Статистика |
Онлайн всего: 219 Гостей: 219 Пользователей: 0 |
|
Каталог статей
В разделе материалов: 60 Показано материалов: 51-60 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 |
Чихирев Алексей Юрьевич, Директор МБОУ ООШ с. Александровка,
главный судья муниципального центра тестирования ВФСК ГТО
Обучающиеся современных школ – дети 21 века .Век информационных технологий они любят сидеть за компьютером , предпочитая реальным подвижным играм виртуальные . Это обосновывается необходимостью развитию мышления ,но сидячий образ жизни ,отсутствия движения оборачивается для многих подростков чередой проблем со здоровьем ,в том числе хроническими заболеваниями .
И когда президент РФ В.В. Путин предложил воссоздать систему ГТО в новом формате, творческая группа учителей физической культуре Советского района приняла активное участие к внедрению ВФСК ГТО в образовательное учреждение района .
В сентябре 2014 года создан муниципальный координационный совет для реализации ВФСК ГТО в состав которого вошли учителя физической культуры, специалисты администрации района , которые разработали Муниципальный план мероприятий («дорожную карту») внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в образовательных учреждениях Советского района, где были поставлены следующие задачи :
1. Информирование участников образовательного процесса о реализации проекта.
2. Организация системной работы по обеспечению присутствия информации о Проекте в СМИ .
3. Проведение лекций, семинаров и круглых столов, а также выставок для учащихся, их родителей, педагогов.
4. Организация системы медицинского сопровождения обучающихся, наблюдения состояния их здоровья до момента прохождения тестирования, в его процессе и после.
5. Пополнение материально – технической базы необходимыми ресурсами для обеспечения реализации проекта.
6. Повышение квалификации учителей физической культуры.
7. Проведение проблемных семинаров по вопросу реализации ГТО в ОУ.
8. Внесение изменений в рабочие программы по физической культуре с целью обеспечения подготовки к сдаче норм ГТО.
9. Внесение изменений в рабочие программы по физической культуре с целью обеспечения подготовки к сдаче норм ГТО.
10. Проведение соревнований и спартакиад по комплексу ГТО.
Для реализации поставленных задач в 2015-2016 учебном году во всех общеобразовательных учреждениях были проведены следующие мероприятия :
1. Размещены информационные стенды о реализации комплекса ГТО в образовательных организациях.
2. Проведены классные часы, родительские собрания, посвящённых комплексу ГТО.
3.На официальных сайтах ОУ созданы вкладки «Движение ГТО», где размещена публикация новостей, анонсы событий, результаты соревнований, фото-отчеты, видеоролики.
4. 50 % обучающихся зарегистрированы на официальном сайте ГТО и получили ID-номера .
5.Проведены семинары с учителями физической культуры по вопросам реализации ГТО.
6. Проведено совещание руководителей общеобразовательных организаций где проведен анализ готовности к внедрению ВФСК ГТО в ОУ.
7. Семь педагогов школ прошли курсы повышения квалификации «Организационно методические вопросы внедрения ВФСК ГТО в образовательных организаций».
8. Педагоги школ участвовали в региональных конференциях, посвященных вопросам ГТО.
9. Многоборье ГТО включены в календарь физкультурно-массовых мероприятий образовательных организаций.
10. В течение учебного года реализовывались физкультурно-массовые мероприятия с обучающимися (Спартакиада обучающихся, Фестивали школьных и национальных видов спорта, соревнования «Вместе мы команда», «Президентские состязания», «Президентские спортивные игры»).
11. Проведено тестирование уровня физической подготовленности обучающихся по программе комплекса ГТО в рамках зимнего и летнего фестивалей ГТО в образовательных организациях.
12. Учащиеся школ р.п. Пушкино, с. Александровка, с. Золотая Степь, приняли участие в региональных Фестивалях ГТО в октябре 2014 года, в мае 2015 года .
С 1 января 2016 года согласно Региональному плану мероприятий по поэтапному внедрению ВФСК ГТО в Саратовской области обучающиеся школ включены в единый календарный план официальных физкультурных и спортивных мероприятий Саратовской области предусматривающий выполнение видов испытаний (тестов) и нормативов .
В связи с этим Муниципальный центр тестирования ГТО утвердил график выполнения сдачи испытаний (тестов) и нормативов ГТО обучающихся ОУ Советского муниципального района .
- март 2016 года - сдачи испытаний (тестов) и нормативов ГТО выпускников школ ;
- апрель 2016 год - сдачи испытаний (тестов) и нормативов ГТО для наиболее подготовленных обучающихся III – V ступени ;
С 1 сентября 2016 года в течении года будут проводиться сдачи испытаний (тестов) и нормативов ГТО для всех обучающихся I- VI ступени на принципе добровольность .
