МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА п. СЕВЕРНЫЙ ХВАЛЫНСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
Силкина Ирина Владимировна учитель немецкого языка
За последнее время большой популярностью на уроках иностранного языка И во внеурочной деятельности пользуется метод проектов. Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Системно - деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа). В обучении иностранного языка метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой практически по любой теме. Проектная технология сочетается с любым учебником (УМК) и другими учебными средствами и может быть включена в различные формы общей системы работы над изучаемым языком на этапе речевой практики и интегративного развития коммуникативных умений иноязычного речевого общения как вид работы по поддержке достигнутого уровня, совершенствованию и углублению подготовки учащегося. Проектное задание может рассматриваться как определенная форма адаптации материалов учебника к непосредственным особенностям образовательной ситуации и индивидуальным особенностям учащихся. Урок с использованием проектной технологии развивает умение добывать и применять знания, расширяет кругозор, обогащает ученика творческим и практическим опытом. Проектная деятельность формирует коммуникативные компетенции. Используя проектную деятельность, удаётся творчески применить языковой материал, превратить уроки иностранного языка в дискуссию, исследование. Новые тенденции в развитии нашего общества способствуют распространению защиты проекта как формы групповой деятельности учащихся. В ней школьник выступает как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проектировать какие-то необходимые изменения для улучшения жизни. Проектная деятельность охватывает темы, которые содержат интересный и ценный для учащихся культурный, исторический материал о стране изучаемого языка, темы, содержащие общечеловеческие проблемы. Выполняя задания проекта, учащиеся получают возможность практически применить знания по иностранному языку, сами находят необходимую информацию, содержащую ценный страноведческий, лексический, грамматический материал, используя для этих целей не только материал учебника, но и другие источники информации, которые сейчас в богатом выборе. Одна из задач проектной деятельности является повышение интереса и мотивации к изучению данного предмета. Даже слабоуспевающие учащиеся проявляют интерес к языку во время выполнения творческих заданий. Одной из главных особенностей проектной деятельности является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это открытка, стенгазета или составление ребусов, кроссвордов и т.п. Ребята с увлечением начинают работать над проектом, обсуждают его содержание и характер, цели. Работа над проектом преследует следующие цели: - формирование уважения к языку и культуре носителей языка; - воспитание активности в решении коммуникативных и познавательно-поисковых задач; - приобщение к самостоятельному выполнению заданий, работе со справочной литературой, зарубежными источниками информации; - приобщение к активному участию в диалоге культур; - развитие языковых способностей и устойчивого интереса к изучению немецкого языка; - развитие общеучебных умений (работа с учебником, сборником упражнений, книгой для чтения, справочной литературой, словарем); - формирование умений анализировать и сравнивать сведения и факты родной и иноязычной культуры. Проектная деятельность начинается с того, что мы с учащимися составляем план, прослеживаем пути нашей деятельности, обязательно ориентируемся на итог, к чему должны подойти. Так как в наших классах наполняемость детьми небольшая (по 3-5 человек), то мы работаем не в группах, а индивидуально. Каждый ребёнок выбирает задание по своему интересу, готовит его, предлагает путь реализации. Затем все обрабатывают собранный материал и представляют его на суд общественности. Как правило, для более младших учащихся, или на заключительном мероприятии недели немецкого языка, или просто в своём классе на открытом уроке. В процессе данной работы дети чувствуют себя более расковано и свободно. Такой вид работы способствует развитию творческой фантазии, развивает интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, формирует художественный вкус, а также углубляет знание языка, так как при этом происходит процесс запоминания лексики. Основные темы, по которым мы занимаемся проектной деятельностью: • Рождество в Германии, Новогодние праздники, Пасха (2,3,4 классы) • Город, какой он? (5 класс) • Хобби (6 класс) • Мой любимый уголок (7 класс) • Достопримечательности Германии и России (8 класс) • Молодёжь и общество (9 класс) Внедряя в практику работы проектную методику, я пришла к выводу, что если целенаправленно и систематически использовать ее в работе при обучении иностранному языку, то эффективность будет высокой. Например, увеличивается скорость чтения, улучшается качество перевода текста, работа со словарем и другими источниками. Совершенствуются умения устной и письменной речи, расширяется кругозор учащихся, развиваются коммуникативные навыки. Каждый ребенок учится высказывать и отстаивать свое мнение и приводить убедительные аргументы. Проектная методика дает большие возможности для активной устной практики, помогает учащимся в дальнейшей их учебе. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Обучению придается коммуникативная направленность, смысл которой заключается в расширении общего кругозора учащихся, развитии их памяти, мышления, интеллекта, в создании атмосферы непринужденности и эмоциональной стабильности, сотрудничества с учениками. В связи с этим изменяется роль учителя, который становится партнером, сотрудником ученика. Считаю, что благоприятные условия для общения вырабатывают у учащихся устойчивую положительную мотивацию к урокам немецкого языка. Я стараюсь создать в классе такую атмосферу сотрудничества, толерантности и поддержки, которая: - помогает детям ощутить собственную значимость, ценность, уникальность; - позволяет им действовать с максимально возможной степенью свободы, способствует укреплению дружбы; -дает возможность понимать самих себя, делиться с другими своими идеями и чувствами; -создает условия для развития социальных навыков в ходе различных ролевых игр. Таким образом, создавая на уроке условия познания и осмысления самого себя через средства иностранного языка, я добиваюсь активной деятельности учащихся.
Использованные ресурсы: 1) Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе.-2003.-№5 2) Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе. 2000. - № 2, 3. 3) Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. - 255 с.3. 4) Федеральная программа развития образования. (1999-2005 г.г.). //Народное образование. 1999. - № 9. - С. 29 - 65. 5 ) Интернет: Прошколу.ру; nsportal, поисковая система яндекс. |