Добрый день,
ребята! (звучит музыка «Прощальный
вальс»)
Меня зовут Наталья
Евгеньевна. Я надеюсь, что в процессе
урока мы познакомимся с вами поближе.
Ребята, какие
чувства, мысли вызвала у вас эта мелодия? ( грусть прощания со школой)
- А что ценного вы возьмете с собой из
школы во взрослую жизнь? (знания, дружбу
и т.д.)
А как теперь, на современном языке мы называем этот багаж достижений, знаний
ученика?
(портфолио)
Сегодня у нас
необычный урок, я предлагаю вам, ребята,
создать Портфолио всего одного урока
биологии, в надежде, что он станет вкладом в ваш общий багаж знаний.
А в конце урока
мы проведем экспертизу Портфолио , ее
результаты и будут оценкой вашего труда
на уроке.
Экспертиза Портфолио
будем проводить по трем критериям: (слайд)
1. Предметная
компетентность – это ваши знания
2. Коммуникативная
компетентность – это умение общаться
3. Культура оформления Портфолио
Ребята, давайте
вспомним структуру Портфолио. (титульный лист, содержание, выводы). Начнем с
оформления Титульного листа. Бланки у
вас на столе. Приступайте к работе, пожалуйста. Проблем нет? (не знаем тему)
Тему? А попробуйте определить ее сами. Только будьте
внимательны! (музыка
«Семейный альбом, слайды с фото).
Вопрос: Ребята, кем, на ваш взгляд, приходятся эти
люди на фотографиях друг другу?
(родственники) Как вы это определили?
(похожи)
Чем
вы можете объяснить это сходство? (наследственность) Правильно.
Являются
они точной копией друг друга? (нет) Каким свойством организма это обусловлено?
(изменчивость) А какая наука изучает эти уникальные свойства организмов?
(генетика)
Это и есть тема
нашего необычного «урока – Портфолио»:
«Генетика – наука о наследственности и
изменчивости».
Перейдем к странице
«Содержание» Портфолио.
Вопрос: Итак, с чего начнем знакомство с генетикой? Ваши
предложения. И все? (историю развития,
задачи, методы, значение) Молодцы, ребята, спасибо! Наши
мысли совпали!
Отсюда вытекают
задачи урока: это знакомство с
1.
История зарождения генетической науки
2.
Основные понятия генетики
3.
Генетические символы
4.
Наука и жизнь
Впишите, пожалуйста,
ребята, недостающую информацию на этой странице.
I раздел (слайд)
«История зарождения генетической науки»
Учитель: С точки зрения истории
генетика – наука сравнительно молодая, хотя на явления наследственности люди
обратили внимание еще в глубокой древности.
Сущность этих явлений человек
сформулировал в виде эмпирических правил, которые вы наверняка слышали:
«Яблочко от яблони недалеко падает», «От худого семени не жди доброго племени»
и др.
Тем не менее,
четких представлений о закономерностях наследования и наследственности не было
вплоть до конца XIX века.
Вопрос: Ребята, а какие события привели к рождению этой науки?
Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю
вам провести небольшое исследование на
тему «Историческая справка».
Работайте,
ребята, в парах. Четко следуйте инструкции при работе с информационным листом и
вносите нужные сведения на страницу Портфолио. На работу вам отводится 3 мин.
Ребята, что
получилось у вас в результате
исследования? (слайд)
1.
Кто
является «отцом» генетики?
2.
В
каком году Г. Мендель опубликовал результаты своих исследований?
3.
Официальная
дата рождения генетики – ? (почему такие расхождения в датах? Что это была за
драма в развитии генетики?)
4.
Переоткрыли
законы Менделя- де Фриз в Голландии, Корренс в Германии,Э. Чермак в Австрии.
5.
Мендель
ввел понятие о наследственном факторе (именуемом теперь геном)
6.
Объект
генетических исследований Менделя горох (работу вел в течение 8 лет, изучив
10000 растений)
7.