Положительным результатом работы по реализации ВФСК ГТО в образовательных учреждениях Советского района Саратовской области можно считать :
- удачное выступление (4 место) команды Советского района на областном зимнем фестивале ГТО в г. Пугачеве .
-3 выпускника из МБОУ –СОШ с. Золотая Степь , МБОУ- СОШ р.п. Пушкино, выполнили норматив золотого значка ГТО .
- Победители и призёры на областных соревнованиях по многоборью ГТО среди поступающих в ВУЗы .
В месте с тем следует отметить ряд проблем решение которых необходимо для создания условий эффективного внедрения комплекса ГТО :
- отсутствие в районе бассейна ,тира, пневматического оружия , туристического снаряжения, компьютерной техники в спортивных залах и центре тестирования для автоматического анализа подведения итогов испытаний ;
- недостаточное количество лыжного инвентаря ,недофинансирования проведения спортивно – массовых мероприятий в целом . |
Копылова Татьяна Юрьевна, учитель математики высшей кв. категории МБОУ-СОШ № 1 р. п. Степное Советского района Саратовской области.
«Творчество бесконечно, оно вовлекает
каждое чувство: зрение, обоняние, слух, вкус,
эмоции, экстрасенсорные качества».
П.Торренс:
В настоящее время в условиях современной школы методика обучения математике переживает сложный период, связанный с реализацией Концепции развития математического образования и реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе.
Все эти обстоятельства требуют поиска инновационных средств, форм и методов обучения, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий. Как сказал Иван Валериевич Ященко «В массовой школе следует находить качественно новые механизмы мотивации».
Артпедагогика. Основные идеи артпедагогики.
Сегодня артпедагогика все чаще рассматривается как инновационная педагогическая технология в системе профессионального образования. В качестве концептуальных идей артпедагогики выделяют следующие: идеи гуманизации, креативности, интегративности и рефлексивности, которые создают ориентацию для практической деятельности артпедагога.
Разнообразные художественные средства и методы артпедагогики выступают важным культурно-образовательным ресурсом, обеспечивающим расширение профессиональной компетентности специалистов. Для будущих педагогов овладение средствами художественно-творческой деятельности, арттехнологиями в процессе их профессионального становления является особенно значимым, способствующим формированию практических умений и навыков в работе с детьми и подростками. Цель арпедагогики: поддержать. Взрослый – друг, партнер; отношения – симметричные. Эмоциональный фон обучения очень важен, он должен рождать интерес. Плюрализм ценностей и интересов, их конкуренция. Разум в артпедагогике из универсального становится субъективным: сколько людей – столько и истин. Вместо регулятивных норм – консенсус; вместо ценностей – договоренности, не имеющие обязательного характера и не предполагающие доверия и ответственности; вместо реальности – фантомы; вместо интенциональности – коммуникативность; вместо истины – убеждение.
Идея гуманизации – предполагает восхождение к человеку как высшей ценности. Если эта идея реализуется, она становится принципом педагогической деятельности вне зависимости от художественных, интеллектуальных и др. способностей студента
Идея креативности.
Четыре аспекта креативности: креативная среда, креативная личность, креативный продукт, креативный процесс.
Это обеспечивается:
- принятием безусловной ценности индивида. В итоге человек может быть самим собой – самовыражаться.;
- атмосфера, в которой отсутствует внешняя оценка.
- эмпатийное понимание.
Креативная личность: развитие уверенности в себе, смелости, способности рисковать, мобилизовываться, признавать самого себя, эстетической ориентации.
Креативный продукт – художественные работы; проживание, прочувствование, осмысление по-новому, в новом аспекте произведений искусства в контексте содержания урока, темы и др.; импровизации – самовыражения.
Креативный процесс – это стимул становления и развития ребенка.
Спонтанность, т.е. искусство, которое использует преподаватель, не дает конкретных решений, но расширяет пространство воображения студента, учит его прислушиваться и доверять собственным ощущениям.
Идея рефлексивности. Это готовность и способность человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации; умение обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, ставить и решать неординарные задачи. Показатель рефлексивной культуры: способность работать в условиях неопределенности.
Идея интегративности. Гармоничное сочетание всех видов и форм организации разнообразной учебной деятельности. Опыт студента, будущего педагога складывается из зрительных, слуховых и кинестетических ощущений (модальностей). У каждого доминирует своя модальность. Чтобы достичь понимания на бессознательном уровне, необходимо преподносить материал в трех модальностях одновременно.
