Мустакова А.Ш.,заместитель директора по УМР МБОУ «Лицей» р.п.Степное
В 2015- 2016 учебном году МБОУ «Лицей» р.п.Степное, согласно приказу управления образования администрации Советского муниципального района от 04.09.2015г.№ 300 «Об организации в 2015-2016 учебном году инновационной деятельности в образовательных учреждениях Советского района», стал муниципальной площадкой по данному направлению.
Естественно, «задание» было необычное, так как само понятие «профессиональный стандарт» поставило ряд таких задач, которых не приходилось решать раньше.
Почему? Потому что, во-первых, эта идея должна была овладеть каждого педагогического работника лицея без исключения, без учета нашей ментальности.
Поэтому на первоначальном этапе задача администрации состояла в том, чтобы довести основные положения стандарта до каждого педагога. Необходимо было рассмотрение содержания документа на заседаниях предметных комиссий, педагогического совета, методического центра с одной целью – обеспечить осведомленность каждого педагога по данной проблеме.
Во-вторых, вся сложность проблемы перехода на профессиональные стандарты ложилась на плечи педагога. Поэтому педагогу, как центральной и незаменимой фигуре в образовании, опять пришлось столкнуться с новым вызовом времени.
Поэтому предстояла большая работа по разъяснению требований профессиональных стандартов. Для опытных учителей эти требования, возможно, и не представили особой проблемы, но для начинающих учителей – это решение новых профессиональных задач по освоению необходимых знаний и умений на практике.
Что было сделано в нашем лицее?
После изучения многочисленной информации из опыта различных школ, на чьих базах в данное время идет апробация нового «явления» в образовании, ( эксперимент проводится в 21 субъекте РФ, созданном в рамках реализации мероприятий ФЦПРО на 2011-2015 гг. по направлению «достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», при содействии Министерства образования РФ, различных научных институтов, на определенных стажировочных площадках), различных отзывов по итогам экспериментов, пришли к выводу – необходима Программа внедрения профстандарта в деятельность лицея.
Таким образом, была разработана Программа внедрения профессионального стандарта педагога, которая предусматривала следующие разделы:
- Пояснительная записка;
- Основные цели и задачи программы;
- Сроки реализации программы;
- Информационная справка;
- Механизм реализации программы;
- Ожидаемые результаты выполнения программы;
Программа внедрения профессионального стандарта рассчитана на следующие этапы реализации:
- 1 этап - подготовительный (2015-2016учебный год);
- 2 этап - внедренческий (2016-2017 учебный год);
- 3этап – реализационный (с 01.01.2018г).
Подготовительный этап Программы предусматривает пока следующие направления:
- Организационное сопровождение инновационной деятельности;
- Информационное сопровождение инновационной деятельности;
- Повышение квалификации педагогических работников;
- Аттестация педагогических работников;
- Сетевое взаимодействие с другими образовательными организациями по реализации инновационной деятельности.
В связи с тем, что наш лицей – не единственная муниципальная площадка для введения этого новшества, а есть еще одна организация – это МБОУ СОШ с.Золотая Степь, то в рамках сетевого взаимодействия было принято решение о совместном сотрудничестве по указанному направлению. Естественно, общее решение было закреплено Договором о сотрудничестве.
В текущем учебном году, на этапе подготовки к внедрению профессионального стандарта, шло активное изучение документа на заседаниях предметных комиссий, методического центра, проведены методический семинар, педагогический совет по вопросам внедрения профессионального стандарта педагога с участием коллег из МБОУ СОШ с.Золотая Степь.
Предполагается, что окончательное внедрение профессионального стандарта внесет серьезные изменения в работе аттестационных комиссий, что будет создана система аудита – внутреннего и внешнего, с участием общественных структур управления.
Естественно, аттестация педагогического работника была и остается одним из важных и эффективных направлений повышения профессионального мастерства педагога, ибо именно эта процедура лучше всего способствует восприимчивости учителя к внешним изменениям, что, в конечном счете, непосредственно влияет на его конкурентоспособность.
Возможно, будет разработана региональная модель профессионального стандарта для школ Саратовской области, иначе каждая образовательная организация будет создавать свою модель, удобную ей.
Во всяком случае, необходимость разработки дорожной карты освоения педагогами трудовых действий в соответствии с требованиями профессионального стандарта уже очевидна.
Очевидно и пошаговое внедрение профессионального стандарта, как:
- анализ ситуации;
- разработка ключевых идей при переходе на профессиональный стандарт;
- разработка единого подхода к формированию и оценке квалификаций (трудовых действий) педагога на всех ступенях профессионального роста и развития и т.д.
Следующий учебный год привнесет свои изменения, как в образование, так и в наши планы реализации профстандарта. Мы - готовы.
P.S. Все разговоры и обсуждения вокруг этого профстандарта мне почему-то напоминают введение НСОТ – «каждая школа сама распоряжается своим фондом», «оценку учителю дают общественные организации, включая родительскую общественность», и т.д. и т.п.
Жизнь все расставила на свои места: и учителей, и родительскую общественность, и общественные организации. Думаю, так будет и в январе 2017 года.