Основной метод генетики ………..
8.
Термин генетика принадлежит ……..
9.
Итак, основной метод, разработанный еще Г. Менделем –
гибридологический.
10.
В чем же его
особенности? ………(комментарий каждой особенности, предложить ученикам подобрать
альтернативные признаки: высокий-; светловолосый-; голубоглазый-; кудрявый-;
гладкий-)
Вопрос: Ребята, а что вы можете
сказать о личностных качествах Г. Менделя, которые позволили ему совершить
научное предвидение? (наблюдательность, редкостное терпение, острый пытливый
ум, склонность к математическим расчетам)
Завидные качества, согласитесь ребята?
Хотя судьба Менделя
была печальна, ему в 16 лет, в
вашем возрасте, пришлось заботиться о
куске хлеба. Пребывая в
нищете и бедности, он целиком был поглощен исследованиями, которые и
привели его к величайшему открытию.
Если вас
заинтересовала судьба Менделя, вы можете пополнить «Историческую справку» в дальнейшем собственными исследованиями.
II раздел
А мы переходим
к следующему разделу Портфолио.
Мне нужны два ассистента, чтобы обыграть небольшую
ситуацию. Смелее, ребята!
Представьте: встретились два друга.
1.
«Привет друг! Я увидел твое родословное древо. Да, ну
ты фенотип! А сколько в твоей родословной гомозигот и гетерозигот! Это просто
удивительно, как хорошо ты знаешь свою
наследственность!».
2.
«Да и твое древо впечатляет, сколько в твоей родословной аллелей. Фенотипы твоих
родственников вроде бы одинаковые, а генотипы разные. А еще я был удивлен, что
у твоих предков был редкий
рецессивный ген»
Ребята, вы
поняли, о чем шла речь этих симпатичных молодых людей? (нет). А почему?
(непонятные слова). Как вы предлагаете решить эту проблему? (изучить эти слова,
объяснить их значение).
Хорошо, ребята! Совершенно
верно! И видео – ролик вам в этом поможет. Но не просто
смотрите, а работайте с ним: выписывайте
генетические понятия в 2 колонки:
« Я знаю это»: «Я узнал сейчас»:
Итак,
ребята, какие понятия были вам известны?
Пожалуйста,
Маша, Сергей……….
А что
нового вы узнали?
Пожалуйста,
Андрей, Оля…………
Сегодня, ребята, у вас будут еще
открытия.
Ребята, а как вы на уроках математики,
физики, химии делаете записи? (символы, знаки, формулы).
Г.Мендель тоже предложил для удобства генетических записей использовать
символы.
Открываем раздел 3
Портфолио.
Напомните его название! ( «Генетические символы»)
Попробуйте сами
перевести генетические понятия в язык символов!
(Проверяем по порядку) Комментарий: А почему именно эти символы? Что
напоминают вам некоторые из них?
Р – родители
F – потомство
F1 – гибриды первого
поколения и т.д.
Х – значок скрещивания
- мужская особь
-
женская особь
А – доминантный признак (ген)
а – рецессивный признак (ген)
АА – гомозигота по доминанте
аа – гомозигота по рецессиву
Аа – гетерозигота
Вам не удалось перевести в символы
понятия «гомозигота», «гетерозигота»
Разберем эти понятия (объяснение учителя: работа с
аппликацией на магнитной доске)
Ребята!
С генетическими понятиями и их символами
вы разобрались. А теперь попробуйте их
применить!
У
вас на столах лежат карточки с генетическими символами.
1. Кому достались карточки с доминантными
генами, прошу собраться под этим
знаком.
2. Кому достались
рецессивные гены - попрошу перейти в эту
часть кабинета.
3. Гомозиготы –
подойдите сюда, пожалуйста.
4. Гетерозиготы
- соберитесь здесь.