Содержание артпедагогического учебного занятия формируется по принципу «двухслойного пирога»: содержание темы урока обогащается содержанием того или иного вида искусства, которые в итоге интегрируются друг в друга и дают эффект оптимизации мыслительной деятельности.
Артпедагогика – это глубоко продуманная система приёмов, направленных на активное вовлечение учащихся в ходе учебных занятий в сценическое действие, что позволяет им испытывать позитивные психические состояния. Для овладения практическим опытом применяем следующие приёмы работы: психологические этюды, психологические драмы, приём выразительного чтения. Включение в ход занятий моментов театрализации, игры, музыкального и литературного сопровождения, повышает эффективность учебного процесса, способствует лучшему усвоению знаний учащимися.
Обучение с артподходом означает занятие, которое режиссируют: преподаватель выступает как режиссер, как артист, как личность, которая способна увлечь тем, что она делает.
Использование возможностей артпедагогики способствует творческой самоактуализации, развитию рефлексивной и коммуникативной компетентностей, способствует формированию и развитию профессиональной направленности будущих специалистов. |
Тезисы выступления Копыловой Татьяны Юрьевны, учителя математики МБОУ-СОШ № 1 р. п. Степное Советского района Саратовской области.
Сегодня мы все участвуем в реализации концепции развития математического образования, утверждённую ещё в 2013 году и в настоящее время реализуемую на всех уровнях. В мае 2012 года Президент России поручил Правительству Российской Федерации обеспечить реализацию ряда важнейших мероприятий в области образования, включая разработку и утверждение в декабре 2013 года Концепции развития математического образования в Российской Федерации на основе аналитических данных о состоянии математического образования на различных уровнях образования.
В декабре 2013 года Правительство Российской Федерации утвердило Концепцию развития математического образования в Российской Федерации.
В апреле 2014 года Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило План мероприятий по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации.
Саратовский областной институт развития образования является региональным координатором реализации этой концепции, о чём сказано в приказе министерства Саратовской области 13 ноября 2014 года.
Стратегические направления взаимодействия кафедры математического образования с нашими районными методическими объединениями реализуют практически все разделы концепции. Это и методическое сопровождение региональных мероприятий, направленных на формирование и развитие профессиональной компетентности педагогических и управленческих кадров, и создание условий для введения федеральных образовательных стандартов, и поддержка лучших учителей, молодых специалистов, развитие системы поддержки талантливых детей и многое другое.
Цитируя Ивана Валериевича Ященко, одного из разработчиков Концепции, хочется отметить, «массовой школе следует находить качественно новые механизмы мотивации» Как же найти эти механизмы мотивации, как заинтересовать нашей поистине царицей наук и убедить в этом не только наших учеников?
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе, нам необходимы новые педагогические исследования в области методики преподавания предметов. Необходим поиск инновационных средств, форм и методов обучения, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.
Сегодня в основе урока должен лежать системно-деятельностный подход. Этого требует время. Этого требуют сами ученики, задавая неизменный вопрос: «Зачем нам это надо знать и как нам это пригодится в жизни?». О новых современных технологиях, изучив которые, мы применяем в нашей школе при подготовке к уроках и внеклассным мероприятиям, мы с коллегами подробно расскажем на секции, посвященному этому вопросу. Сейчас же мне хочется поделиться опытом работы по реализации концепции развития математического образования в нашем районе.
Как руководитель творческой группы профессионального развития учителей математики Советского района, я являюсь непосредственным помощником координатора нашего района по реализации концепции.
Как и на страничке СОИРО, на нашей страничке в САРВИКИ существует специальный раздел, посвященный конепции, где отражаются все мероприятия по ее реализации. Я уверена, что каждое районное методическое объединение проводит в своем районе мероприятия муниципального и даже регионального уровня. Проведение ежегодных научно-практических конференций «Удивительный мир математики»,трехэтапного турнира команд школ «Умники и умницы», где ребята не только рассказывают о том, что нового они сделали по изучению математики, но и показывают свои оригинальные решения, демонструют опыты, моделируя те или иные ситуации, в нашем районе стали традицией.
Как и дистанционная трехэтапная олимпиада, которую мы громко назвали «Школа Архимеда», выявляющая талантливых и одаренных ребят.
Это мероприятие всегда заканчивается яркой встречей команд, демострацией математических знаний и публичным награждением. Такие мероприятия несомненно мотивируют наших учеников к еще более глубокому изучению математики и ее приложений. Одним из важнейших пунктов плана концепции развития математического образования является популяризация математического образования. Наша задача убедить в важности нашей науки не только детей, но и их родителей, и конечно, наших коллег-предметников. С этой целью нами был проведен муниципальный семинар по популяризации математики как науки. Были приглашены представители всех методических объединений и групп проффессионального развития. Наши коллеги продемонстровали, что именно математика, язык математического моделирования являются средствами достижения успеха в решении проблем экологии, биологии, физики, и даже русского и иностранных языков, истории и музыки! Вашему вниманию мне хочется предоставить лишь малую часть этого семинара.
