Номинация «урок с использованием цифровых образовательных ресурсов» Описание разработки:
Учитель: Насырова Ирина Евгеньевна Образовательное учреждение: МОУ – СОШ с.Мечётное Советского района Саратовской области Предмет: Биология Краткая аннотация: - класс: 7 - тема урока: «Класс Насекомые» - тип урока: изучение новой темы - приобретаемые навыки детей: научится отличать насекомых от других представителей типа Членистоногих. Раскрыть особенности организации насекомых разных отрядов. Технологические особенности: - Используемое оборудование: мультимедиа проектор, компьютер учителя, Интернет; - Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru):
Модель урока биологии «Класс Насекомые» 2 часа (2 урока)
Тип урока: изучение новой темы Цели: Образовательная: познакомить учащихся с многообразием насекомых; выяснить особенности их организации; продолжить формирование у учащихся умений проводить лабораторные исследования, делать выводы; развивающая: формировать информационные, исследовательские компетенции (умение отбирать главное, используя различные источники информации, оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности); воспитательная: способствовать формированию чувства ответственности за сохранность природы. Задачи: рассмотреть особенности организации насекомых; выявить усложнения строения систем органов в ходе эволюции; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, работать с натуральными объектами, микропрепаратами и микроскопами. Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, исследование Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков, коллекций. Средства наглядности: натуральные: коллекция насекомых, изобразительные: таблицы с изображением строения насекомых, их многообразие, рисунки из учебника и других книг, Форма урока: комбинированная. Средства обучения: литература: • учебник В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. Биология 7-й класс. Учебник для общеобразовательных учебных учреждений – Москва: Дрофа, 2002 год. • ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru):
Ход урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Ссылка на ЦОР 1. Организационный момент. Приветствует учащихся, определяет их готовность к работе. Отмечает отсутствующих Называет тему: “Тип Членистоногие, класс Насекомые”. Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, формируют группы по 4-6 человек. Записывают тему урока в тетрадь. 2. Проверка знаний, умений и навыков. Проверяет знания учащихся по следующим заданиям (Приложение №1) Выполняют задания 3. Целеполагание и постановка проблемы. Дает справку о многообразии насекомых, предлагает проблему: “Почему на земном шаре такое разнообразие и многообразие насекомых, как они приспособились к жизни на Земле”. Формулирует задания для проектной работы учащихся. Каждой группе предлагает определить форму презентации-проекта. Анализируют проблему, выбирают задания для самостоятельной работы. Определяют конечную цель – продукт совместной деятельности (проспект о насекомых, стихотворение, сказка и т.д.) Определяют форму презентации проекта и количество выступающих. Иллюстрация «Внешнее строение насекомых» (N 170492 ) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000007c7-1000-4ddd-83c7-3000475d4f07/index.htm
3. Актуализация знаний и умений (инструктаж). Предполагает дать характеристику класса Насекомых, их многообразие, напоминает алгоритм выполнения исследования. В качестве разминки проводится фронтальная беседа по вопросам: что представляет собой класс как систематическая единица? Каковы отличительные признаки класса насекомых? Выявляем основные отряды насекомых. Распределяют по группам материалы исследования, выясняют, как и где можно найти необходимую информацию. Задание для всех групп (работа с коллекциями): “Узнайте насекомых по внешнему виду”. Первой и второй группам найти в своих коллекциях насекомых – вредителей растений, третьей и четвертой группам – насекомых хищников и полезных насекомых. Выполнение лабораторной работы по инструкции учебника: “Изучение представителей отрядов насекомых”. Каждая группа составляет список названий видов насекомых из коллекции, определяет к какому отряду они относятся и оформляет работу-презентацию именно по этим отрядам. Слайд-шоу «Многообразие насекомых» (N 170490) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000007c5-1000-4ddd-e1f0-2700475d4f07/index.htm
4. Изучение нового учебного материала (работа проблемных групп). Наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует, направляет деятельность учеников, предлагает дополнительные источники информации. Группы отвечают на вопросы, работают с источниками информации, в групповой дискуссии определяют пути решения проблемы. Видеофрагмент «Разнообразие ротовых аппаратов насекомых» (N 132261) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7b16f254-0a01-022a-0194-81b225b01973/?from=79f17baa-95ce-4223-85b1-1673e0f21e25&interface=pupil&class=49&subject=29
5. Закрепление и применение учебного материала (межгрупповая дискуссия). Вместе с учащимися заслушивает выступления каждой группы. Организует конкурс проектов, защиту творческих работ и определение победителей. Защищают исследовательские проекты. Видеофрагмент «Многообразие насекомых» (N 132256) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7b16f19a-0a01-022a-009f-d062054923cb/?from=79f17baa-95ce-4223-85b1-1673e0f21e25&interface=pupil&class=49&subject=29
6. Подведение итогов учебного занятия (рефлексия). Предлагает назвать учащимся результаты работы, которые способствовали достижению цели урока. Определяют уровень своих достижений и называют имена победителей в каждой номинации. 7. Объявление домашнего задания. Записывает на доске домашнее задание. Записывают в дневники домашнее задание
Источник: http://www.proshkolu.ru/user/irina345nas/file/2249870/ |