Информационные технологии на уроках английского языка и во внеурочной деятельности. Пичугина И.В., учитель английского языка МОУ СОШ №2 г. Петровска Саратовской области. В настоящее время мы часто говорим о применении новых технологий в школе. Современные педагогические технологии - обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д. Что же такое педагогическая технология? Это совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами; это деятельность, направленная на создание условий для формирования уровня. Целью педагогических технологий является повышение эффективности образовательного процесса и гарантирование достижений запланированных результатов обучения. Так как главной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников и обучение практическому овладению иностранным языком, то учитель иностранного языка должен создать условия для практического овладения языком каждым учеником. Выбрать необходимые методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Для оптимизации учебного процесса мы используем различные технологии, но мне хочется остановиться на применении информационных технологий при обучении английскому языку. Наш стремительный век-это век информационных технологий. В настоящее время нам часто приходится сталкиваться с информацией, представленной в различных видах. И поэтому, большую роль в обучении школьников играет информационная компетенция, т.е. умение найти нужную информацию и передать её содержание. Основная цель общего образования на современном этапе не только усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельность и ответственность обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Об этом мы можем прочитать и в новых государственных стандартах. Каждый учитель мечтает приобщить своих учащихся к изучению своего предмета, хочет видеть их более развитыми и любознательными. Все хорошо знают, как непросто воспитать у учащихся потребность изучения иностранного языка, убедить каждого учащегося в том, что ему нужно знать этот предмет, и поддерживать интерес к нему. Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка и помогает нам подобрать методические средства и приемы, которые позволяют разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для обучающихся.Они также позволяют коренным образом изменить организацию процесса обучения детей, сформировать у них системное мышление. Применение ИКТ: 1. расширяет рамки образовательного процесса; 2. способствует его практической направленности; 3. повышает мотивацию учащихся в обучении: 2. создаёт условия для их успешной самореализации в будущем. В своей работе я часто использую разнообразные электронные ресурсы: мультимедийные программы, материалы, найденные в Интернет, интерактивные тесты, интерактивные программы при обучении по УМК “Enjoy English”. Они делают уроки разнообразными и интересными, учат детей пользоваться различными новыми технологиями. В Интернет мы с учениками находим различную необходимую для проектов информацию: о музеях, достопримечательностях, информацию о текущих событиях в разных странах, информацию об экологической ситуации в разных уголках мира, о национальных праздниках и т.д. И эти материалы выступают в роли «реального «культурного носителя» в процессе межкультурной коммуникации. При этом моя роль, как учителя английского языка состоит в том, чтобы адаптировать их к данному учебному курсу, изучаемой теме и языковому уровню учащихся. Мультимедийные презентации широко применяются почти всеми учителями. Они удобны и для учителя и для учеников. Почти на каждом уроке я использую презентации. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение. Текст может быть начитан носителями языка. Преимущества мультимедийных презентаций заключаются в следующем: 1. в активизации внимания всего класса; 2. в сочетании классной и внеклассной самостоятельной работы учащихся; 3. в экономии учебного времени; 4. в возможности использования для презентации интерактивной, мультимедийной доски, которая позволяет более наглядно семантизировать новый лексический, грамматический и даже фонетический материал, а также осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности; 5. в сочетании разнообразной текстовой аудио - и видеонаглядности. Но составление презентации требует большой подготовки учителя по подбору материала, продумывания структуры презентации, выбора оформления и т.д. На уроках английского языка с помощью ИКТ мы формируем навыки и умения чтения, используем материалы сети, Интернет, совершенствуем умения письменной речи школьников, пополняем словарный запас учащихся, формируем у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Учащиеся нашей школы принимают участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет и т.д. Использование ИКТ на уроках способствует повышению интереса к предмету, помогает учащимся преодолеть психологический барьер на пути использования иностранного языка как средства общения. Для нас, учителей, Интернет– это просто масса полезной информации! Здесь мы можем найти богатый языковой и страноведческий материал, а также описание новейших обучающих технологий, возможность постоянно повышать собственный уровень владения языком, общаться на английском языке и приобщать к этому своих учеников. В своей работе я также ежедневно использую интерактивную доску на своих уроках. Основное преимущество интерактивной доски – наглядность и интерактивность. Она оказывает одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия – слух и зрение, что позволяет достичь гораздо большего эффекта. А использование богатых иллюстративных, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося. Дети не только получают важную и нужную информацию, но и испытывают очень сильные положительные эмоции, такие как удивление, восторг, радость, азарт. Ученики с увлечением работают, если применяется интерактивная доска. Они выполняют интерактивные задания, и не боятся ответить неправильно. Благодаря наглядности и интерактивности изучаемого материала, все дети вовлекаются в активную работу. Таким образом, использование возможностей интерактивной доски оказывает положительное эмоциональное воздействие на учащихся, способствует развитию речевой активности, внимания, воображения, творчества, и самое главное, росту положительной мотивации к изучению предмету. При проведении уроков с интерактивной доской я использую разные задания (особенно интересно работать с приложениями к учебнику “Enjoy English”): распределить слова в три колонки, подписать картинки, заполнить пропуски, составить предложение и т. д. Хочется сказать, что уроки, на которых есть такие задания, становятся для обучающихся намного интереснее. Детям легко и интересно передвигать предметы и слова на доске, пользоваться электронным пером и ластиком, чувствовать то, что они владеют современными инновационными технологиями. Изучение иностранных языков с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у обучающихся. Например, при обучении аудированию каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь. При обучении говорению каждый может произносить фразы. При изучении грамматических структур - дети выполняют грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов, неоднократно возвращаясь к проделанным тестам, находя правильный ответ. В заключении можно сказать, что использование новых информационных технологий в преподавании английского языка помогает совершенствовать и оптимизировать учебный процесс и делать урок более интересным. Мы дополняем и сочетаем традиционные методы преподавания с новыми методами, использующими информационные технологии, применяем индивидуальный подход к каждому обучающемуся и развиваем их лингвистические способности, а также объективно оцениваем качество знаний каждого ребенка. Таким образом, эта тема очень актуальна в настоящее время в условиях модернизации образования, так как при условии применения современных технологий процесс обучения становится более эффективным и личностно – ориентированным. Отмечая все положительные стороны использования информационных технологий, хочется подчеркнуть, однако, что никакие самые новейшие технологии не смогут заменить учителя на уроке. Компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. А применение информационных технологий следует рассматривать, как одно из эффективных способов организации учебного процесса, и одно из основных требований к профессиональной деятельности учителя - информационной компетентности. Литература. 1. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка.- ИЯШ №5, 2003. 2. Инкина И.И. Использование ИКТ в обучении иностранному языку.- www.kn.att.com. 3. Слабова Т.Л. Использование современных образовательных технологий при обучении английскому языку. – www.edu 4. Ткачёв В.О. Применение компьютерных технологий на уроках английского языка. – www.churap.ru. 5. Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроке английского языка. МОУ СОШ №8 e-mail :moyshkola8@yandex.ru |