Почему же именно математика? Как вы уже слышали, производство математического интеллектуального продукта (в частности – в сфере современных цифровых технологий) - важнейший раздел экономики, стремительно растет в XXI веке.
Ключевая роль в большинстве отраслей экономики принадлежит именно математике. Научное общество убеждено, что эффективность инвестиций в математику, в частности – в математическое образование неоспоримо.
Реализация концепции начинается еще с дошкольного образования. Это создание соответствующих сред и ситуаций, и, конечно, введение ФГОС.
Реализуется она в начальном образовании: содержание и спектр её деятельности расширяется, среда обогащается современными средствами, логикой, алгоритмами, играми, отслеживанием результатов и заполнением пробелов в базовом материале и конечно ФГОС. Это не только уровневая дифференциация. Это, прежде всего, математическая грамотность, массовое математического образование, математическая культура, применение математики непосредственно везде и, конечно, математическое творчество, проба и освоение моделей профессиональной математической деятельности, и наконец, связь с высшим образованием. И вот здесь, уважаемые коллеги, мы с вами должны объединиться. – Говорила я на семинаре своим коллегам.
Не секрет, что в последнее время математическая безграмотность наблюдается очень часто. Молодые люди порой не могут обойтись без калькулятора в то время, когда их бабушки и дедушки легко считают в уме и столбиком, не представляют, как проверить правильность стоимости покупки ил скидку на товар в магазине, не имеют представления о процентах. А ведь это так необходимо в наше время! По исследованиям системы российского образования прошлого года Россия находится далеко не на первом месте!
Математика – царица всех наук! Твердим мы известное изречение. Но забываем рассказать о том, что автор этих слов К. Гаусс – был прежде всего математиком, и только потом уже механиком, физиком и астрономом. Он считается одним из величайших математиков всех времён, «королём математиков». Математика – не только царица, она - прародительница всех наук! И об этом должен знать каждый ребёнок! В древние времена ученый был, прежде всего, математиком, а потом уже философом, а уж позже физиком и химиком.
Нам, математикам, как можно чаще, да, пожалуй, всегда, урок надо начинать с того, а зачем его проводить?
Для чего нужно уметь складывать, умножать и даже логарифмировать и дифференцировать, зачем вообще нужно знать математику. А коллегам предметникам необходимо не забывать на своих уроках подчеркивать важность математических знаний. Ведь именно этого требуют новые стандарты. ПРИМЕНЕНИЯ! |
Рахманкулов Рашид Рафаильевич - начальник МКУ "Информационно-методический отдел управления образования";
Рахманкулова Елена Федоровна - педагог-психолог МБОУ-СОШ № 1 р.п. Степное.
В целях реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта средствами информационные и коммуникационные технологии в этом году проводился мастер-класс с использованием дистанционных образовательных технологий по программе «ИКТ как средство реализации ФГОС».
Приказ № 324 от 14.09.2015 О проведении мастер-класса с использованием дистанционных образовательных технологий педагогами по программе «ИКТ как средство реализации ФГОС»
Авторы мастер-класса: Урсова Ольга Владимировна, Зильберберг Наум Иосифович, Кобцева Лидия, Петрова Оксана.
Цель: оказание помощи современному учителю адаптироваться в условиях реализации ФГОС.
Задачи:
- рассмотреть вопросы, связанные с подготовкой и проведением уроков в соответствии с требованиями фГОС, оказанием своевременной и эффективной помощи учащимся,
- проанализировать и обобщить профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
- обобщить педагогический опыт по разработке современного урока по ФГОС.
Целевая аудитория: педагоги.
|
Ткачёва Галина Леонидовна, учитель географии МБОУ-СОШ№1 р.п.Степное
Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Школа является зеркалом общества и поэтому появляются все новые образовательные технологии, способные помочь учителю достигнуть цели – научить и воспитать гармонически развитого гражданина, способного творить и созидать.
Российская школа находится на этапе становления в новом качестве, которого требует современная образовательная ситуация. Новая школа должна готовить обучающихся к жизни в современном мире. Этот мир бурно развивается, и, возможно, сегодняшним школьникам в будущем придется много раз переучиваться. Соответственно важно, чтобы они умели учиться. Поэтому преподавание школьных дисциплин должно выйти на метапредметный уровень, а процесс обучения, воспитания и развития личности ребенка должен проходить в единстве урочной и внеурочной деятельности, на что и направлен ФГОС второго поколения .(формирование универсальных учебных действий)
С целью возрождения духовных общечеловеческих ценностей особенно актуально появление арт-педагогики.
