Тема урока: "Царство грибы”. (урок 1.) Цели урока: Образовательные: • раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные); • учить распознавать съедобные и ядовитые грибы; Развивающие: • развивать понятия о многообразии живых организмов; • продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера. Воспитательные: • Воспитывать любовь к природе; • развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей. Тип урока: изучение нового материала Педагогические технологии, приемы и методы, применяемые на уроке: моделирование пластилином, задачи ТРИЗ, метод исследования, «Светофор» (АСО), использование возможности интерактивной доски Правила на доске: 1. Сначала выслушай, затем задай вопрос. 2. Максимальная активность каждого. 3. Никакой критики. На доске: вывешены фотографии животных и растений Ход урока 1.Организационный момент. 2. Актуализация Учитель: посмотрите, пожалуйста, на доску. Скажите, на какие две группы можно разделить организмы, изображённые на фотографиях? Ответы: На две. Первая организмы, принадлежащие к царству растений, вторая - к царству животных. Ученики совместно с учителем вспоминают признаки царства растений и животных. Ответы: в 2 колонки – растения и животные • Неограниченный рост • Питание путём всасывания воды и минеральных солей • Наличие хлоропластов • Фотосинтез. (Автотрофы). • Активное движение • Ограниченный рост • Отсутствие хлоропластов • Питаются готовыми органическими веществами. (Гетеротрофы). 3. Целеполагание В настоящее время учёные выделяют группу организмов, которые сочетают в себе признаки растений и животных. Назовите данную группу. Грибы. Заполняется схема на интерактивной доске. Царство Растений Царство Животных Учитель: Тема нашего урока „Грибы”. Давайте подумаем, какова цель нашего урока? (На доске написаны слова в помощь). Закончите предложение, вставив нужные слова. Докажите, что …. сочетают в себе признаки….., …..и свои собственные. Вводный настрой на изучение нового материала. (Используются задачи с элементами ТРИЗ). • Задача «Чудо-юдо» В кастрюле под крышкой остался вареный картофель, и про него забыли. Когда через несколько дней открыли крышку, то увидели пушистую "вату” –белую плесень. Как можно объяснить её образование? (мозговой штурм) • Задача «Исторический факт!» В годы Великой Отечественной войны благодаря ученым – медикам появилось лекарство пенициллин. При его помощи было спасено много раненых больных с воспалением легких. Какое отношение это лекарство имеет к грибам? (мозговой штурм) [1]. 4. Объяснение нового материала. Учитель: В настоящее время учёные насчитывают 100 тысяч видов грибов, среди них очень маленькие и крупные экземпляры (просмотр презентации на интерактивной доске). Сейчас мы с вами попробуем смоделировать строение гриба. Внимательно прочитайте текст в учебнике и с помощью пластилина смоделируйте шляпочный гриб. На работу 3 минуты. Посмотрите на признаки царства растений и животных скажите, какие признаки растений характерны для грибов? Ответы: • Неподвижность • Неограниченный рост • Питание путём всасывания воды и минеральных солей. • - Посмотрите на признаки царства животных. Какие признаки животных характерны для грибов? • Отсутствие хлоропластов. • Питаются готовыми органическими веществами. (Гетеротрофы) Учитель: Таким образом, грибы сочетают признаки растений и животных, но у них есть и свои собственные. Поставьте перед собой модель гриба. Ответы: Тело гриба состоит из грибницы и плодовое тела. Плодовое тело и грибница состоят из гиф- ветвящихся нитей. делается рисунок на интерактивной доске Учитель: Какие грибы растут в нашей окрестности? Какие грибы вы знаете? Где они встречаются? Ответы: шляпочные, дрожжи, плесневые. Грибы широко распространены и приспособились к различным условиям обитания (почвенные, на навозе, на роговом веществе, паразиты и др.). Учитель: Какие виды шляпочных грибов вы знаете? Ответ: трубчатые и пластинчатые. Ученики выполняют лабораторную работу "Строение плодовых тел грибов”, используя соленые или маринованные грибы (опята, грузди, маслята и др.). Ребята находят отличия в строении трубчатых и пластинчатых грибов, записывают примеры разных грибов в тетрадь. Учитель: Грибникам хорошо известно, что подосиновики растут под осиной, подберёзовики в берёзовом лесу, а маслята под соснами и лиственницами. Как можно объяснить связь этих грибов и деревьев? Ученики: Между определёнными видами деревьев и грибов существует связь – симбиоз (полезное сожительство). Размножение грибов. Учитель: Идя по лесу, вы видите много