Недавние изменения в Закон об образовании вводят дистанционное обучение в качестве одного из вариантов получения образования. Готовы ли российские педагоги учить и учиться через интернет? Рейтинг лучших регионов по использованию школьными учителями образовательных интернет-ресурсов, подготовленный на основе результатов Всероссийской интернет-переписи учителей РИА Новости*, показывает множество проблем в информационно-компьютерной грамотности учителей. С компьютером - на «вы» Восьмиклассник Михаил, вернувшись из школы, сообщил маме, что ее срочно приглашают на беседу к завучу. Ребенок не отличается ни хулиганским поведением, ни недисциплинированностью - в чем же дело? «Да ты не волнуйся, у половины класса родителей вызывают», - добавил сын. Выяснилось, что учитель географии, вернувшись в класс после пятиминутного отсутствия, обнаружила усы и рожки, пририсованные к ее портрету на рабочем столе оставленного на столе ноутбука: любимое фото испорчено. Установить личность «художника» не удалось, так что обвинили коллективно всех, кто посещал спецкурс по работе в PhotoShop, Indesign и других графических пакетах. «Учителю вручили ноутбук, но почему же не сочли нужным научить хотя бы элементарной работе с ним: установке пароля, сохранению копий документов и рисунков? - удивлена мама Михаила. - Почему педагог даже не представляет себе, что не обязательно владеть серьезными графическими программами, чтобы нарисовать несколько штрихов? Мы уже давно не удивляемся, когда ребятам задают на дом, а потом высоко оценивают нечто такое, что подросток почти механически выполняет двумя нажатиями клавиш или с помощью элементарного «копировать - вставить». Уровень информатизации школ района, города, региона обычно оценивают по числу учеников, приходящемуся на один компьютер. Но чтобы информатизация по-настоящему стала частью учебного процесса, недостаточно завезти в школу «железо», обучить педагогов основам компьютерной грамоты - и громко отчитаться об этом. Созданы крупные федеральные хранилища электронных (цифровых) методических материалов, сеть федеральных образовательных порталов, во многих регионах России - центры информационных технологий и методической поддержки ИКТ в образовании, в сети множество электронных библиотек для педагогов. «Чтобы вложения принесли результат, нужно дать возможность учителям пользоваться уже накопленным информационным и методическим богатством, - считает директор Регионального центра информатизации и оценки качества образования Удмуртской республики Наталия Медведева. - А еще лучше - вносить и свой вклад в эту копилку». Дети уже давно живут в цифровом мире, и многие из нынешних школьников начали ловко пользоваться смартфонами, планшетниками, другими гаджетами, впервые самостоятельно вышли в интернет задолго до того, как научились читать. Взрослые же, в том числе учителя, зачастую просто боятся интернета. «В сети куча готовых рефератов, и ребенок может скачать что угодно, даже не прочитав», - считают педагоги. По их мнению, с помощью форумов дети учатся врать учителям. «Это целая помойка со шпаргалками», - полагают учителя. «Теперь можно и не учиться, все давно выложено в сеть», - отмечают они. Однако настоящему профессионалу нечего пугаться, считает учитель иностранного языка Екатерина Стоцкая. «Просто роль учителя изменилась, хотим мы этого или нет. Мы теперь уже не столько источники информации, сколько наставники в ее поиске и осмыслении, в постановке задач и в организации времени. Учитель стал тайм-менеджером для ученика, проводником в информационном океане», - считает Стоцкая. Учитель и интернет Представление о реальной роли учителя в цифровом образовательном мире дают результаты рейтинга лучших регионов РФ по использованию школьными учителями образовательных интернет-ресурсов. Рейтинг построен по итогам Всероссийской интернет-переписи учителей РИА Новости, проведенной в конце 2011 года в рамках проекта «Социальный навигатор». В ней приняли участие 82 627 педагогов из 83 регионов РФ, что составило 7,85% от численности всех школьных учителей России. Организаторы ставили целью оценить: насколько учителя активны в сети, в какой степени используют интернет для обмена информацией, поиска материалов, профессионального роста и повышения качества работы; есть ли по этим показателям различия между российскими регионами. «Если учитывать специфику получения данных - добровольное заполнение учителями электронных форм сбора информации, - то можно отметить еще одну важную задачу, которую решает рейтинг, - отмечает заместитель директора Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования Ирина Селиверстова. - Он содействует информированию и просвещению учителей - участников опроса. Оценивая свое владение теми или иными технологиями, учителя невольно сопоставляют то, что они умеют, с тем, что они могли бы использовать в своей педагогической практике. Разрыв между потенциальными вариантами и реальным опытом заставит думающего учителя оценить профессиональный багаж, обратить внимание на новые практики и открывающиеся возможности». Результаты ожидаемые и неожиданные Понятно, что в тех школах, где техники больше и есть подключение к интернету, учителя чаще работают за компьютером, выходят в интернет и участвуют в значимых для них акциях. В республике Татарстан, в частности, приоритетом образовательной политики региона объявлено именно создание современных условий обучения и формирование ИКТ-насыщенной среды. И вот результат: в переписи приняли участие 67,3% всех учителей этого региона. Чем больше в регионе реализуется программ повышения квалификации по компьютерной грамотности учителей и внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс - тем активнее и масштабнее там используют интернет-технологии в образовании. В верхней части рейтинга - регионы, которые в последнее десятилетие участвовали в российских и международных программах по внедрению ИКТ. Как отмечают составители рейтинга, чем выше уровень образования учителя, тем шире он использует ИКТ. Напрямую зависят друг от друга и уровень владения сервисами и технологиями и активность их использования в педагогической практике. И еще один ожидаемый результат: учителя пенсионного возраста хуже осваивают ИКТ, чем их более молодые коллеги, и реже ими пользуются. Среди участников опроса только 10,9% учителей старше 55 лет, в то время как в среднем по России доля учителей пенсионного возраста составляет 18%. Однако профессионалов новые информационные технологии не пугают, считает руководитель портала «Сеть творческих учителей» Александр Драхлер. «У нас на портале сообщество учителей ОБЖ возглавляет полковник Валерий Николаевич Комаров из Рязани, ему около семидесяти пяти. Он информационным технологиям многих молодых может поучить, он показывает пример, задает планку, каким должен быть современный учитель ОБЖ», - отмечает Драхлер. Некоторые результаты исследования оказались неожиданными. В частности, то, что интернет-активность учителей никак не связана ни с тем, живут ли они в городе или на селе, ни с уровнем благосостояния региона. Значимым оказался лишь общий уровень развития ИКТ-инфраструктуры в регионе. Традиционное утверждение о том, что мужчины более склонны использовать технику в работе, в отношении педагогов России не подтвердилось: доля женщин-участниц переписи даже чуть больше, чем женщин-учителей в стране. «Активность участия учителей в среднем по стране превысила ожидаемые результаты. Не было ни одного региона, от которого бы не поступило хотя бы несколько анкет. 5% барьер преодолели 39 регионов, - отмечает заместитель руководителя отдела «Социальные рейтинги» РИА Новости Наталья Тюрина. - Активнее всего в переписи участвовали учителя информатики и математики, а наименее активно - учителя начальных классов и физической культуры».
Основные результаты исследования |