А.Бакушинского, как и концепция в целом, созвучны взглядам Г.Кершенштейнера. Позднее они подверглись критике со стороны научного материализма. Но эти взгляды еще долго проповедовались в виде теории «Свободного воспитания». За последнее время в исследованиях все чаще встречается намерение рассматривать творческую работу наравне с учебной. В них справедливо утверждается, что учебное творчество в изобразительной деятельности является единым взаимообусловленным процессом, направленным не только на развитие творческих способностей, но и на освоение творческого метода реалистического искусства. В 50-х и 60-х годах интенсивно развивается психологический аспект изучения детского художественного творчества. Появляется ряд докторских диссертаций, в которых исследуются вопросы теории и практики преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе (А.Д.Алехин, Н.А.Ветлугина, В.С.Кузин, Т.С.Комарова, В.В.Корешков, С.П.Ломов, Н.П.Сакулина, Е.В.Шорохов, Б.Юсов и др). Они по-разному подходят к проявлению у детей творческих способностей. Например, у Н.П.Сакулиной в качестве основного условия развития творческих способностей выступает их педагогическая обусловленность, развитие эстетического восприятия. У Н.А.Ветлугиной в качестве условия выступает, прежде всего, игра, направленная на активное освоение окружающей жизни, как генетическая основа детского творчества. Главным в творческой активности признается выразительность детских рисунков, сенсорная ориентировка ребенка в пространственных отношениях и цветовых сочетаниях. Развивая данную концепцию, Т.С.Комарова связывает ее с необходимостью совершенствования эстетического восприятия, образного мышления, воображения, овладения навыками и умениями практической работы. В научных трудах последних лет внимание ученых привлекают некоторые вопросы активизации детского творчества. Развитие человеческих задатков, превращение их в способности - одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры познавательных процессов, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания. Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые, как: Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Сахаров, А.Н. Соколов, Ж Пиаже, С.Л. Рубинштейн и др. Ими были разработаны различные методики и теории формирования познавательных процессов. В нашей стране наиболее широкое практическое применение получила теория формирования и развития интеллектуальных операций, разработанная П.Я. Гальпериным. В основу данной теории было положено представление о генетической зависимости внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями. Показательно, что Концепция модернизации образования Российской Федерации ориентирует школу на развитие творческих способностей школьников, что обеспечивает становление ценностного отношения субъекта к природе, человеку, преобразовательной деятельности, окружающему миру и себе самому. Современными педагогами подчеркнута необходимость уделения внимания развитию индивидуальных творческих способностей подрастающего поколения. Это общая задача. Ее решение предполагает увеличение числа классов с углубленным изучением отдельных предметов в области гуманитарных, естественно-математических, технических дисциплин, дифференциацию учебно-воспитательного процесса во всех школах страны. Кардинальные изменения в системе образования предполагают выявление закономерностей развития личности учащегося в ее связи с культурой. Это тем более актуально, что, как показали исследования высшей нервной деятельности, только 15,8% выпускников российской школы имеют логический тип мышления, 49,9% - комплексный и 34,3% - художественный. В этих условиях становится актуальным усиление роли художественной культуры в развитии творческих способностей учащихся.