«Нет ничего нового под солнцем, но есть кое-что старое, чего мы не знаем» Лоренс Питер
«Чтобы выжить, надо быстро изменяться» Л. Кэрролл
Три постулата идеологии новой школы:
1. Школа является важнейшим фактором развития личности;
2.Школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;
3.Систему образования и школу необходимо постоянно развивать
Развитие школы осуществляется посредством инноваций. «Инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение».
АРТ-педагогика включает арт-терапию, педагогику, психологию, культурологию.
Цель арт -педагогики помочь ребёнку научиться понимать себя и жить в ладу с самим собой, научиться жить вместе с другими людьми, научиться познавать окружающий мир по законам красоты и нравственности.
АРТ-педагогика современное, формирующееся практикоориентированное направление педагогической науки, изучающее природу, закономерности, принципы, механизмы привлечения искусства и художественной деятельности для решения профессиональных и художественных задач.
Арт-педагогика
- оперирует средствами искусства и художественно-творческой деятельности, обладающими развивающим и воспитывающим потенциалом.
- не подменяет собой художественное образование и воспитание, а дополняет их и придаёт процессу развития , обучения и воспитания специфическую направленность.
- подразумевает совместное творчество педагога и ученика, «вплетённое» в самые разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности.
Образовательные технологии арт-педагогики решают задачи:
- облегчают процесс обучения и ребёнку и педагогу.
- дают социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.
- позволяют прорабатывать учебный материал с опорой на имеющийся духовный и душевный опыт педагога и воспитанника.
- помогают наладить отношения между учителем и учениками, создать наиболее благоприятные условия для ведения диалога.
- содействуют сохранению целостности человеческой личности, воздействуя в первую очередь в процессе обучения на этическую, эстетическую, эмоциональную сферы личности.
Преимущества арт-педагогического урока:
- практически каждый ребенок может стать участником арт-технологий, не требующих от него каких-либо специальных способностей (музыкальных, художественных, пластических);
- арт-технологии являются средством преимущественно невербального общения, что иногда является для ребенка единственно возможным для выражения чувств и переживаний. Особенно ценно это для тех детей, кто замкнут, стеснителен, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется словами выразить свои переживания;
- в процессе участия в арт-технологиях ребенок раскрывает свои чувства, настроения, мысли, свое отношение к окружающему миру, что позволяет лучше узнать его, помочь. В процессе реализации арт-технологий как средства свободного самовыражения ребенка создается атмосфера доверия, терпимости и внимания к его внутреннему миру.
То есть
- деятельностно-творческий характер
- диалогичность
- поддержка индивидуального развития ребенка
- формирование целостности личности
Школа будущего
Арт-терапевтическая работа в школе позволяет повысить значимость проблемы психологического здоровья учащихся и способствует лучшему пониманию их потребностей педагогами.
Арт-технология -наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются , чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Искусству принадлежит роль естественного проводника переживаний или симптомов и всё это независимо от возраста, пола, чувств.
• Варианты арт-уроков Построение на одном виде искусства
• Элементы искусства, как средства деятельности учителя
• Элементы искусства, как способы деятельности детей.
• Примеры арт-уроков
• Театрализованный урок
• Урок-психодрама
• Урок имитационного моделирования
• Заочные путешествия
• Уроки предметного рисования
• Учебные игры
Итак, в процессе реализации арт-технологий как средства свободного самовыражения ребенка создается атмосфера доверия, терпимости и внимания к его внутреннему миру. |
Районный Дом детства и юношества - муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования (далее МБУ ДО- РДДиЮ) - одно из двух учреждений дополнительного образования детей, находящихся в единой образовательной системе Советского района. Является многопрофильным учреждением дополнительного образования, имеет свою структуру и систему деятельности.
МБУ ДО- РДДиЮ ведет образовательную, методическую и организационно-массовую деятельность среди детей и подростков, родителей, педагогов района.
Основная цель, которая стоит перед образовательным учреждением - развитие МБУ ДО- РДДиЮ, обеспечивающее повышение качества дополнительного образования детей, подростков, его гуманистическую направленность, приоритет общественных ценностей, жизни и здоровья человека, воспитание гражданственности, любви к Родине, труду;
создание условий для более полного раскрытия способностей обучающихся и оказание образовательных услуг, предусмотренных Уставом МБУ ДО- РДДиЮ.
