Ресурсы сети Интернет для повышения эффективности образовательного процесса В последнее время все большее внимание уделяется внедрению в систему образования достижений в области информационных технологий. Компьютеризация образовательных учреждений способствует широкому использованию образовательных электронных ресурсов (ОЭР) и Интернет-технологий в учебном процессе. Применение Интернет-технологий и ОЭР в образовании оправдано только в тех случаях, в которых они дают существенное преимущество по сравнению с традиционными формами обучения. Используя информационные технологии на уроке, учитель может следующее: • организовать индивидуальное интерактивное обучение учащихся; • использовать электронные ресурсы, особенно анимации, апплеты компьютерные модели и виртуальные лаборатории, для демонстраций; • проводить компьютерные лабораторные работы с использованием компьютерных моделей или виртуальных лабораторий; • организовать исследовательскую и проектную деятельность учащихся; • проводить контроль знаний учащихся с использованием компьютерных программ или технологий дистанционного обучения. Использование Интернет-ресурсов на уроках физики повышает информационную культуру учащихся, проявляет лучшие качества в детях, помогает им творчески расти; позволяет использовать более обширную информацию; обеспечивает оперативность пополнения учебного материала новыми сведениями. На сегодняшний день самой динамично развивающейся областью образования является Интернет, который широко внедрился в школьное образование и стал доступным для использования в образовательном пространстве. Значительно увеличилось и число информационных ресурсов по школьным предметам. На его многочисленных сайтах можно найти материал, отвечающий самым изысканным вкусам: компьютерные программы, электронные учебники, энциклопедии, справочники, методические разработки и т.д. Информационный потенциал Интернета просто неисчерпаем. Используя ресурсы сети Интернет, учитель сможет внести в обучение новую актуальную информацию, повысить его наглядность и интерес школьников к учебе. Здесь можно просмотреть практически все образовательные документы, получить правовую информацию. Кроме всего прочего Интернет дает возможность разнообразить содержание и методику обучения ряда предметов, в том числе и физики. Ресурсы помогают учителю подготовить и провести уроки физики, сэкономив при этом время и силы при подготовке к уроку; выполнить в классе с необходимой скоростью, полнотой и корректностью такие действия, как выведение формул, построение графиков, схем; предложить ученикам оригинальные и занимательные задачи, логические задачи и физические головоломки; подготовить школьников к участию в физических конкурсах и олимпиадах. Не удивительно, и не секрет, что для учеников Интернет является привычной и повседневной стороной жизни. В ходе таких работ организуется исследовательская деятельность обучающихся по поиску решения с помощью соответствующих ресурсов сети Интернет. Самостоятельное исследование ученика не только разовьёт его математическое мышление, но и значительно обогатит урок, придаст ему характерную занимательность и практическую значимость. Материал из Интернета можно подобрать для любого урока. Рассмотрим для примера урок физики в 8 классе по теме «Законы Ньютона». Ресурсы Интернет позволили найти следующую информацию: годы жизни учёного, его биографию, область применения законов Ньютона, роль И. Ньютона в развитии механики, отличие взглядов Галилея и Ньютона на движение изолированных тел, от представлений их предшественников, применение законов для решения разнообразных физических задач (от старинных до современных); занимательные задания, стихи, рисунки, кроссворды. Учащиеся могут взглянуть на это с позиции другой науки, другого периода времени. Учитель имеет возможность наглядно демонстрировать школьникам разработки ученых в области физики, результаты научных исследований. Организовать работу с ресурсами Интернет на уроке можно двумя способами: в режиме on-line, с непосредственным доступом в Интернет и опосредованным доступом в Интернет. Актуальна проблематика Единого государственного экзамена по физике. На портале ЕГЭ (http://ege.edu.ru) информационная поддержка осуществляется с помощью нескольких информационных разделов, которые полезны как учителям, так и учащимся при подготовке к ЕГЭ. В разделе «Демонстрационные версии и примеры реальных вариантов экзаменационных работ», выпускники смогут проверить и оценить свои возможности, выполняя задания демонстрационного варианта, ряд которых доступен в форме интерактивных on-line тренажеров. На Федеральном портале ФЦИОР http://fcior.edu.ru размещены электронные ресурсы нового поколения – электронные учебные модули (ЭУМ), разработанные компанией ФИЗИКОН. Общее количество модулей по физике превышает 1300 и перекрывает все темы как основной, так и старшей школы. Ресурсы модульного