1.2. Проблемные методы обучения и развитие творческих способностей. Важную роль играет эстетическое воспитание подрастающего поколения, особенно в старшем дошкольном и младшем школьном звене общеобразовательной школы, где закладываются основы мировосприятия и миропонимания. Анализ основных направлений детского творчества и методики преподавания убедительно свидетельствуют о стремлении ученых, методистов, учителей-практиков по-иному посмотреть на данную проблему с учетом современных требований. Сегодня недостаточно изучать только элементарные основы изобразительного искусства. Требуется широкое раскрытие его закономерностей и более высокая степень овладения художественным мастерством. Развитие учебных интересов прямо зависит от организации учебной работы. Поэтому учителю необходимо ориентироваться на закономерности развития интересов младших школьников, помнить, что развитие идет от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от описания к объяснению. В процессе развития творческих способностей детей важно соблюдать принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее должно быть обучение и тем большую роль должно играть активное действование. С новой силой встает вопрос о переоценке ценностей в детском художественном творчестве, расширяется круг новых, мало исследованных аспектов, среди которых развитие творческих способностей в различных видах и жанрах изобразительного искусства, с применением различных техник, способов и приемов работы на уроках ИЗО, а также, сотрудничество – совместная развивающая деятельность детей и взрослых. На уроках изобразительного искусства целесообразно вводить у старших дошкольников и младших школьников игровые моменты, ведь, маленький школьник с увлечением играет, и играть будет еще долго. Игра рассматривается и как самостоятельный метод. Результаты обследований показывают, что в процессе игры укрепляются и развиваются психические процессы, повышается толерантность. Обучающая функция игры состоит в перестройке отношений, расширении диапазона общения и жизненного кругозора. Игра представляет собой взаимодействие взрослого с ребенком на собственных условиях последнего, когда ему предоставляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств взрослым. Интегрированные уроки, являются эффективной формой для систематизации знаний в современной школе, так как на данных уроках осуществятся синтез знаний различных учебных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое широким и углубленным взаимопроникновением этих знаний. Цель интегрированного урока - дать учащимся всестороннее( углубленные и расширенные ) знания о предмете изучения, его целостную картину. Основные его свойства - синтетичность, универсальность. Он позволяет посвятить учащегося в конечные цели изучения не только данной темы, раздела, но и всего материала, быстрее включить его в познавательный процесс (см. в приложении план-конспект урока). Интегрированный урок имеет психологическое преимущество: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, фактов, деталей тем самым обеспечивает формирование творческих способностей учащихся, так как позволяет внести не только учебную, но и исследовательскую деятельность. Одним из предметов школьного образования, позволяющих интегрировать знания и тем самым способствовать развитию творческих способностей, является, в первую очередь, «Изобразительное искусство». В целях повышения творческой активности учащихся в период подготовки к школе и в начальном звене, благодаря использованию программы Б.Неменского, в нашей школе почти каждый урок изобразительного искусства – интегрированный: учащиеся, знакомясь с изобразительным искусством, знакомятся и с историей, и с музыкой, и с литературой. Благодаря этому, у них не угасает интерес к изодеятельности, а, наоборот, постоянно активизируется. На обычных уроках появляются замечательные работы (см. приложение). Чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения. Использование различных ТСО, особенно компьютера с его огромными универсальными возможностями на уроках ИЗО и будет являться одним из таких средств. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Современные педагоги ищут более современные средства и методы обучения. Одним из таких средств, обладающих уникальными возможностями и широко распространенных и апробированных в школах индустриально развитых держав, и является компьютер. Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. С развитием современной информационной технологии, система “человек и компьютер” быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, поэтому воздействие человека с компьютером должно быть обеспечено школьным образованием.