Общие сведения об образовательном учреждении
Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом - муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования – районный Дом детства и юношества
1.1. Адрес: юридический 413210, Саратовская область, Советский район, р.п. Степное, ул. 50 лет Победы, 14
Фактический 413210, Саратовская область, Советский район, р.п. Степное, ул. 50 лет Победы, 14
1.2. Телефон 8(845)66- 5-06-20
e-mail rddiu@mail.ru
1.3. Устав утвержден 23 ноября 2015 года
(даты принятия, согласования, утверждения)
1.4. Учредитель Учредителем Учреждения является управление образования администрации Советского муниципального района.
1.5. Лицензия на право ведения образовательной деятельности
(Серия А № 280434 от 19.01.2011)
1.6. Свидетельство о государственной аккредитации
(Серия 64 ДП № 000116 от 25.01.2010) |
Явдощак Е. А.
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ-ООШ с. Новокривовка |
Викулова Елена Владимировна, учитель биологии высшей квалификационной
категории МБОУ-СОШ №1 п. Степное Советского района Саратовской области
Цель: определить оптимальные условия применения системы оценки сформированности способов универсальных учебных действий и достижение метапредметных результатов на ступени основного общего образования.
Задачи мастер – класса:
1.Провести обоснование основных идей по формированию УУД как средства
достижения метапредметных результатов обучения.
2.Продемонстрировать использование метапредметных заданий на уроках
биологии в 5-х классах (фрагмент урока по теме: «Путешествие в мир живой
природы»).
Современное образование требует четких ответов на ключевые вопросы: для чего (цели и ценности), чему (содержание) и как (технологии) необходимо учить подрастающее поколение. Для учащихся важно не «приобретение знаний впрок», а возможность развития функциональных, деятельностных качеств личности. Отсюда ключевая компетенция образования - “научить ребенка учиться”. «Не хватает знаний - я тебе предлагаю условия, где эти знания ты можешь приобрести». Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация не только на достижение предметных образовательных результатов, но и, прежде всего, на овладение обучающимися универсальными способами учебной деятельности, т.е. достижение метапредметных результатов обучения. В настоящее время в образовании мы осуществляем «переход от предметности к метапредметности».
Метапредметные результаты деятельности – универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные, регулятивные, осваиваются на базе всех учебных предметов и применяются учащимися, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных учебных действий, методами познания себя и мира. |
Бейбулатова Е.А., учитель физики МБОУ СОШ №1 п. Степное
Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Школа является зеркалом общества, и поэтому появляются все новые образовательные технологии, способные помочь учителю достигнуть цели – научить и воспитать гармонически развитого гражданина, способного творить и созидать.
С целью возрождения духовных общечеловеческих ценностей особенно актуально появление арт-педагогики.
Термин "Артпедагогика» пока мало известен в педагогической среде, в то время как отдельные идеи этой развивающей области педагогического знания приобретают все большую популярность у учителей и учащихся.
Проблема интерпретации понятия «Артпедагогика», прежде всего, связана со значением слова «арт.», пришедшего с запада (лат. – ars, англ. и франц. – art, итал. – arte), которое переводится на русский язык как «искусство».
Артпедагогика - современное, формирующееся практикоориентированное направление педагогической науки, изучающее природу, закономерности, принципы, механизмы привлечения искусства и художественной деятельности для решения профессиональных и художественных задач.
В качестве основных сфер арт-педагогической деятельности можно рассматривать:
- эмулирование и организацию педагогом самостоятельного художественного творчества участников образовательного процесса,
- создание в образовательном пространстве системы нравственно-эстетического взаимодействия на основе интеграции искусства, педагогики, психологии и других областей человекознания.
Артпедагогика имеет с общей педагогикой единые конечные цели – помочь ребенку научиться понимать себя и жить в ладу с самим собой, научиться жить вместе с другими людьми, научиться познавать окружающий мир по законам красоты и нравственности.
Иными словами, помочь развивающейся личности в её социализации и самореализации.
Но есть у арт-педагогики и свои специфические, только ей присущие цели – это формирование этического и эстетического иммунитета личности в процессе развития ее духовно-нравственной культуры
Особенностью арт-педагогики является то, что она оперирует средствами искусства и художественно – творческой деятельности, обладающими развивающим и воспитывающим потенциалом. Она не подменяет собой художественное образование и воспитание, а дополняет их и придаёт процессу развития, обучения и воспитания новую специфическую направленность.
Объект арт-педагогической науки: сфера искусства как сфера обучения, воспитания,
развития, коррекции личности.
Предмет арт-педагогической науки: закономерности образовательного процесса. имеющие место, где мы используем искусство.
Объект арт-педагогической практики: реальное взаимодействие участников педагогического процесса при посредстве искусства.
