Искра жажды знаний зажигается учителем. Познание начинается с удивления, а продолжается через деятельность. Обучать – это значит постоянно использовать приемы, стимулирующие самостоятельный поиск, с помощью которого ученик находит, открывает для себя новые знания. Многолетний опыт преподавания физики в школе убеждает в том, что наиболее эффективны те методы обучения, которые способствуют развитию мышления учащихся и получению ими прочных знаний. Источником мыслительной деятельности является проблемная ситуация. Трудность управления умственной деятельностью в решении проблемных ситуаций обусловлена тем, что для одной группы учащихся задание является проблемным, а для другой – не проблемным. Дифференцированные задания, имеющие поисковый характер ставят ученика в позицию творческого исследователя, при этом вырабатывается способность самостоятельно получать знания и работать с той скоростью, какая соответствует его подготовки. Мною многократно апробированы на уроках физики задания с “дозами помощи” - подсказками. В подсказке указывается последовательность шагов в решении проблемы. Объем информации, содержащийся в ней, определяется характером задания и уровнем его трудности. Учащиеся, быстро справившиеся с заданием, получают дополнительное задание. При такой организации работы, оказалось, очень легко создавать и поддерживать ситуацию успеха. Особенностью моих уроков является интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, а одним из видов самостоятельной деятельности учащихся, используемых мною, является фронтальный эксперимент. Фронтальные экспериментальные задания – это кратковременные наблюдения, измерения и опыты, тесно связанные с темой урока. Такие задания позволяют вести изучение теоретических вопросов на экспериментальной основе. Осуществляется он на простейшем оборудовании. Основное назначение фронтального эксперимента: Образовательная функция: он способствует формированию у учащихся теоретических знаний; интеллектуальных и практических умений и навыков, в том числе умений выполнять простые наблюдения, измерения и опыты, обращаться с приборами. Развивающая функция: он способствует развитию мышления учащихся, т.к. побуждает их к выполнению умственных операций. Воспитывающая функция: он способствует развитию самостоятельности и инициативы учащихся. Благодаря кратковременности выполнения, этот ученический эксперимент применим на любом этапе урока: при объяснении нового материала, отработке практических навыков, повторении и обобщении изученного на уроке. В качестве примера, используемый мною, фронтальный эксперимент по теме “Механические колебания”. Опыт №1. Изучение свободных колебаний груза, подвешенного на резиновом шнуре, груза, подвешенного на нити. Цель: Выяснить условия возникновения свободных колебаний. Оборудование: Груз массой 100г, шнур резиновый, шарик диаметром 25мм на нити. Подсказка: Выведите груз из положения равновесия и ответьте на вопросы: 1). Под действием каких сил маятник совершает колебания? 2). Почему колебания маятника постепенно затухают? Опыт №2. Превращения энергии при колебательном движении. Цель: Наблюдение превращения потенциальной энергии в кинетическую энергию и обратно при колебательном движении. Оборудование: Груз массой 100г, шнур резиновый, шарик диаметром 25мм на нити. Подсказка: Наблюдая за колебаниями каждого из маятников, ответьте на вопросы: 1). В каком положении колеблющееся тело имеет наибольшее и наименьшее значение потенциальной энергии? 2). В каком положении колеблющееся тело имеет наибольшее и наименьшее значение кинетической энергии? 3). Изменяется ли полная механическая энергия, если сопротивление воздуха не учитывать? Опыт №3. Измерение амплитуды, периода, частоты колебаний нитяного (математического) маятника. Оборудование: Нитяной маятник, линейка измерительная, секундомер. Подсказка: 1). Поднимите маятник над линейкой так, чтобы центр тяжести шарика находился напротив нулевого деления шкалы линейки, а шарик почти касался ее. Отклоните маятник от положения равновесия на небольшой угол и отпустите. 2). Измерьте среднюю амплитуду колебаний маятника. 3). Измерьте время, за которое маятник сделает 10 полных колебаний. 4). Вычислите период и частоту колебаний . Опыт №4. Изучение фазы колебаний маятников. Цель: Наблюдение и сравнение одновременного движения двух нитяных маятников при различной разности фаз их колебаний. Оборудование: Штатив с муфтой и лапкой, два нитяных маятника одинаковой длины. Подсказка: 1). Отклоните один маятник от положения равновесия на небольшое расстояние и отпустите. Наблюдайте за колебаниями маятника. В каких положениях относительно положения равновесия находится маятник, если фаза его колебаний равна ? 2). Отклоните оба маятника в противоположные стороны от положения равновесия и одновременно отпустите их. С какой разностью фаз колеблются маятники? 