2 глава. Возрастные и психологические особенности детей. Ребенок растет, меняется. Совсем недавно он был послушным дошколенком, а теперь - гордо вышагивает в школу. Как сохранить любознательность ребенка, развить творческие способности, сберечь здоровье? Знание возрастных особенностей учебной деятельности детей поможет помочь ему справиться с проблемами в школе, повысить качество его подготовки. Особенности учебной деятельности детей определяются их возрастными физиологическими и психологическими особенностями. Педагогам следует учитывать анатомо–физиологические и психические возрастные особенности при организации учебной деятельности старших дошкольников и младших школьников в школе. Старшим дошкольным возрастом принято считать 5-6 лет, а младшим школьным возрастом - возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно и пропорционально. Костная система ещё находится в стадии формирования – окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено, в костной системе ещё много хрящевой ткани. Процесс окостенения кисти и пальцев в также ещё не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны. Необходимо проявлять заботу о правильной осанке детей во время учебных занятий, что особо важно именно в этом возрасте, так как осанка, в основном, формируется в 6 – 7 лет. К сожалению, в нашей школе, в действующем кабинете ИЗО занимаются учащиеся до 9 класса, и поэтому правильно подобрать парту, стул, посадку за партой, полноценно не получается. В виду этого, постоянно приходится следить за сменой деятельности, вводить игровые моменты и физкультпаузы у ребят младшего возраста. Хорошие результаты дает сочетание обучения с игрой. Здесь максимально проявляются инициативность, самодеятельность, соревновательность школьников. Недостаток движения вреден для здоровья человека. Нарушается работа сердца, легких, снижается устойчивость к болезням. Также для развития опорно – двигательной системы важны специальные упражнения мелкой моторики (в том числе письменные, которые отрабатывают точные движения). Школьникам объясняются правила правильного сидения за партой, домашним письменным столом и их значение для обеспечения здоровья. Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение – приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе. С началом обучения в школе психологи связывают проявление симптомов возрастного кризиса 7 лет (работы Л. С. Выготского, Л. И. Божович и др.). Среди симптомов кризиса – манерничание и кривляние (Л. С. Выготский). Возраст семи лет – это возраст потери «непосредственности». Поведение ребенка перестает быть непосредственным, естественным. Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение – не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя. На первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей. Интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания. Между интересом-любопытством и познавательным интересом-отношением существует преемственная связь, так как: во-первых, в онтогенетическом развитии человека сначала появляется любопытство как, безусловно-рефлекторная, ориентировочная реакция (рефлекс «Что такое?»), затем — как произвольная познавательная активность (любознательность «почемучек») и лишь потом устойчивый избирательный интерес-отношение к какой-либо сфере знаний; во-вторых, при формировании интереса-отношения актуализация этой установки происходит в форме любопытства, любознательности с включением механизмов внимания (поэтому некоторые авторы, как уже говорилось, принимают внимание за интерес; но внимание — это только механизм проявления ситуативного интереса). Таким образом, интерес-отношение реализуется многократно в процессе интересующей человека деятельности. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям. Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний, развитию творческих способностей, связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. Подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их. А учитель изобразительного искусства постоянно организует выставки работ учеников ( в нашей школе сменные выставки действуют постоянно, также организуются выставки за стенами школы, например в витринах магазинов, в библиотеке и т.п.), что тоже является стимулом, для дальнейшего, еще более продуктивного занятия изобразительным искусством (см. приложение). Большое воспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах. В первые годы обучения интересы развиваются очень заметно, особенно познавательный интерес, жадное стремление узнать больше, интеллектуальная любознательность. Сначала появляются интересы к отдельным фактам, изолированным явлениям (1-2 классы), затем интересы, связанные с раскрытием причин, закономерностей, связей и взаимозависимостей между явлениями. Если первоклассников и второклассников чаще интересует, «что это такое?», то, в более старшем возрасте, типичными становятся вопросы «почему?» и «как?». С 3 класса начинают дифференцироваться учебные интересы. Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них – слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Если у старших учащихся произвольное внимание поддерживается и при наличии далёкой мотивации (они могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем), то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать, лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием, увидеть свою работу на выставке и т. д.). Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Вот поэтому, на занятиях изобразительным искусством надо иметь много наглядности, работать различными художественными материалами. Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала. Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается. Поэтому у ребят младшего возраста получаются замечательные живые и непосредственные работы. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения. Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо. Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления. Младший школьник регулярно и в обязательном порядке становится в систему, когда ему нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения. Поэтому в младшем школьном возрасте начинает интенсивно развиваться и словесно - логическое отвлеченное мышление, в отличие от наглядно - действенного и наглядно – образного мышления детей дошкольного возраста. На уроках в начальных классах при решении учебных задач у детей формируются такие приемы логического мышления как сравнение, связанное с выделением и словесным обозначением в предмете различных свойств и признаков обобщения, связанное с отвлечением от несущественных признаков предмета и объединении их на основе общности существенных особенностей. По мере обучения в школе мышление детей становится более произвольным, более программируемым, более сознательным, более планируемым, т.е. оно становится словесно - логическим. Конечно, и другие виды мышления развиваются дальше в этом возрасте, но основное направление падает на формирование приемов рассуждения и умозаключений. В конце младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы «теоретиков» или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников», с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления. Развитие других психических функций зависит от развития мышления. Память развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный матери, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.