грибов. А откуда они берутся? Ученики: грибы размножаются спорами. Учитель: Способы размножения грибов: 1) вегетативное размножение – кусочками мицелия и почкованием (у одноклеточных дрожжевых грибов); 2) бесполое размножение – спорами; 3) половое размножение – слияние гамет. Учитель: Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном месте? Ответ: Грибники собирают плодовые тела, а мицелий и споры остаются в земле, и через какое-то время снова в этом месте вырастут грибы. Рост грибов. Задача ТРИЗ. «Нечистая!!!». Учитель: Часто на суходольных лугах встречаются луговые опенки, образующие круги – как бы хоровод. Невежественные люди в страхе и трепете смотрели на грибные круги, приписывая их появление "нечистой силе”, называли их "ведьмины кольца”. Ведь в середине круга даже трава не растет как бы вытоптана.. Объясните эти факты с точки зрения биологии. Утверждали также, что грибные круги показывают места захоронения заколдованных кладов. Объясните эти факты с точки зрения биологии.(мозговой штурм). Возможный ответ. От споры грибница чаще всего разраста¬ется по радиусам, потому что ее нити в почве равномерно расходятся во все стороны. Через определенное время на радиальных нитях появляются плодовые тела. Грибница, разрастаясь, истощает почву, и на ней не может расти трава [1, с. 28, 82]. Учитель: Зная, что грибница разрастается кругами, опытные грибники умеют их правильно собирать: если вы нашли гриб, имеет смысл внимательно оглядеться вокруг, ведь грибы появляются по краю грибницы, часто занимающей по площади несколько квадратных метров. Встретив в природе "ведьмино кольцо”, вы, зная скорость разрастания грибницы, можете определить его приблизительный возраст. Грибы растут гораздо быстрее растений. Плодовые тела большинства грибов достигают своих средних размеров за 3-5 дней, и продолжают расти 10-15 дней. Диаметр шляпки и высота гриба за сутки увеличиваются на 1-1,5 см. Из наших грибов быстрее всех растёт весёлка обыкновенная: за час вырастает гриб со шляпкой и ножкой высотой около 30 см. В Южной Америке встречаются грибы, за два часа достигающие полуметровой высоты. Поэтому не зря говорят: "Растут, как грибы после дождя!” (рассказ демонстрируется презентацией с фотографиями грибов) Значение грибов в природе. Учитель: Каково значение грибов в природе? Ответы: 1) принимают активное участие в круговороте веществ, разлагая остатки животных и растений; 2) повышают плодородие почвы; 3) многие грибы вместе с корнями деревьев образуют микоризу; 4) грибы – это корм для многих животных; 5) симбиоз грибов с другими организмами (бразильские муравьи и термиты имеют подземные "грибные сады”, они пережёвывают листья и "засевают” их грибницей определённого вида грибов, разрастаясь, гриб служит прекрасной пищей муравьям). Значение грибов для человека. Учитель: Зачем человек изучает грибы? Ответы: Бывают полезные и вредные для человека грибы. Польза грибов для человека: 1) многие шляпочные грибы – ценный продукт питания (40% белка, 10-15% углеводов, витамины А , В, С, РР, Д, соли калия, фосфора, железа), по питательности грибы превосходят мясо и яйца; 2) шляпочные грибы используются в медицине (средство от рака - гриб чага, споры дождевика останавливают кровь, при радикулите и ревматизме помогает настойка красного мухомора на скипидаре); 3) плесневые грибы служат источником антибиотиков; 4) дрожжевые грибы применяются в хлебопечении, в виноделии, при изготовлении сыров, кефира, творога; 5) грибы используют для получения ферментов, витаминов, лекарственных препаратов (плесневые, спорынья); 6) раньше из гриба навозника делали чернила. Отрицательное значение грибов для человека: 1) грибы – возбудители болезней человека (микозы, молочница и др.); 2) грибы – возбудители заболеваний домашних животных (стригущий лишай и др.); 3) грибы – паразиты культурных растений (трутовики, головня, спорынья, парша, фитофтора, мучнистая роса и др.); 4) грибы, разрушающие деревянные постройки человека; 5) грибами можно отравиться. Учитель: Человек часто использует в пищу шляпочные грибы. А какие вы знаете съедобные грибы, условно съедобные, ядовитые? Проводится упражнение «Сфетофор» ( у каждого ученика по 3 цветных кружка). Учитель называет гриб, ученик должен поднять соответствующий кружок. Красный, если не съедобный гриб ,зеленый- съедобный, желтый – «не знаю» Ученики вместе с учителем формулируют правила сбора грибов: 1) Нельзя собирать грибы, которых не знаешь, так как среди них могут оказаться ядовитые. 