в целях поддержки инновационной деятельности учителей в использовании современных технологий в образовательном процессе с 6 по 18 февраля 2012 года проводится III межмуниципальная Интернет-конференция «О, урок! – ты солнце! Мой самый необычный урок».
Решение задач на определение количества информации
Цель урока: закрепление навыков решения задач с помощью алфавитного и содержательного подходов. Задачи урока: • Воспитательная – формировать информационную культуру учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость, терпимость, умение работать в группе. • Образовательная – повторить алфавитный и содержательный подходы на нахождение количества информации, сформировать навыки решения задач с помощью формулы Хартли, решить несколько задач. • Развивающая – развивать логическое мышление, внимательность, самоконтроль. Тип урока: Комбинированный урок. Работа в группах. Формы учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая. Средства обучения: компьютерный класс, интерактивная доска. План урока: • Мотивация (2 минуты). • Актуализация опорных знаний (5 минут). • Совместное решение задач по теме (10 минут). • Физминутка (3 минуты). • Организация групповой работы, определение групп (1 минута). • Решение задач в группах на оценку, самоконтроль (15 минут). • Совместное обсуждение типичных ошибок (5 минут). • Подведение итогов, выставление отметок (1 минута). • Домашнее задание (1 минута). • Рефлексия (2 минуты). Ход урока Мотивация. Определение цели и задач урока. Здравствуйте! В настоящее время на экзаменах по информатике, в том числе ЕГЭ (часть А, есть много заданий по теме “Определение количества информации”. Цель данного урока – закрепление навыков решения задач с помощью алфавитного и содержательного подходов. Для того чтобы хорошо понять решение задач на нахождение количества информации, необходимо прорешать задачи разного типа. Для этого давайте вспомним… Актуализация опорных знаний (повторение). С помощью какой формулы мы определяем количество информации в различных сообщениях, событиях? (Используется одна и та же формула Хартли, выведенная из вероятностно-статистического подхода К.-Э. Шеннона N=2i, i=log2N, где i – количество информации (в битах), N – количество информационных сообщений (событий). В одном случае рассматриваются равновероятностные события, в другом – мощность алфавита). Чем отличается алфавитный и содержательный подходы для определения количества информации? (При алфавитном подходе рассматривается текст как совокупность символов, а при содержательном – содержание происходящих событий. Первый подход более объективен, так как позволяет избежать двусмысленности происходящих событий.). При содержательном подходе рассматриваются равновероятностные события, поэтому для решения задач необходимо знать количество всех возможных событий. Для нахождения количества информации с использованием алфавитного подхода необходимо знать мощность используемого алфавита. Так как определяем информационную емкость не одного символа, а нескольких взаимосвязанных символов в слове, предложении, тексте, то необходимо знать и количество символов в слове. Совместное решение задач. Давайте решим несколько задач по данной теме. 1. Сообщение, записанное буквами 64-символьного алфавита, содержит 20 символов. Какой объем информации оно несет? Решение: Один символ алфавита несет в себе 6 бит информации (2^6=64), Соответственно сообщение из 20 символов несет 6 х 20 = 120 бит. Ответ: 120 бит. 2. Жители планеты Принтер используют алфавит из 256 знаков, а жители планеты Плоттер — из 128 знаков. Для жителей какой планеты сообщение из 10 знаков несет больше информации и на сколько? Решение: Один символ алфавита жителей планеты Принтер несет в себе 8 бит информации (2^8=256), а жителей планеты Плоттер — 7 бит информации (2^7=128). Соответственно сообщение из 10 знаков для жителей Принтер несет 10 х 8 = 80 бит, а для жителей Плоттер — 10 х 7 = 70 бит 80 — 70 = 10 бит. Ответ: Больше для жителей Принтер на 10 бит. 3. Для кодирования нотной записи используется 7 значков-нот. Каждая нота кодируется одним и тем же минимально возможным количеством бит. Чему равен информационный объем сообщения, состоящего из 180 нот? Решение: Каждая нота кодируется 3 битами (2^2=4<7<2^3=8). Информационный объем сообщения равен 180 х 3 = 540 бит. Ответ: 540 бит. 4. Цветное растровое графическое изображение, палитра которого включает в себя 65 536 цветов, имеет размер 100Х100 точек (пикселей). Какой объем видеопамяти компьютера (в Кбайтах) занимает это изображение в формате BMP? Решение: 65536 = 2^16, I = 16 бит на кодирование 1 цвета. Все изображение состоит из 10х10=10 000 точек. Следовательно, количество информации, необходимое для хранения изображения целиком 16*10 000=160 000 бит = 20 000 байт = 19,5 Кб. Ответ: 19,5 килобайт. 