3 глава. Методические рекомендации. Работа по развитию творческих способностей ребят в МОУ СОШ №16 начинается с занятий с будущими первоклассниками. Занятия с ними дают свой положительный результат- по результатам опроса родителей, все дети урок изобразительного искусства называют самым любимым, те ребята, которые в детском саду боялись рисовать, начинают активно работать с различными художественными материалами и приобретают необходимые умения и навыки. Дети быстро адаптируются к школе. Работы дошкольников участвуют в выставках и конкурсах рисунков. В программе интегрированного курса «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы» (под редакцией Неменского Б.М.) развитие восприятия и практическая деятельность представлены в единстве. Постижение явления художественной культуры связано с практической деятельностью учащихся. Большое внимание уделяется духовному развитию ребенка. Программа "Изобразительное искусство и художественный труд" является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды: живопись, графику, скульптуру, народные декоративные искусства, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими видами искусств и их конкретными связями с жизнью общества и человека. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной. Эти три художественные деятельности являются основанием деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая эта форма деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему не по принципу перечисления видов, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания не только на произведения искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы. Поэтому при выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество учащихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров, например, коллективная работа первоклассников «осенний букет» может украсить интерьер класса, снежинки, выполненные дошкольниками – школьную выставку. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Для успешного освоения этого материала необходимо иметь много наглядности. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа. Можно включить в программу разработанный мной спецкурс «Чувашия далекая и близкая». Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому, без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности. Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды. Доминирующим направлением жизнедеятельности школы является гуманизация учебно-воспитательного процесса. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития лучших качеств личности. Характерная потребность этого возраста – жажда познания мира, благодаря чему имеется возможность всесторонне развить ребенка, заложить потребность познания и развития, самореализации. Все это способствует наиболее успешному решению поставленных целей и задач. Процесс познания окружающей действительности является ничем не заменимым эмоциональным стимулом мысли. Для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста этот стимул играет исключительно важную роль. Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Так как основным видом деятельности в этом возрасте является игра, ведущим методом большинства наших занятий является игровой момент. На некоторых занятиях, например, в 3 четверти 3 класса «Художник и зрелище», без этого нельзя обойтись. С каким увлечением учащиеся сами мастерят кукол, а, затем ставят свой спектакль! С лучшими спектаклями мы выходим в ближайшие детские сады. Это позволяет детям безболезненно перейти от игровой деятельности к учебной. Включение игровых моментов может быть использовано и для закрепления изученного материала, обобщения при показе основных приемов работы. Использование различных форм и приемов работы на уроке изобразительного искусства позволяет ребенку активно включаться в творческий процесс, развивать воображение и фантазию, помогает видеть новое его решение в той или иной технике, обогащать первоначальный замысел, и результат изобразительной деятельности приобретает большую выразительность. В занятия обязательно включаются здоровьесберегающие технологии: физкультпаузы, пальчиковая гимнастика. На занятиях постоянно чередуются виды деятельности: просмотр слайдов, беседа, игровые моменты, выполнение заданий и т.