Предмет арт-педагогической практики: процесс обретения участниками педагогического процесса этического и эстетического иммунитета.
Признаки арт-педагогики, как педагогической технологии:
использование искусства и его средств в целях освоения интеллектуального и духовного опыта человечества учащимися;
-внутреннее присвоение знаний, умений и навыков, создание для этого специальных условий;
- отдание приоритета воспитанию в классической триаде «обучение-воспитание-развитие личности
Проблемы, решаемые арт-педагогикой:
- облегчает процесс обучения и ребёнку и педагогу;
- даёт социально приемлемый выход агрессии и др. негативным чувствам, которые естественно возникают в процессе общения педагога с учащимися;
- получает материал для интерпретации и диагностических заключений о воспитаннике.
- позволяет прорабатывать учебный материал с опорой на имеющийся духовный и душевный опыт педагога и воспитанника,
- помогает наладить отношения между учителем и учениками, создать наиболее благоприятные условия для ведения диалога, без чего нет продуктивного обучения.
Проблемы, решаемые арт-педагогикой: содействует сохранению целостности человеческой личности,
- содействует адаптации личности в социуме,
- развивает рефлексивную культуру, чувство внутреннего контроля, необходимого в процессе обучения.
- содействует развитию всех органов чувств, памяти, внимания, воли, воображения, интуиции в процессе обучения, воспитания, развития средствами классического и народного искусства
Идеи арт-педагогики:
-идея гуманизации,
-идея креативности,
-идея интегративности,
- идея рефлективности.
Гуманизация - стержень нового педагогического мышления, основная установка которого-восхождение к личности, к человеку как высшей ценности. Идея гуманизма- основополагающая для арт-педагогики, она превращается в принцип деятельности артпедагога, если реализуется по отношению к каждому ребенку вне зависимости от художественных, интеллектуальных и других способностей ребёнка Вера в индивидуальность ребёнка предполагает большую работу учителя над самим собой, над своим отношением к детям, которые не вызывают симпатии педагога. Приоритет отдаётся воспитательным целям над целями обучения: насыщение процесса обучения вечными проблемами Добра и Зла, Любви и Мудрости, Красоты и Гармонии и др.
Креативность включает в себя четыре аспекта:
- среда,
- личность,
- продукт,
- процесс.
Идея рефлективности - это готовность и способность человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации; умение обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, ставить и решать неординарные практические задачи. В качестве основного показателя рефлексивной культуры личности рассматривается ее способность работать в условиях неопределенности, что свидетельствует о взаимосвязи рефлексии и творчества личности, о значении рефлексии в формировании мотивации школьников к саморазвитию.
Идея интегративности заложена в самой сущности арт-педагогики: интеграция искусства, педагогики, психологии и других областей человекознания.
Гармоничное сочетание всех видов и форм организации разнообразной художественной деятельности направлено на обогащение нравственно-эстетического облика учащегося.
Кроме того речь идёт о сочетании трёх модальностей (зрительных, слуховых и кинестетических ощущений) в становлении опыта ребёнка.
У каждого доминирует своя модальность. Чтобы достичь понимания на бессознательном уровне, необходимо преподносить материал в трёх модальностях одновременно.
Содержание арт-педагогического урока формируется по принципу «двухслойного пирога»:
содержание темы урока обогащается содержанием того или иного вида искусства, которые в итоге интегрируются друг в друга и дают эффект оптимизации мыслительной деятельности, воспитательного влияния содержания урока на духовную сферу ученика.
Содержание урока должно включать все, что нужно человеку для строительства и развития собственной личности.
Чтобы обрести себя, индивидууму нужно выбрать и выстроить собственный мир ценностей, войти в мир знаний, овладеть творческими способами решения научных и жизненных проблем, открыть рефлексивный мир собственного «я» и научиться управлять им.
Урок должен учитывать содержание личностно ориентированного, творческого образования, которое, в свою очередь, должно включать обязательные компоненты: аксиологический, когнитивный, деятельностно-творческий и личностный.
Аксиологический компонент имеет целью введение учащихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций. Здесь без искусства не обойтись.
Когнитивный компонент содержания обеспечивает школьников научными знаниями о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития. Здесь искусство одухотворяет интеллектуальную деятельность ученика.
Деятельностно-творческий компонент способствует формированию и развитию у учащихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей, необходимых для самореализации личности в труде, научной, художественной и других видах деятельности. Здесь искусство интегрирует разные виды человеческой деятельности.