2) Когда собираешь грибы, нельзя разрывать мох около грибов, оказавшись под лучами солнца, грибница может погибнуть. 3) Грибы срезают ножом, чтобы не повредить нити грибницы. 4) В грибах накапливаются вредные вещества, поэтому не рекомендуется собирать их у дорог, вблизи предприятий, в городах. 5) Настоящий грибник никогда не пнёт даже совершенно бесполезную (с его точки зрения) "поганку”, ведь она может пригодиться в качестве лекарства для лося, кроме того, именно эти грибы часто выполняют роль санитаров, разлагая обильный растительный "мусор”. III. Закрепление нового материала. Выполнить тест: 1. Грибы выделяют в отдельное царство потому, что: а) они неподвижны, но способны к фотосинтезу; б) они неподвижны и питаются готовыми органическими веществами; в) они не размножаются спорами и не имеют органов; г) они не имеют органов, но сами создают органические вещества. 2. Надземная часть белого гриба называется: а) грибницей; б) пеньком; в) шляпкой; г) плодовым телом. 3. Какой из названных грибов относится к пластинчатым: а) подосиновик; б) маслёнок; в) рыжик; г) подберёзовик. 4) С растениями грибы сближает: а) строение клеточной стенки и размножение спорами; б) автотрофный способ питания; в) гетеротрофный способ питания; г) наличие проводящих сосудов. 5) Грибы размножаются: а) только спорами; б) только грибницей; в) только половым путём; г) всеми способами. IV. Домашнее задание. 1) Учебник стр. 20-22. 2) Творческое домашнее задание: 1 группа детей работают над проблемными задачами: 1. Зачем человек пытается одомашнить хищные грибы? Ответ: Нематоды – основная пища этих грибов – объедают корни культурных растений, сильно вредя им. Особенный урон они наносят в тепличном хозяйстве. Вот здесь и необходимы ловчие сети хищных грибов – их стали вносить в парниковую почву. И грибам пища, и человеку польза! 2. "Больных мучили сильные, нестерпимые боли, так что они громко жаловались, скрежетали зубами и кричали…Невидимый, скрытый под кожей огонь отделял мясо от костей и пожирал его”, - так писал старинный летописец о неизвестной болезни, называемой потом "злыми корчами”, "антоновым огнём”. Эта болезнь только во Франции в 1129 году унесла более 14 тысяч человек. Не один век прошёл, пока открыли возбудителя этой болезни (в конце 19 века). Что вызвало эту болезнь? Постарайтесь найти более подробные сведения об этом в дополнительной литературе по биологии. Ответ: Отравление грибом спорыньёй. 3. Почему опасно длительное использование антибиотиков? Ответ: Длительное использование антибиотиков, наряду с уничтожением болезнетворных бактерий, приводит к уничтожению полезной микрофлоры человека, а это очень опасно. 2 группа учеников выполняют творческую работу «Грибы, растущие в нашей местности»: План работы 1. Пользуясь научно-популярной литературой, интернет - ресурсами, оформите электронную таблицу «двойники грибов» 2. Проведите наблюдения в природе и составьте электронный сборник грибов, растущие в окрестностях нашего села 3. Нарисуйте Карту грибных зон нашего села (в результате опроса населения, собственных наблюдений во время экскурсий в лес) 4. выясните какие (не-)съедобные грибы растут в наших лесах. 5. Оформите исследование в виде презентации, а Карту грибных зон - в виде плаката. Список используемой литературы. 1. • Т.А.Бабакова, А.П. Момотава. 500 экологических задач. Петрозаводск. "Карелия”. 1991 год. 2. Демьянков Е. Н. Биология в вопросах и ответах: Кн. для учителя. – М.: Просвещение: АО "Учеб. лит.”, 1996. 3. Лернер Г. И. Ботаника, Поурочные задания, тесты, контрольные работы для 6-7 классов. М.: Аквариум, 1998. 4. Модестов С. Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителей. – СПб: Акцидент, 1998. 5. Никишов А. И., Косорукова Л. А. Ботаника. Дидактический материал. Методическое пособие для учителей и учащихся. – М.: "Рауб” - "Илекса”, 1998. 6. Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д. Сборник задач и упражнений по биологии растений, бактерий, грибов и лишайников: Пособие для учащихся 6-7 классов общеобраз. учрежд. – М.: Мнемозина, 1998. Интернет-ресурсыhttp://www.pitometc.ru/other_zhiv/95-smeshnye-foto-zhivotnyx-10-foto.html , http://www.finlandiaonline.ru/forum/showthread.php?s=6ad46364ccda76a4bd32908b6e3335b7&p=22060(сайты фотографий) http://festival.1september.ru/ - урок «Грибы» Журило Татьяны Васильевны, http://festival.1september.ru/authors/100-318-749/ - урок «Грибы» Жукова Любовь Александровна
Источник: http://moemesto.ru/luba41977/file/11932695/display/%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B1%D1%8B.%20%D0%9C%D0%93%D0%A3docx.docx |