д. Дети дошкольного и младшего школьного возраста быстро запоминают все интересное. Все, что опирается на наглядный образ, вызывает у них сильные чувства. Поэтому очень важен эмоциональный настрой ребят. Однако шестилетки еще не умеют управлять своим восприятием, не способны детально анализировать натуру, в рисунке они чаще представляют то, что знают о предмете, а не то, что видят, в их работах отсутствует светотень, перспектива. Ребята дошкольного возраста подражают взрослым, и этот момент можно использовать на занятиях (учитель показывает способы и приемы работы, а ученики повторяют), развивая у детей зрительную память и вырабатывая художественные умения и навыки ( см. приложение). Чтобы развивать творческую самостоятельность, воображение, интерес к изодеятельности, рекомендуется на занятиях использовать различные художественные материалы: гуашь, акварель, уголь, тушь, пастель, цветные карандаши, пластилин и многие другие, а также заниматься различными видами изобразительного искусства – живописью, графикой, скульптурой, ДПИ. ( см. приложение) Обязательно использование ТСО, что позволяет учителю достигнуть поставленных целей и задач, т.к. детям интересен просмотр слайдов и диафильмов, прослушивание музыки, знакомство с литературой. Органичное включение в ход занятия компьютеров, отдельные приемы работы в различной технике создают необходимые условия для развития у детей творческих способностей на уроках изобразительного искусства. Активизировать внимание ученика, заинтересовать в правильном создании изображения помогает учителю использование специальных программ ЭВМ по изобразительному Искусству. Развивающее значение ЭВМ для развития способностей младшего школьника очень велико. Применение компьютеров на уроке ИЗО создает эмоциональный настрой, это, в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества. Изучая жанры живописи, и знакомя детей с названием того или иного технического приема, с новым художественным материалом, термином используется компьютер. Это вызывает большой интерес у детей к изучаемому термину или понятию, повышает внимание и в то же время является повторением известных ранее названий материалов и инструментов, терминов, используемых художником. Особенно важно применение компьютеров после продолжительного объяснения нового материала или многократного повторения способа изображения, чтобы снять у ребенка усталость. С этой целью можно использовать игровые программы, где, например, детям предлагается разложить в определенной последовательности репродукции картин с изображением разных времен года, разложить их по жанрам, объединить предметы декоративно-прикладного искусства в группы по видам или составить узор из отдельных разных предлагаемых элементов. Умение грамотно организовать работу на уроке, создать условия непринужденности и заинтересованности у всех учащихся позволяет учителю использовать дополнительные возможности (например, применение ЭВМ) для развития художественных способностей каждого ребенка. Такая организация занятий помогает в более короткое время вспомнить и закрепить те изобразительные приемы, которые известны детям с дошкольного возраста, полнее обеспечить овладение вновь показанными учителем. Работа на занятиях может быть групповая и индивидуальная. Чтобы всем участникам учебного процесса был виден результат работы, рекомендуется устраивать выставки работ и принимать участие в конкурсах. Желательно организовать в школе изостудию или кружок по изобразительному искусству, ведь именно там можно сделать главный акцент на творческое развитие детей. Если на уроках учитель, приобщая детей к культуре, лишь прикасается к проблеме художественного языка, то в изостудии времени достаточно на творческое самоопределение каждого студийца в тех видах и жанрах художественной работы, которые больше соответствуют его внутреннему складу, и на осмысление проблем художественного языка. Именно на дополнительных занятиях в кружке изобразительного искусства «Радуга» ученики нашей школы выполняют творческие работы, которые занимают призовые места в художественных конкурсах разного уровня. Роль наглядности в обучении была теоретически обоснована еще в XVII в. Я.А. Коменским, позднее идеи ее использования как важнейшего дидактического средства были развиты в трудах многих выдающихся педагогов - И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др. Значение наглядности в обучении подчеркивали великий Леонардо да Винчи, художники А.П. Сапожников, П.П. Чистяков и др. В нашей школе имеется большой «банк» наглядного материала, как выполненного самим преподавателем, студентами-практикантами, так и закупленного в магазинах. Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на всем протяжении обучения. Чтобы ознакомиться с этими средствами выразительности, на уроках выполняются как краткосрочные упражнения, так и более длительные творческие работы.
