Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни, является одной и основных задач образовательных учреждений всех типов. Реализация этого направления в нашей школе складывается из следующих основных моментов: обеспечение безопасной школьной среды; организация учебного процесса таким образом, чтобы он не вредил здоровью; использование методик, соответствующих возрасту и возможностям учеников; правильная организация двигательного режима и физкультурно-оздоровительной работы; формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни; анализ состояния здоровья и учет результатов по его сбережению. Все эти компоненты находят отражение в моей педагогической практике. Физические упражнения, направленные на освоение навыков в равновесии и передвижении на лыжах, правильной ходьбы и бега, метаниях, помогают мне организовать работу детей в основной, подготовительной и специальной медицинских группах, осуществлять постоянный контроль за дозировкой физических нагрузок школьников, формировать у них жизненно важные двигательные умения и навыки. С ранней весны и до поздней осени, а также зимой, с установлением снежного покрова, занимаюсь с детьми на свежем воздухе. Об эффективности этих занятий можно судить по тому, что мои ученики болеют гораздо меньше других. Все уроки стараюсь проводить с высокой моторной плотностью, максимально используя, имеющийся спортивный инвентарь. Применяю в своей работе различные подвижные игры, основанные на соревновательных элементах, всевозможные игровые эстафеты с предметами (гимнастические палки, теннисные мячи, скакалки, обручи). Ориентирую уроки не только на двигательную подготовку, но и на физическое развитие, на индивидуальное восприятие ими учебного материала. Нагрузку даю в зависимости от текущей подготовленности, подбирая индивидуально объем интенсивность работы. Самостоятельная деятельность учащихся, внесение в напряженную работу элементов игры, необходимого временного отдыха для восстановления дыхательной и сердечно - сосудистой систем организма – все это создает ситуацию успеха, помогая ребятам приобрести уверенность в своих силах. В ходе каждого урока решаю оздоровительную задачу, используя разнообразные упражнения по профилактике плоскостопия, для формирования правильной осанки, для укрепления отдельных мышечных групп. В процессе занятий формирую у детей представление о физическом развитии и здоровом образе жизни. Предлагаю учащимся выполнять двигательные действия не механически, а осмысленно, сопровождая его разъяснением, зачем упражнение надо выполнять, что оно развивает, при овладении каким навыком оно пригодится в будущем, обучаю, как использовать его для досуга и отдыха. Логическим продолжением в сохранении и укреплении здоровья школьников являются внеклассные физкультурно-оздоровительные мероприятия. Каждое образовательное учреждение самостоятельно, с учетом местных условий и интересов обучающихся определяет формы занятий и средства физического воспитания. В нашей школе рекреактивные формы физической культуры представлены: физкультурными минутками, особенно необходимыми в начальной школе; часами здоровья; играми и занятиями в режиме продленного дня; общешкольными Днями здоровья; физкультурными праздниками с участием, как детей, так и педагогов; спортивными секциями и кружками. Несколько лет в школе существует кадетская группа, где ребята (с 5го по 9й класс) осваивают стратегию и тактику военной науки, изучают элементы рукопашного боя. Хорошим подспорьем в систематичности занятий физическими упражнениями является проведение общедоступных внутришкольных массовых соревнований по спортивным играм, различным многоборьям, «Веселым стартам», где каждый класс - отдельная команда. Огромную помощь в проведении этих мероприятий нам оказывают ученики старших классов, дети, занимающиеся в спортивных секциях и кружках по волейболу, баскетболу, футболу, лыжным гонкам, легкой атлетике. Я руковожу группой общей физической подготовки, а также веду занятия с одаренными детьми. Мои воспитанники ежегодно становятся победителями и призерами муниципальных соревнований по легкой атлетике и лыжным гонкам, защищают честь района на региональных соревнованиях. Кроме секционных, мной организованы дополнительные занятия, на них приходят все желающие. Занимаются ребята упражнениями, которые им нравятся или трудятся над тем, что у них не получилось на уроке. У каждого школьника своя цель: освоить технику конькового хода, совершенствовать волейбольную подачу, бросок в кольцо. Ребята приходят поиграть в спортивные игры, для общения и получения положительных эмоций. Мною описаны те формы работы, которые опробованы в нашей школе. Мы, педагоги, не в состоянии охватить и спланировать все сочетания интересов и нужд детей, не можем решить за них, что им в тот или иной момент требуется. Это привилегия исключительно самого человека. Но мы должны сделать так, чтобы у него были для этого возможности. Для творческого, инициативного, грамотного учителя самым полезным является возможность трудиться, следуя ориентиру – хорошо ли его ученикам, нужна ли им, полезна ли для них его работа. |