План-конспект интерактивной беседы «Межкультурная коммуникация» Цель: формирование компетентности в вопросах межкультурной коммуникации. Задачи: - помочь понять многообразие мира, в котором мы живём, представить себя за пределами собственной культурной зоны; - учить видеть проявления культурных разнообразий в позитивном ключе; - способствовать созданию и поддержанию психологического климата; - развивать умение включаться в групповую работу; - развивать внимательность, наблюдательность, память. Оборудование: бумага, ручки, листы с заданиями. Наглядность: компьютерная презентация.
Ход беседы: Организационная часть Вступительное слово учителя: Нас окружает удивительно разнообразный мир культур, людей, вещей. Исторический опыт многовекового поликультурного взаимодействия сохранил известный, но достаточно старинный тезис, необходимый в межкультурной коммуникации: «Когда ты в Риме, делай так, как делают римляне» Этот тезис на протяжении многих веков считался единственно правильным и приемлемым. Что изменилось в современном мире? Возможно, ли в наше время не просто копировать поведение в чужой стране, а постараться, прежде всего, понять, прочувствовать и принять его? Содержательная часть (теоретическая часть) Ознакомление учащихся с основными понятиями по теме урока.
Презентация. Файл №1 Межкультурная коммуникация Взаимодействие индивидов, групп или организаций, принадлежащих к различным культурам называется межкультурной коммуникацией. Комментарий учителя: Человек - существо социальное, а следовательно зависит от других людей. Эта зависимость означает, что ощущения, восприятия, мышление и поведение человека во многом определяется социальным опытом, практикой, нормами и ценностными ориентациями той или иной группы. Коммуникация становится возможной, когда она координируется: люди согласуют свои действия, приспосабливаются друг к другу, создают общие предпосылки для взаимопонимания, устанавливают стандарты допустимых и недопустимых, желательных и нежелательных действий. Файл №2 Этноцентризм - это пример группового фаворитизма. Комментарий учителя: Мы рассматриваем иностранцев сквозь собственные «культурные очки» и оцениваем их поведение из ценностных установок родной культуры. Этноцентризм выполняет полезную для группы функцию поддержания позитивной идентичности, т.е. ощущения себя частью определённого коллектива. В ситуациях межкультурного общения мы легко можем стать жертвой ограниченности собственного восприятия, поскольку, как правило, исходим из того, что партнёры по коммуникации видят мир таким же, как и мы. Влияние родной культуры человек не осознаёт, поскольку сам факт этого влияния скрыт под пеленой обыденности повседневной жизни. Файл №3 Существуют понятия: жёсткий этноцентрик негативный этноцентрик скрытый этноцентрик рефлектирующий этноцентрик Задание учащимся: оцените себя, опираясь на типовую модель, Вы - «жёсткий», «негативный», «скрытый», «рефлектирующий» этноцентрик. Обоснуйте своё мнение. У: Чтобы справиться с проблемой этноцентризма, необходимо прилагать постоянные усилия и способствует этому принцип культурного релятивизма. Файл №4 Принцип культурного релятивизма: « Все культуры разные! Все культуры равные!» Комментарий учителя: Этот принцип играет важную роль в межкультурной коммуникации т. к. означает признание самостоятельности и полноценности каждой культуры, принципиальный отказ от этноцентризма при сравнении культур разных народов. Практическая часть. Упражнение №1 «Хелло - Бонжур» У частники должны постараться вспомнить и воспроизвести традиционные формы приветствий, принятые в разных культурах, у разных народов, стараясь не повториться. (возможные ответы: Здравствуй (те), привет, здорово (простая форма), наше вам почтение (русск. яз.) Как дела? How are you? англ. яз (в Америке) «Исэнмесез» - татарский яз. «Сэлэм» (здорово)- татарская молодёжь «Салам алейкум» - «Аллейкум ассалам»- азербайджанский яз. «Барев дзез» - армянский яз. «Гамарджоба» - грузинский яз. «Бзяраш-бай» - абхазский яз.