5. В велокроссе участвуют 119 спортсменов. Специальное устройство регистрирует прохождение каждым из участников промежуточного финиша, записывая его номер с использованием минимально возможного количества бит, одинакового для каждого спортсмена. Каков информационный объем сообщения, записанного устройством, после того как промежуточный финиш прошли 70 велосипедистов? Решение: N=119 (2^6=64<7<2^7=128), I ≈7 бит необходимо для кодирования одного спортсмена, поскольку была записана информация о 70 спортсменах, объем сообщения составил: 7 х 70 = 490 бит. Ответ: 490 бит. Сложная задача 6. Словарный запас некоторого языка составляет 256 слов, каждое из которых состоит точно из 4 букв. Сколько букв в алфавите языка? Решение: При алфавитном подходе к измерению количества информации известно, что если мощность алфавита N (количество букв в алфавите), а максимальное количество букв в слове, записанном с помощью этого алфавита – m, то максимально возможное количество слов определяется по формуле L=Nm. Из условия задачи известно количество слов (L=256) и количество букв в каждом слове (m=4). Надо найти N из получившегося уравнения 256=N4. Следовательно, N=4. Ответ: 4 буквы. Физминутка (дети сели ровно, расслабились, закрыли глаза, звучит спокойная музыка, учитель комментирует): Более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Давайте выполним несколько массажных движений: 1. потяните за мочки сверху вниз; 2. потяните ушные раковины вверх; 3. потяните ушные раковины к наружи; 4. выполните круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против. Далее массажируем определенные места на голове, что активизирует кровообращение в кончиках пальчиков, предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом. Массаж проводится в следующей последовательности: 1. найдите точку на лбу между бровями («третий глаз») и помассируйте ее; 2. далее парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние); 3. точку посередине верхнего края подбородка; 4. парные точки в височных ямках; 5. три точки на затылке в углублениях; 6. парные точки в области козелка уха. Нужно помнить, что любое упражнение может принести пользу, не оказать никакого воздействия, принести вред. Поэтому нужно выполнять его очень старательно, обязательно в хорошем настроении. Организация групповой работы, определение групп. Размещение обучающихся за компьютеры, где у всех открыто задание (Презентация задач) не более 3 человек за каждый ПК. С собой дети берут только тетрадь и ручку для решения. Здесь необходимо объяснить, что в презентации нужно будет ориентироваться по ссылкам, в том числе и выбрав правильный вариант ответа, всего задач – 5 (по 3 минуты на задачу). В конце автоматически выйдет результат на экран монитора в виде отметки за урок. Детей можно ознакомить с критериями выставления отметок за решение данного типа задач: 1 верная задача – отметка «2» 2 верные задачи – отметка «3» 3 верные задачи – отметка «4» 4 верные задачи – отметка «4» 5 верных задач – отметка «5». Совместное обсуждение типичных ошибок. – проверка, разрешение вопросов по решению задач: 1. Сколько информации несет сообщение о том, что было угадано число в диапазоне целых чисел от 684 до 811? Решение: 811-684=128 (включая число 684), N=128, i=7 бит (2^7=128). Ответ: 7 бит информации. 2. В некоторой стране автомобильный номер длиной 7 символов составляется из заглавных букв (всего используется 26 букв) и десятичных цифр в любом порядке. Каждый символ кодируется одинаковым и минимально возможным количеством бит, а каждый номер – одинаковым и минимально возможным количеством байт. Определите объем памяти, необходимый для хранения 20 автомобильных номеров. Решение: всего используется 26 букв + 10 цифр = 36 символов для кодирования 36 вариантов необходимо использовать 6 бит, так как 2^5=32<36<2^6=64, т.