Выводы и заключение. Роль интересов, в том числе и интереса к творчеству, в процессах деятельности исключительно велика. Интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания и понимания. Удовлетворение интереса, выражающего направленность личности, как правило, не приводит к его угасанию, а внутренне перестраивая, обогащая и углубляя его, вызывает возникновение новых, интересов, отвечающих более высокому уровню познавательной деятельности. Развитие учебных интересов прямо зависит от организации учебной работы. Поэтому учителю изобразительного искусства необходимо ориентироваться на закономерности развития интересов младших школьников, помнить, что развитие идет от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от описания к объяснению. Игровая терапия представляет собой взаимодействие взрослого с ребенком на собственных условиях последнего, когда ему предоставляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств взрослым. Для развития ведущих интересов необходимо постоянное стимулирование и мотивация учебно-познавательной и игровой деятельности: познавательные игры, создание ситуаций эмоционального переживания, создание ситуаций занимательности, создание ситуации опоры на жизненный опыт, создание ситуаций успеха в учебно-познавательной и игровой деятельности, сотворчество учителя и ученика. Социологические исследования показывают: чем более в раннем детстве формируется интерес ребят к изобразительному искусству, тем более стойким он оказывается на протяжении всей жизни человека. Поэтому так важно начиная с занятий с будущими первоклассниками, а затем на занятиях с учащимися младших классов, сформировать у ребят увлеченное отношение к миру изобразительного искусства, развить их творческие способности. Благодаря использованию в работе различных методик и художественных материалов, сотрудничеству учителя и ученика, это, чаще всего, можно с успехом сделать. Родители, чьи дети в детском саду считались не способными к изобразительной деятельности, боялись творчества, но занимались в начальной школе по программе Б.Неменского с творческим учителем, замечают большие перемены в своих ребятах. Пусть они не будут художниками, но заложенная в них тяга к прекрасному сохранится на всю жизнь.
Библиография и интернет-ресурсы:
1.Кузин В.С. ,Методика преподавания изобразительного искусства. - Москва, Просвещение, 1979. 2.Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.Неменского. 3.Завьялова Н.А., «Интегрированный курс подготовки дошкольников» , - Волгоград, Учитель, 2005. 4.Бадалян Л. О. «Дидактическая игра с младшими школьниками». - Киев, 1988. 5.Божович Л.И. «Этапы формирования личности».- М., Воронеж, 1995. 6. Выготский А.С. «Педагогическая психология». – М.: « Педагогика», 1991 . 7. Выготский Л.С. «Кризис семи лет» Собр. соч.: В 6 т.- М.: Академия, 1984. Т. 4. 8.ПоливановаК. Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 70 – 75; 9.Гуткина Н.И. «Психологическая готовность к школе». - М.: Просвещение, 1993. 10.Зак А.З. «Развитие теоретического мышления у младших школьников». - М.: Академия, 1984. 11.Ипполитова М.В. «Игровые технологии для детей младшего школьного возраста». - М.: Просвещение, 1993. 12..Каттанах Э. «Игровая терапия. Там, где небо встречается с бездной». – М.:Изд-во ЭКСМО-Пресс,2001. 13.Коломинский Я.Л„ Панько Е.А. «Учителю о психологии детей шестилетнего Возраста». - М.: Академия, 1988. 14.Левченко И.Ю. «Значение дидактических игр в развитии младших школьников». - М.: Академия, 1989. 15.Мастюкова Е.М. «Развивающие игры для младших школьников». - М.: Просвещение, 1991. 16.Эльконин Д.Б. «Психология игры». - М.: Просвещение,1977. 17.Петерсон Л.Г. «Раз – ступенька, два – ступенька». – М., , «Баласс», 1998 г. 18.Волков И. П. «Учим творчеству». -М., 1988. 19.Земнина Е.А. «Играем, познаем, рисуем». -М., 1996. |