Упражнение №2 « Эверест» Предлагается выбрать из предложенного списка качеств и способностей десять основных качеств, необходимых для эффективного межкультурного общения. Затем из десяти качеств выбираются только пять, которые признаются подавляющим большинством, как качества, способствующие эффективному взаимодействию. Можно предложить выбрать качества, которые однозначно мешают эффективному межкультурному общению: -умение легко приспосабливаться -терпимость к чужому мнению, традициям, поведению -негативная оценка культурных различий -тактичность в общении -умение слышать, наблюдать -очернение своей собственной культуры -знать собственные границы -уважать другие культуры -избегать стереотипов -распространять предрассудки о других -уважение права другого быть другим -быть приверженцем своей собственной культуры -признание превосходства другой культуры -признание многообразия культур -эрудированность, информированность, компетентность -уважение человеческого достоинства -идеализирование своей собственной культуры -знание иностранных языков -способность прощать У: Что ещё мешает межкультурному общению? Стереотипы.
Файл №5 Стереотип - это упрощённое, обобщённое сокращение опыта, мнения, представления. Представление о себе называется автостереотип, о других-гетеро- стереотип Комментарий учителя: Стереотипы играют важную роль в осмыслении окружающей реальности, прогнозировании событий и собственной реакции на них и в формировании своего отношения к происходящему вокруг. Национальные стереотипы, как правило, содержат готовую оценку представителей той или иной национальности/ культуры, причём оценка эта принимается как нечто объективно данное и не подвергается переосмыслению. Воспитание способности к межкультурному общению подразумевает среди прочего и критическое отношение к подобным « языковым штампам», исподволь формирующим установки и поведение. Упражнение №3 Какое слово здесь пропущено? Предлагается листок с идиоматическими выражениями, в которых пропущено одно слово, и предлагается заполнить пробелы. Результаты ставятся на обсуждение. Идиоматические выражения Какое слово пропущено? а) Упрям, как б) Горячие парни. в) дело тонкое. г) Чисто юмор. д) не читатель, писатель. е) Какой не любит быстрой езды? ж) Чисто шарм.
Вопросы для обсуждения: Вызвало ли затруднения выполнение этого задания? Существовали ли сомнения по поводу того, какое слово пропущено? С чем это может быть связано? Часто ли употребляются данные выражения в разговорной речи? Какая оценка этнических групп в них содержится? Насколько осознанно это происходит? Приходилось ли Вам общаться с представителями культур, упомянутых в данных идиоматических выражениях? Можете ли Вы на основании личного опыта подтвердить выводы, заключённые в этих оборотах? Знаете ли ВЫ другие подобные выражения, принятые в других языках? В русском языке?
Упражнение №4 Отгадай, о ком речь? Предлагается листок с набором прилагательных, описывающих определённую нацию и предлагается ответить на вопрос, поставленный в задании. Результаты ставятся на обсуждение. Перед Вами характеристики представителей некоторых национальностей. Пожалуйста, определите, к какой именно национальности эти характеристики относятся: 1. Бесшабашный, щедрый, ленивый, необязательный, простодушный, бестолковый, неорганизованный, бесцеремонный, широкая натура, любит выпить. 2. Вежливый, сдержанный, педантичный, малообщительный, невозмутимый, консервативный, аккуратный, добросовестный, изящный. 3. Элегантный, галантный, болтливый, лживый, обаятельный, скупой, легкомысленный, раскованный. 4. Аккуратный, педантичный, исполнительный, экономный, неинтересный, въедливый, сдержанный, упорный, работоспособный.
Вопросы для обсуждения: Вызвало ли выполнение этого задания, какие либо трудности и почему? Приходилось ли Вам в повседневной жизни сталкиваться с употреблением этих стереотипов? Насколько широко они известны? Откуда Вы их знаете? Какие из перечисленных качеств Вы считаете положительными, какие отрицательными?
Заключительная часть Файл №6 Правила компетентного межкультурного общения Учащиеся перечисляют их. Затем каждому учащемуся предлагается в свободной форме высказаться о том, какие мысли и чувства возникли у них в результате беседы. |