е. пяти бит не хватит (они позволяют кодировать только 32 варианта), а шести уже достаточно таким образом, на каждый символ нужно 6 бит (минимально возможное количество бит). полный номер содержит 7 символов, каждый по 6 бит, поэтому на номер требуется 6 x 7 = 42 бита. По условию каждый номер кодируется целым числом байт (в каждом байте – 8 бит), поэтому требуется 6 байт на номер (5x8=40<42<6x8=48), пяти байтов не хватает, а шесть – минимально возможное количество на 20 номеров нужно выделить 20x6=120 байт. Ответ: 120 байт. 3. Каждая клетка поля 8×8 кодируется минимально возможным и одинаковым количеством бит. Решение задачи о прохождении 'конем' поля записывается последовательностью кодов посещенных клеток . Каков объем информации после 11 сделанных ходов? (Запись решения начинается с начальной позиции коня). Решение: Всего клеток 8х8 = 64. Для кодирования 1 клетки необходимо 6 бит (2^6=64). В записи решения будет описано 12 клеток (11 ходов+начальная позиция). Объем информации записи 12х6 = 72 бита = 72:8 = 9 байт. Ответ: 9 байт. 4. Информационное сообщение объемом 1,5 килобайта содержит 3072 символа. Сколько символов содержит алфавит, с помощью которого было записано это сообщение? Решение: 1,5 Кбайта = 1,5*1024*8 = 12288 бит. 12288/3072 = 4 бита — информационный вес одного символа. Мощность алфавита равна 2^4=16 символов. Ответ: 16 символов. 5. Мощность алфавита равна 64. Сколько Кбайт памяти потребуется, чтобы сохранить 128 страниц текста, содержащего в среднем 256 символов на каждой странице? Решение: Всего требуется сохранить 128 х 256 = 32768 символов. Информационный вес 1 символа 6 бит (2^6=64). Чтобы сохранить весь текст, потребуется 32768 х 6 = 196608 бит = 196608 : 8 =24576 байт = 24576 : 1024 = 24 Кб. Ответ: 24 Кб. Подведение итогов, выставление отметок. объявление оценок за урок. Домашнее задание: к следующему уроку составить 1 задачу на нахождение количества информации, используя алфавитный или содержательный подход и решить ее в тетради. Рефлексия (раздать заготовленные листочки – Приложение 1) ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА (Синквейн – это способ на любом этапе урока, изучения темы, проверить, что находится у обучающихся на уровне ассоциаций). 1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное. 2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами. 3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме. 4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке. 5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.
Анализ урока по информатике по теме: "Решение задач на определение количества информации"
Цель урока: закрепление навыков решения задач с помощью алфавитного и содержательного подходов. Задачи урока: • Воспитательная – формировать информационную культуру учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость, терпимость, умение работать в группе. • Образовательная – повторить алфавитный и содержательный подходы на нахождение количества информации, сформировать навыки решения задач с помощью формулы Хартли, решить несколько задач. • Развивающая – развивать логическое мышление, внимательность, самоконтроль. Тип урока: Комбинированный урок. Работа в группах. Формы учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая. Средства обучения: компьютерный класс, интерактивная доска. План урока: • Мотивация (2 минуты). • Актуализация опорных знаний (5 минут). • Совместное решение задач по теме (10 минут). • Физминутка (3 минуты). • Организация групповой работы, определение групп (1 минута). • Решение задач в группах на оценку, самоконтроль (15 минут). • Совместное обсуждение типичных ошибок (5 минут). • Подведение итогов, выставление отметок (1 минута). • Домашнее задание (1 минута). • Рефлексия (2 минуты). Урок начался организованно, целенаправленно. В начале урока повторили, ранее изученный материал, который пригодился для решения задач. Далее была физминутка, которая сейчас необходима на каждом уроке. Интересный момент на уроке работа по группам, где учащиеся сначала решают задачи, потом их оценивают и совместно обсуждают типичные ошибки. Урок своей цели достиг. Дано домашнее задание, оценки выставлены.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]