3). Приведите оба маятника в колебания с разностью фаз 0, . Опыт №5. Проблемное задание. “Выяснить, от чего зависит период колебаний нитяного маятника”. Цель1. Выясните, зависит ли период колебаний нитяного маятника от его массы. Оборудование: Штатив с муфтой и лапкой, нить, набор гирь массой 100,50,20г, секундомер. Подсказка: Не меняя длину маятника, определите периоды колебаний маятника, когда его масса равна 100,50,20г . Сформулируйте вывод. Цель 2. Выясните, зависит ли период колебаний маятника от амплитуды колебаний. Оборудование: Штатив с муфтой и лапкой, маятник произвольной длины, транспортир, секундомер. Подсказка: Отклоните маятник от положения равновесия на 100 и определите период колебаний . Аналогичные измерения и вычисления выполните при отклонениях нити от вертикали на 200. Сформулируйте вывод. Цель 3. Выясните, зависит ли период колебаний нитяного маятника от его длины. Оборудование: Штатив с муфтой и лапкой, маятник произвольной длины, линейка, секундомер. Подсказка: Определите период колебаний маятника длиной 1м . Уменьшите длину в 2раза, определите период колебаний. Уменьшите длину еще в 2раза, определите период колебаний. Сформулируйте вывод. Опыт №6. Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника. Ученики выполняют и оформляют работу по алгоритму “Учусь ставить эксперимент” 1. Я хочу узнать… 2. Я об этом уже знаю… 3. Какие предложения (идеи)… 4. Необходимые приборы… 5. Какие величины можно измерить? 6. Какие величины можно рассчитать и как? 7. Делаю выводы… 8. Что будет, если… (изменить какой – то параметр, условие опыта) Поскольку работа выполняется без инструкции, то степень самостоятельности учеников оказывается более высокой, чем при традиционном способе проведения лабораторной работы. Опыт №7. Проверьте на опыте, что периоды колебаний математического и конического маятников одинаковой длины равны между собой. Докажите это теоретически. Одним из видов фронтального эксперимента являются экспериментальные задачи. Самостоятельное решение учениками экспериментальных задач способствует активному приобретению умений и навыков исследовательского характера, развитию творческих способностей. Экспериментальные задачи обычно не имеют всех данных, необходимых для решения. Поэтому ученику приходиться сначала осмыслить физическое явление или закономерность, о котором говорится в задаче, выявить, какие данные ему нужны, продумать способы и возможности их определения, найти и только на заключительном этапе подставить в формулу. Для решения таких задач предлагаю учащимся использовать структурно – логическую схему. Создание структурно – логической схемы делится на две части: первая – нахождение выражения (формулы) для решения проблемы в общем виде, вторая – формулирование обязательных указаний на то, как (с помощью какого прибора, таблицы и др.) может быть определена каждая физическая величина. Результат представлен в виде схемы. В каждую схему входят три основных части: 1) физические величины, 2) стрелки связи, 3) словесные указания (название прибора или иной источник знаний). Например, фрагмент урока экспериментальных задач по теме “Плотность вещества” 7 класс. Урок строится с непременным учетом индивидуальных возможностей (каждый ученик или группа решает столько задач, сколько сможет). Учащимся предлагаются разноуровневые задачи: 1) Имеется алюминиевый цилиндр. С помощью весов и мензурки определите, есть ли в нём пустоты? 2) Определите массу деревянного бруска с помощью одной линейки. 3) Дан моток медной проволоки. Определите её длину, не разматывая мотка. 4) Определите среднюю толщину данной железной пластинки, используя весы, набор гирь и миллиметровую бумагу. Соответствующее оборудование находится на ученическом столе. Сначала организуется фронтальная беседа с целью повторения правил работы с мензуркой и весами и “мозговой штурм” для обсуждения решения всех заданий. После “мозгового штурма” ученики обязаны представить выполняемое задание в форме структурно – логической схемы, предъявить ее учителю и только потом выполнять работу. Рассмотренный прием придает работе разумную, понятную ученикам целенаправленность, обосновывает “железной” логикой последовательность выполняемых действий, помогает связывать теорию с практикой. Если экспериментальная задача допускает несколько вариантов решения то, сравнивая разные структурно – логические схемы, ученик выбирает более рациональный способ решения задачи. Используемая литература: 1.Буров В.А и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике: в 6 – 7, М.: Просвещение, 1981. 2.Буров В.А и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике: для 8 класса, М.: Просвещение, 1985. 3.Буров В.А и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике: для 9 класса, М.: Просвещение, 1986 4.Иванов А.И. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике: для 10 класса, М.: Просвещение, 1983. 5.Антипин И.Г. Экспериментальные задачи по физике в 6 – 7 классах. М.:, Просвещение, 1974. 6.Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. М: Наука. 1985. 7.ж.Физика в школе. № 4–93, № 6–93, № 1–94.Объедков Е.С. Фронтальный эксперимент учащихся. 8.ж.Физика в школе № 4, 5. 6 – 94, №1-95. Орлов В.А. Творческие экспериментальные задания. 9.ж. Физика в школе № 5- 6 -92. Бетев В.А. Структурно – логические схемы при решении задач. |