Личностный (духовный) компонент обеспечивает самопознание, развитие рефлексивной способности, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования, нравственного самоопределения
Преимущества арт-педагогического урока:
- диалогичность;
- Деятельностно-творческий характер;
- направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения;
- формирование целостности личности - соединение в ней цивилизационных и культурных начал
Соединение понятия «арт.» и «педагогика» уводит нас от процессов воспитания, обучения в их общепринятом и профессиональном понимании, но приводит к живому конструктивному союзу учителя и ребенка, учителя и родителя в школе и учреждениях дополнительного образования в пространстве культуры и искусства.
Используемая литература:
Shumakova 191212
Педагогический эксперимент. Артпедагогика в школе.
Т.А.Соколова Артпедагогика |
Соленкова Наталья Николаевна? Учитель географии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №33 им. П. А. Столыпина»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Введение
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли».
В. А. Сухомлинский
Вопрос о самостоятельной работе учащихся с контурными картами на уроках географии давно стоит в нашей школе. Опыт работы показывает, что простое изучение карты не дает глубоких и прочных знаний, так как всегда в классе есть ученики со слабо развитым пространственным воображением.
Но такой вид деятельности просто необходим при изучении курса «География». Работа с контурными картами активизирует педагогический процесс, создает конкретные представления и закрепляет знание учеников. Значение контурных карт отмечено в программе средней школы по географии.
Их следует использовать: а) для закрепления знаний на уроках, б) при выполнении домашних заданий и в) при проведении контрольных работ — как одну из форм учета. Достоинство работы с контурной картой — это вовлечение в работу всех учащихся и детальное изучение ими всего материала карты.
Первым препятствием в работе учителя географии и обучающихся стало сокращение учебных часов курсов: «География материков и океанов», «Начальный курс географии».
Вторым препятствием при работе с контурными картами стало исключение из школьной программы изучение такого учебного предмета как «Черчение».
И, пожалуй, третья причина, которая не добавляет ученикам интереса к работе с контурными картами (как это не парадоксально) – активное внедрение в работу учителя ИКТ. Реалии современной жизни обязывают нас активно внедрять в жизнь современные компьютерные технологии. Я уже не удивляю детей, пользуясь интерактивной доской, компьютерной техникой. Это стало нормой. И в сложившейся ситуации неожиданно новым моим ученикам представляется на уроке географии … работа с пластилином.
Лепка – одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, а это в свою очередь способствует развитию речи. Такой вид деятельности развивает наблюдательность, дает простор детской фантазии. А. С. Макаренко писал: «Материалы (глина, дерево, бумага и т. д.) ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру…в них есть простор для фантазии. Не просто воображения, а большой творческой фантазии» [1, с. 7].
В лепке ребенок не просто рассматривает, а осязает своими руками. А чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии впечатления, тем оно становится отчетливее.
О прикладной стороне лепки, то есть о приложении ее к творческой жизни, не нужно говорить много слов – оно очевидно. Человек, изучивший форму, не будет чужд инициативы и творческих замыслов. Он всегда сумеет внести в свой труд нечто свое, индивидуальное.
Лепка является большим подспорьем при прохождении курса геометрии и естествознания. Наиболее подходящим материалом для лепки является пластилин. Он не сохнет, поэтому, если сделанная работа оказалась неудачной, ее можно переделать.
Таким образом, цель данного проекта – привлечение внимания обучающихся к работе с географическими картами на уроках географии.
Задачи были поставлены следующие:
• Повышение качества знаний обучающихся при выполнении практических и самостоятельных работ на уроках географии;
• Создание ситуации успеха при выполнении практических и самостоятельных работ на уроках географии;
• Привитие интереса школьников среднего звена к изучению учебного предмета «География».
Лепке – как методическому приёму большую роль отводили знаменитые педагоги: Мария Монтессори , Василий Александрович Сухомлинский, Антон Семёнович Макаренко, отечественный психолог Натан Семенович Лейтес («Умственные способности и возраст», М., 1971).
Данный вид деятельности – один из «кирпичиков» технологии интегрированного обучения. Научившись работать на уроках трудового обучения с пластилином, а на уроках изобразительного искусства с красками, учащиеся уже готовы к выполнению работ, о которых пойдет речь в основной части.
Вторая педагогическая технология, используемая в предлагаемом проекте, – здоровьесберегающая. Описываемый вид деятельности школьников был предложен автором проекта на обсуждение коллег на семинаре в рамках Второго Международного сказкотерапевтического фестиваля «Психология сказки и сказка психологии», проходившем в Москве в 2010 году.
Ещё одна применяемая на описываемых занятиях технология – проектная деятельность, так как в конечном итоге обучающиеся получают продукт своего труда – рельефную карту.
В качестве диагностического инструментария к работе прилагается анкета обратной связи. Но в первую очередь – это сравнение качества знаний обучающихся при выполнении практических и самостоятельных работ. |
|