Рабочей группой была разработана Программа внедрения профессионального стандарта педагога, т.к. программа внедрения профессионального стандарта рассчитана на следующие этапы реализации:
- 1 этап - подготовительный (2015-2016 г);
- 2 этап - внедренческий (2016-2017 г);
- 3этап – реализационный (2018г).
Таким образом, рабочая группа начала работу по изучению профессиональных стандартов, ознакомилась с требованиями к профессиональному стандарту педагога.
Стандарт должен:
- Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога.
- Не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога.
- Избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей.
- Побуждать педагога к поиску нестандартных решений.
- Соответствовать международным нормам и регламентам.
- Соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий .
Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные:
- Преодолеть технократический подход в оценке труда педагога.
- Обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда.
- Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации. Цель применения :
-Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.
- Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
- Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.
- Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
В содержание профессионального стандарта включены общие сведения (цели деятельности, группы занятий ), характеристика трудовых функций и иные специальные сведения.
- в нем определяются основные требования к квалификации педагога.
- Может дополнятся региональными требованиями
- Может быть дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения
- Является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов дошкольного учреждения и школы
- Отражает структуру профессиональной деятельности педагога
- Выдвигает требования к личностным качествам педагога
К специальным сведениям относятся требования к образованию и опыту работы, условия допуска к реализации функций, необходимые умения и знания.
Содержание профессионального стандарта в области ОБУЧЕНИЕ
- Иметь высшее образование
- Знать программы обучения
- Уметь планировать и анализировать работу
- Владеть формами и методами обучения – стандартными и инновационными.
- Использовать специальные подходы, чтобы охватить всех детей
- Уметь объективно оценивать возможности детей, используя разные формы и методы контроля
- Владеть ИКТ-компетенциями.
Содержание профессионального стандарта в области РАЗВИТИЕ
- Готовность принять всех детей
- Выявлять разнообразные проблемы детей, оказывать адресную помощь
- Готовность к взаимодействию с другими специалистами
- Уметь отслеживать динамику развития ребенка
Содержание профессионального стандарта в области ВОСПИТАНИЕ
- владеть формами и методами воспитательной работы
- Владеть организационными формами и методами
- Уметь общаться с детьми, защищать их интересы и достоинство
- Поддерживать уклад, атмосферу и традиции учреждения, внося в них свой положительный вклад.
Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования. Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования.
Рабочей группе предстоит провести сверку штатных сотрудников на соответствие требований профессиональных стандартов, разработать ряд нормативных документов для работы по профессиональным стандартам в образовательном учреждении (локальные акты, приказы, распоряжения, планы- графики).
Всем работникам ОУ необходимо ознакомиться с профессиональными стандартами на сайте Министерства труда «Реестр профстандартов». Профессиональный стандарт педагога может применяться при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»; при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования; при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий. |