типа по физике – это уже не просто одно из средств проверки и закрепления полученных знаний или обычный гипертекст в Интернет. Теперь они открывают совершенно новые познавательные возможности и перспективы для самостоятельного обучения обучающегося. Стимуляция интереса к предмету, пояснения учебного материала с помощью аналогий, комментарии в случае неверных ответов при решении задач или тестовых заданий, рекомендации учащимся, значительное расширение теоретических и практических возможностей курса, неограниченный рост количества практических модулей, улучшение качества методических рекомендаций по практическому использованию возможностей дистанционного обучения – вот только краткий перечень современный улучшений в дистанционных модулях по физике, что делает их по настоящему современными адаптивными средствами обучения. Использование возможностей Интернет в рамках нового подхода позволяет существенно повысить эффективность образовательного процесса. Использование ЭУМ по физике – это возможность индивидуализировать обучение, создание индивидуальных образовательных траекторий для каждых учащихся. Интернет даёт возможность повысить уровень методической подготовки учителей. Обращаясь к сети Интернет, учитель может пополнить свою методическую копилку. Учителя физики могут получить много полезной информации представленной в следующих информационных системах: Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов (http://eor.edu.ru); Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru); Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru) Использую в своей практике учебные материалы нового поколения в рамках проекта «Информатизация системы образования» (http://portal.ntf.ru/), на котором имеются: • наборы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), которые за счет расширения действующих сегодня в школе учебников призваны создать у учителя физики «привычку» к использованию ИКТ, стимулировать их к применению современных образовательных технологий, ориентированных на создание условий для достижения учениками новых образовательных результатов; • информационные источники сложной структуры (ИИСС), которые, в отличие от наборов ЦОР могут быть охарактеризованы как вполне самостоятельные, но локальные разработки, не претендующие на охват всего предмета, но задающие строго определенный набор видов учебной деятельности; • инновационные учебно-методических комплексы (ИУМК), которые, являясь полным набором средств обучения, необходимым для организации учебного процесса, должны обеспечивать достижение образовательных результатов, необходимых для подготовки учащихся к жизни в информационном обществе. Все ресурсы Интернет, которые применяю в своей работе можно классифицировать следующим образом: 1. Виртуальные уроки или обучающие ОЭР. Обучающие электронные ресурсы для ознакомления учащихся с изучаемым материалом, для формирования основных понятий, для отработки умений и навыков путём их активного применения в различных учебных ситуациях, а также для самоконтроля и контроля приобретенных знаний: • обучающая программа по физике «Активная физика», разработанная группой PiLogic (БГПУ), г. Минск (www.cacedu.unibel.by или http://www.informika.ru/text/inftech/edu/physics/); «Активная физика» предназначена для формирования основных физических понятий, а также умений и навыков решения задач. База заданий «Активной физики» содержит около 600 заданий, содержание и сложность которых соответствует учебным программам для учащихся 7–10 классов. Программа позволяет реализовать 3 режима обучения и 2 режима контроля полученных знаний. Типовой сценарий урока рассчитан на работу учащегося в течение 15–30 минут и содержит 10–15 заданий. Программа «Активная физика» анализирует работу учащихся, выставляет отметки, ведёт журнал успеваемости, а также выдаёт рекомендации по дальнейшему обучению. Особо следует отметить, что «Активная физика» позволяет учителю самостоятельно формировать уроки, путем выбора соответствующих заданий из ее базы. Демо-версия программы «Активная физика» расположена на сайте разработчиков по адресу: http://www.cacedu.unibel.by/partner/bspu/pilogic/map.htm, а также по адресу: http://www.informika.ru/text/inftech/edu/physics/. Демоверсия содержит семь полноценных уроков, которые вполне позволяют оценить возможности данной обучающей программы. •для учебного процесса и домашних занятий применяю мультимедиа курс «Открытая физика 2.5», разработанный компанией «ФИЗИКОН» (http://physicon.ru/products/products1a.html); •для самостоятельной работы учащихся - репетитор «Курс физики XXI века» компании МедиаХауз, автор Л. Я. Боревский (http://www.mediahouse.ru/products/kf21/kf21.htm); •для слабых учащихся - «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» (http://vschool.km.ru/education.asp?subj=2) 2.