1.
Организационный этап.
2.
Сообщение темы,
постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся.
УЧИТЕЛЬ:
(слайд 1 – приложение 1)
Ребята,
сегодня мы изучим новую тему «Цикл в алгоритме», научимся составлять алгоритмы
блок-схемой, в будущем вы научитесь составлять программы на языке
программирования, а блок-схемы упрощают процесс составления программ. Может
быть, кто-то из вас будет программистом. Закрепим умения выполнять алгоритм с
ветвлением.
Задача сегодняшнего урока ясна?
Для
начала, рассмотрим пословицу, ключом к
её прочтению служит циферблат часов. «Дело мастера
боится» (слайд 2)
Я
хочу, чтобы сегодня на уроке у вас было огромное желание быстро и правильно
работать! И показали, что вы
являетесь настоящими мастерами своего дела!
3.
Проверка домашнего
задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний (слайд 3-5).
Задание 12 (устно)
Задание 13 (устно): какого цвета получились
крыши домов и почему?
Задание 15 (устно): какой рисунок был закрашен?
Сколько знаков «+» под каждым рисунком?
4.
Актуализация знаний
учащихся (слайд
6).
Ребята,
сейчас мы выполним задание 16 (алгоритм
"Налови рыбы"). Я вам даю время на чтение рассказа в картинках.
—
Почему робот не вернулся с рыбалки?
(Ему
не объяснили, когда нужно остановиться.)
—
Как бы вы предложили объяснить роботу, до каких пор он должен рыбачить?
(Здесь
дети могут предложить несколько вариантов условия:
—
пока не наловил 20 рыб;
—
пока не проголодался;
—
пока солнце не зашло;
—
пока не пройдет 3 часа...
Из
приведенных условий не подходит только второе, так как робот не может
проголодаться.)
Все
варианты, предложенные вами подходящие, нам необходимо:
·
Вписать
в ромб условие окончания рыбалки: это должен быть такой вопрос, что в случае
ответа "да" робот возвращается.
(Наловил
20 рыб? Солнце зашло? Прошло 3 часа?..)
·
Заполнить
схему алгоритма (использовать действия, названные мальчиком в рассказе; можно
записывать только первые слова ко-манд:
"Насади", "Забрось", "Подожди",
"Снимал", "Положи"). Вопрос нужно записать полностью, без
сокращений (слайд 7).
— Чем этот
алгоритм отличается от всех предыдущих?
(В этом
алгоритме есть действия, которые выполняются не по одному разу.)
—
Сколько раз Бобу придется выполнять одни
и те же действия: на-саживать
наживку, забрасывать крючок и т. д.?
(Столько,
сколько раз клюнет рыба, до тех пор, пока он не поймает 20 рыб, или не наступит
ночь, или не пройдёт 3 часа...)
—
Какие команды будут выполняться во время рыбалки несколько раз?
Ребята мы
пришли выводу, что повторяться будут
все команды, кроме «Начало» и «Конец» включая вопрос в ромбе. На него роботу
придется отвечать каждый раз после того, как поймана очередная рыба.
Обводим на
схеме прямоугольники и ромбы, в которых записаны эти команды.
—
Итак, в алгоритме можно описать повтор выполнения шагов. Это оз-начает, что в алгоритме есть цикл.
Условие окончания повтора записывается в ромбе (вопрос, на который можно
ответить "ДЛ" или "НЕТ").
Ребята,
подумайте, и скажите, есть ли отличием у алгоритма с циклом и алгоритма с
обычным ветвлением.
Если в ромбе записано условие
повтора, то одна из двух стрелок ведет вверх — к той команде, с которой
начинается повтор. А вторая стрелка показывает вниз: как только
условие выполняется, повтор прекратится.
5.
Воспроизведение знаний
на новом уровне.
Сейчас, мы с вами рассмотрим
алгоритм «Помой персики (Цикл в алгоритме N 193175) ЦОР» (слад 8) и
восстановим схему алгоритма с циклом из заданных команд «Помой персики (Цикл в алгоритме (N 193295) ЦОР» (слад 9).
(Дети рассматривают алгоритм, а затем восстанавливают алгоритм с
циклом, при помощи работы с
интерактивной доской).
Физкультминутка (слайд 10)
Ребята, выполняем работу на
карточках (приложение 2)
6.
Применение
знаний в новой ситуации (слад 11).
Внимательно
читаем задание 17 (алгоритм "Собери пирамидку") и
выполняем его.
-
Какую команду запишем в прямоугольник?
Команду "Выбери … ненадетое
кольцо", записываем пока только
слово "Выбери".
-
Какой вопрос следует записать в ромбе?
Кольца закончились.
-
Какое кольцо нужно выбирать каждый раз из оставшихся колец?
(Самое
большое кольцо из оставшихся — только тогда пирамидка соберется правильно.)
- Дописываем команду
"Выбери ...".
- Какие команды в алгоритме повторяются?
В алгоритме повторяются только три команды:
— "Выбери самое большое ненадетое
кольцо";
— "Надень кольцо";
— "Есть ненадетые кольца?". Эти команды обводим карандашом.
Команды
"Возьми палочку" и "Надень верхушку" выполняются по одному
разу.
— Сколько раз будут повторяться три обведенных команды'?
(Столько раз, сколько колец в пирамидке) (слад
12).
Упражнения для глаз (слайд 13-15)
7.
Определение и разъяснение
домашнего задания (слайд 16).
Задание
18 — найти зверей на рисунке, вписать их названия в таблицу,
дополнить схему алгоритма, обвести команды, которые выполняются несколько раз.
8. Анализ и содержание итогов работы, формулирование выводов по
изученному материалу (слайд 17).
Ребята, я очень рада за вас, что вы с лёгкостью смогли справиться со
всеми заданиями и доказали, что вы действительно мастера, а
дело мастера боится!
Какие новые знания ты получил на уроке?
Как
ты показал свои знания?
Понравился
ли тебе урок, чем?
Что было интересного на уроке?
Спасибо
за урок!
Источник: http://depositfiles.com/files/30k3hpdtq |