Отличительная черта проектной методики – особая форма организации.
Я использую следующую классификацию проектов:
1.По продолжительности подготовки:
– краткосрочный
– средней продолжительности
– долгосрочный
2. По количеству участников:
– индивидуальный
– работа в парах
– групповой (4-6 человек)
3.По методу:
– творческий
– исследовательский
– информационный (ознакомительно-ориентированный).
Вот как, например, проходила защита проектов в 1 классе на тему: «Обобщение знаний нумерации от 1 до 10».
Учащимся предлагаю разделиться по парам и на группы. Каждая пара и группа получает задание:
первая пара сочиняет загадки про цифры;
вторая пара ищет стихи о цифрах;
третья пара рисует картинки «На что похожа цифра»;
четвертая пара составляет «Судоку»;
пятая пара составляют ребусы с использованием цифр;
оставшаяся группа делает каждому ученику индивидуальное задание «Соедини точки по цифрам».
По желанию выбираются ученики, которые делают презентацию к проекту на уроке (Картинки и текст к презентации я готовлю заранее, задача детей правильно подобрать их и поместить). Остальные учащиеся принимают активное участие в обсуждении, делая записи в тетрадях, задавая дополнительные вопросы.
Учитель направляет учебную дискуссию в нужном направлении.
В конце учащиеся демонстрируют презентацию к проекту.
Также предлагаю учащимся творческие мини – проекты для домашнего задания. Планируемыми результатами и формами их представления могут быть: кроссворд, чайнворд, ребусы, газета, журнал и др.
Работая в данном направлении мы с ребятами обратились к современным информационным технологиям, платформам:
Например, ГлобалЛаб (Globallab.org), цель которой совпадает с нашими задумками: предоставить возможность окунуться в мир настоящего поиска под девизом – «Давай займемся наукой!». Работая совместно с родителями ребята моего класса учатся использовать данный сервис для создания мини-проектов («Природа летом», «Из чего сварить варенье» и др.). В этом учебном году мы также будем использовать этот сервис для работы над проектами:
«Хлеб всему голова»
Тема этого проекта связана с годом хлебороба в Саратовской области. Реализовать проект я планирую через уроки: математики, окружающего мира, литературного чтения, изо, музыки технологи, программу «Разговор о правильном питании» и другие внеурочные мероприятия.
2017 год-год экологии. Всё более углубляясь в суть нашего проекта, мы решили внести в него изменения и довить тему для работы «Ты- маленькая часть большой природы». Говоря мы, я имею в виду не только моих учеников, но и своих коллег, которые решили присоединиться к работе над нашим проектом (учитель музыки, учитель технологии, учитель экологии).
Эти проекты предполагают активизацию учащихся, т. к. они должны знакомиться с учебной литературой, справочниками, интернет-ресурсами, подбирать рисунки и рисовать. Учащиеся с разным уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Ведь составить и красочно оформить кроссворд, ребус может ученик, у которого трудности с математикой, но отличные способности к рисованию. А возникший интерес и чувство радости от выполненного задания у школьника – и есть критерий успешной работы.