Демонстрационные ОЭР. С помощью этих ресурсов можно увидеть на экране компьютера результаты компьютерного моделирования физических явлений и опытов, а также видеозаписи или анимации экспериментов и явлений: •для динамических демонстраций различных экспериментов использую компакт-диски компании «ФИЗИКОН», такие как «Физика в картинках» (http://physicon.ru/products/products4.html), «Открытая физика 1.1» (http://physicon.ru/products/products21.html) и другие. •для просмотра анимаций ряда экспериментов - (http://physics.nad.ru/physics.htm). 3.Контролирующие ОЭР. Эти ресурсы применяю для проведения текущего и итогового контроля знаний и умений, приобретённых учащимися в процессе обучения: • Тесты на сайте «Открытого колледжа» — http://www.college.ru/physics/ В Системе Дистанционного Обучения (СДО) «Открытого колледжа» учащиеся могут самостоятельно формировать индивидуальные тесты для самопроверки знаний по физике. Для тестирования необходимо зарегистрироваться в СДО. После этого можно самостоятельно сформировать тест по следующим разделам: механика, механические колебания и волны, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, оптика, квантовая физика. Можно также сформировать единый тест по всему курсу физики. Вопросы в тесте могут быть простого, среднего, углубленного (или любого из перечисленных) уровня сложности, а их количество — 5, 10, 15 или 20 вопросов. Демонстрационный тест, который можно пройти без регистрации, расположен по адресу: http://www.college.ru/physics/tests/1p.htm •трехуровневые тесты (http://www.college.ru/physics/); •«Образовательный сервер тестирования» (http://rostest.runnet.ru/). 4. Электронные энциклопедии. •энциклопедия науки и техники «От плуга до лазера» (www.mammoth.net), •игровую энциклопедию «Физикус» (http://www.mediahouse.ru/products/fizik/fiz.htm); •Интернет-энциклопедию «Рубрикон» (http://www.rubricon.ru); •«Универсальную электронную энциклопедию Кирилла и Мефодия» (http://mega.km.ru/bes_98/index.asp); •энциклопедию «Мир вокруг нас» (http://www.mirvn.ru/index.html). 5.Мультимедиа лекции: (http://www.umsolver.com/rus/phys.htm?142002). Лекции, в которых синхронно с дикторским текстом на экране компьютера появляются: текст, в виде бегущей строки, основные формулы, графики, а также трёхмерные компьютерные анимации, видеофрагменты и фрагменты мультфильмов 6. Компьютерные модели, апплеты. Позволяют учащимся наблюдать на экране компьютера имитацию сложных и опасных процессов, например: работу ядерного реактора или лазерной установки, различные виды колебаний и волновых явлений, движение частиц в электрических и магнитных полях и т.д. Самое главное заключается в том, что учащиеся могут управлять указанными процессами, изменяя соответствующие параметры модели: •апплеты ФИЗИКОНа представлены на сайте «Открытый колледж» (http://www.college.ru/physics/applets/a_content.htm). •Java-аплеты (http://www.informika.ru/text/inftech/edu/edujava/physics/). 7. Виртуальные лаборатории и конструкторы: •«оnline лаборатория по физике» на сайте «Открытого колледжа» (http://www.college.ru/laboratory/MainMenu.php3); •виртуальный конструктор цепей постоянного тока «Сборка» (http://shadrinsk.zaural.ru/~sda/project1/index.html); •виртуальный конструктор «Начала электроники» (http://www.elektronika.newmail.ru/). 8. Виртуальные лабораторные работы: •дистанционный лабораторный практикум по курсу физики средней школы на сайте СПбИТМО (http://phdep.ifmo.ru/labor/common/). «Физическая лаборатория» — http://www.phy.ntnu.edu.tw/java/index.html На сайте представлено 67 апплетов по механике, волновым процессам, термодинамике, электродинамике, оптике, теории относительности. Среди апплетов особенно интересны, например, математический маятник (можно изменять ускорение свободного падения и массу маятника), сопоставление гармонического колебания и равномерного движения по окружности, интерференция волн, смешение цветов и др. 9. Электронные задачники или пакеты задач: •компакт-диск «Видеозадачник по физике» Казанского Государственного Университета, •компакт-диск «Решебник по физике 7-11», выпущенный ООО «Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение» (http://mmtech.ru). 10. Электронные дидактические материалы: •компакт-диск с подборкой материалов для учителя, собранных заведующим кабинетом физики Санкт-Петербургского Университета Педагогического Мастерства В. Е. Фрадкиным(http://www.edu.delfa.net:8101/CONSP/consp.html), http://www.edu.delfa.net:8101/cabinet/stat/fsso.html#psi. Применение компьютерных средств в учебном процессе способствует увеличению темпа изучения материала, но это увеличение не может быть большим, так как пропускная способность мозга имеет определенный предел. Учителю очень не просто быстро подобрать оптимальный материал при изучении конкретной темы. При составлении поурочного и тематического плана необходимо внести адреса сайтов соответствующих страниц в Интернете. Это существенно упростит задачу по подбору необходимых материалов к уроку. |