План заседания ШМО учителей начальных классов
Провела тренинг учитель начальных классов МОУ « СОШ п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области» Насибова Багиля Аясбаевна
Тема заседания: Учитель и дисциплина на уроке. Форма проведения : тренинг Цель тренинга: отработка профессиональных навыков и умений. Принципы в работе: доверительное и ответственное общение, ответственность в дискуссиях. Рассматриваем вопросы: Проблемы дисциплины на уроке. Тренинг проблемных ситуаций. Одним из "камней преткновения" на уроках молодых и неопытных учителей является вопрос дисциплины. Конфликтная ситуация на уроках очень часто возникает в результате неопытности педагога. Корректное решение конфликтных ситуаций - необходимый элемент профессиональной педагогической подготовки учителя. Цель "практикума по решению конфликтных педагогических ситуаций" - решение конфликтов "мирным путем". Педагогическое мастерство правомерно рассматривать как совокупность определенных качеств личности учителя, которые обусловливаются высоким уровнем его психолого-педагогической подготовленности, способностью оптимально решать педагогические задачи обучения, воспитания и развития личности обучаемых. Основные качества педагога - знание предмета деятельности, стремление к самообразованию, труд, любовь к детям, требовательность, чувство меры, педагогический такт, личный пример, выдержка, терпение, искренность, наблюдательность, умение пользоваться голосом и многое другое. Рассмотрим ситуацию (задание) Я работаю в школе второй год. Не могу справляться с дисциплиной на уроке. Замечания в дневник не помогают, а администрации все равно, выгнать ученика не имеешь права. Что делать, не знаю...срывается значительная часть урока. Я потом плачу, понимая, что учитель из меня никудышный. Основная проблема - это то, что дети не слушают, шумят. Особенно во время вопросов-ответов. Когда читает другой. Наверное, мне не место в школе. А недавно одна учительница сказала, что с этим рождаются (умение держать дисциплину). Подскажите, пожалуйста, это я такая-нетакая или я все-таки могу быть учителем? Выскажите своё мнение, дайте совет молодому педагогу! После обсуждения вопроса, предлагаются приёмы, способствующие укреплению дисциплины на уроке. Выключите свет. Это старый испытанный способ, который учителя используют давно. Когда кто-то из учеников или весь класс стал неуправляемым, просто поверните выключатель, подождите тишины несколько минут. Нет необходимости в очередной раз читать обвинительную речь или лекцию о том, что ученики плохо себя ведут, ведь они и сами прекрасно понимают, что нарушают правила поведения. В этой ситуации молчание дает больший эффект, чем громкие слова. Используйте музыкальные инструменты. Учителя музыки часто исполняют аккорд или несколько аккордов на пианино в момент нарушения поведения. Вместо пианино может быть использован любой музыкальный инструмент, и не только на занятиях по музыке. Начните говорить тихим голосом. Известны результаты социологического опроса учеников разных классов. На вопрос «Что вам больше всего не нравится в школе?» большинство учеников ответили: «Учителя, которые орут». Учительские крики не уменьшают уже существующий беспорядок и сильно снижают самоуважение и внутреннюю свободу учеников. Когда мы начинаем говорить тише, ученики, наоборот, прислушиваются и обращают на нас внимание, а это отвлекает их от нарушения поведения. Когда мы говорим спокойно, они тоже говорят спокойно. Измените манеру речи. Используйте необычную манеру говорить, измените произношение, ударения или начните вдруг говорить на другом языке, может быть, даже на бессмысленном. Шепчите или пойте слова, говорите монотонно, высоким или низким голосом, меняйте тон. Какие-то из этих вокализаций отвлекут учеников от того, чем они занимаются, нарушая правила, и заставят обратить на вас внимание. Говорите со стеной или «с портретом Пушкина». Этот прием хорошо работает в 5—7 классах. Когда один или несколько ваших учеников плохо ведут себя, повернитесь к стене и начните монолог: «Уважаемая стена, (Александр Сергеевич!) ты не поверишь, что происходит в моем классе сейчас. Одни выкрикивают ответы, не подняв руки, другие сидят ко мне спиной. Не хочешь ли посмотреть на ученика, который пускает бумажные самолетики с задней парты? Вот оно, племя младое, незнакомое!» Решив попробовать этот прием, заранее предупредите об этом директора, в противном случае он может решить, что вы — кандидат в психиатрическую клинику. Временно прекратите вести урок. Ученики знают, что учитель в школе, чтобы учить. Когда вы прерываете урок и «ничего не делаете» несколько минут, вы посылаете ученикам впечатляющий сигнал о том, что пора прекратить такое поведение. «Ничего не делать» можно стоя у доски или присев у стола. «Дайте мне знать, когда будете готовы продолжать урок», — вот все, что вам нужно сказать. Ненавязчивое давление старшего вскоре подействует, мир и порядок будут быстро восстановлены. Совет молодому педагогу прочитать книгу « Учитель и проблемы дисциплины» Кривцова С. Серия "Психолог в школе «Генезис», 2004. Эта книга - о том, как вести себя твердо, но доброжелательно с детьми, нарушающими правила поведения в классе. По мнению автора, сталкиваясь с подобными случаями, учитель должен уметь распознавать истинный мотив «плохого поведения» ребенка, выбирать наиболее эффективный способ немедленного прекращения выходки и разрабатывать поддерживающую стратегию взаимодействия с этим ребенком, позволяющую снижать повторение подобных проступков в будущем. Книга содержит не только психологический анализ всех этих умений, но и сценарий тренинговой работы педагогами.
Источник: http://« Учитель и проблемы дисциплины» Кривцова С. Серия "Психолог в школе «Генезис», 2004. |