Ребята,
покажите друг другу карточки, не ошиблись ли с
выбором места? Почему ты
решил пройти к гомозиготам? И т.д. Спасибо!
Меня порадовала группа ? Молодцы, неплохо получилось у
группы и т.д.
Сразу
видно, что вы - старшеклассники, и серьезно готовитесь к выпуску. Ребята, а вы представляете
задания по биологии на ЕГЭ?
Нет?
Попытайтесь их
выполнить. Вам предлагается два задания. Одно из части А, другое – из части В, со звездочками. Право
выбора за вами. А тот, кто справится с заданием В, прибавит
себе 1 балл при экспертизе
Портфолио.
Проведем самопроверку (на слайде
появляются ответы).
Ученым можешь ты не быть,
Генетиком же быть обязан!
Весь
быстротечный жизни круг,
С генетикою прочно связан.
Последний раздел
Портфолио - «Наука и жизнь»
Ребята, почему генетика в
последнее время стала такой популярной и особенно медицинская генетика?
(наследственные болезни)
Совершенно верно, уровень
рождаемости детей с генетическими отклонениями достиг 17% . Достижение порога в 30% приводит популяцию к
полной гибели!
Генетики
ищут пути избавления человечества от многих наследственных недугов, например
раннего старения организма.( слайд)
Интересный факт!
Родившаяся в 1993
году американская девочка Брук Гринберг по своим физическим и умственным
параметрам до сих пор является младенцем. В её генах, отвечающих за старение,
нет мутаций. Учёные с помощью новых исследований этой девочки пытаются
приблизиться к пониманию причины старения людей.
А
как генетика может помочь практике сельского хозяйства? (создавать новые сорта,
породы)
Действительно,
генетика – это теоретическая база селекции. (слайд)
Что вы еще знаете о
значении генетики в жизни человека?
Генетики
помогают и историкам: Изучение ДНК платяных вшей, которые откладывают яйца
на одежду, помогли определить, что люди стали носить одежду170 тысяч лет назад.
С помощью археологии это определить было невозможно.
Генетики
предлагают, используя метод клонирования, восстановить исчезнувшие
биологические виды.
И это далеко не все области, где можно использовать генетические знания.
Ребята, вы уже определились с выбором профессии? Эта
информация для вас, будущие выпускники!
Популярные профессии будущего.
Американский
телеканал MSNBC составил список 10 профессий, которые будут самыми
востребованными в 2012 году, сообщает
Dpmoney.ru
1.
Генетический консультант
У докторов появится возможность проверить вас с помощью десятков
генетических маркеров, чтобы распознать потенциальные угрозы для организма.
2.
Вычислительный биолог
Это новое направление в медицине, которая называется биоинформатика .
Суть заключается в использовании
математических и алгоритмических методов в медицине.
Ученые уверены, что настанет тот день, когда они
смогут предсказать будущее человеческого организма. Заманчивая
профессия, не правда ли?
3.
Специалист по параллельному программированию
4. Специалисты по хранению данных
5. Создатели симуляторов
6. Компаньоны, домохозяйки
7. Мозговой аналитик
8. Космический гид
9. Строители роботов
10.
Производители и распространители органических продуктов
Подробную информацию по этому вопросу
можно получить на сайтах учебных заведений г. Саратова.
Приступаем к экспертизе Портфолио. Считайте, ребята, баллы по критериям и
переводите их в оценку за урок.
Кто сегодня получил «5»? А «4»? Я согласна с вашими оценками. Молодцы,
ребята!
Дома вы отработаете эту тему по
параграфу 38 учебника, а помощником вам будет Портфолио сегодняшнего урока.
А я хочу подарить вам стихотворение.
Ребята,
если у вас хорошее настроение, улыбнитесь мне, друг другу!
Домашнее задание: п. 38-39 стр.140-143, продолжить работу с Портфолио.
Спасибо за
урок.
До
свидания.
Источник: http://depositfiles.com/files/2r34vp1ma |