27 марта 2014 года в МАОУ «Гимназия № 1» Октябрьского района г. Саратова прошла юбилейная X региональная методическая конференция «Слагаемые профессиональной компетентности педагога».
В работе конференции приняли участие 180 человек, представляющих 39 муниципальных районов Саратовской области и г. Саратов. Среди них – руководители муниципальных методических служб, методисты, педагогические и руководящие работники образовательных учреждений, учителя-победители ПНПО, молодые специалисты.
Наш район представляли: Рахманкулов Рашид Рафаильевич, начальник МКУ «Информационно-методический отдел»; Волкова Галина Александровна, учитель географии МБОУ «Лицей» р.п. Степное; Бейбулатова Елена Анатольевна, учитель физики МБОУ СОШ № 1 р.п. Степное.
Делегатов конференции приветствовала ректор ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО» Ирина Михайловна Ильковская. Она отметила важность и значимость муниципальных методических служб в работе по повышению квалификации педагогов и руководителей школ, реализации мониторинговых исследований, выявлению и развитии талантливых детей и их наставников, постоянном методическом сопровождении инновационных преобразований. Ректор остановилась на значимых событиях 2013 года: впервые было проведено открытое мероприятие в рамках Дискуссионного клуба Министерства образования и науки РФ по теме «Духовное наследие России и его наследники», также впервые педагоги Саратовской области приняли участие во всероссийских конкурсах «Воспитать человека» и «Педагогический дебют − 2013», продолжили работу стажировочные площадки.
С докладом о задачах развития региональной методической службы выступила Наталья Николаевна Рыхлова, проректор по развитию ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО». Большой интерес у аудитории вызвали выступления учителей Геннадия Петровича Савостина (МОУ СОШ № 15 г. Энгельса) и Ольги Юрьевны Мирошниченко (ЛМИ г. Саратов). Профессиональный стандарт педагога, по мнению Г.П. Савостина, рассчитан на будущее и может стать фундаментом принципиального, коренного изменения устройства школы, «системообразующим механизмом», который повысит качество работы педагога, создаст объективные требования к трудовым действиям, знаниям и умениям, необходимому уровню профессионального образования.
О.Ю. Мирошниченко, победитель Всероссийского конкурса «Урок XXI века», считает, что главное качество современного педагога − умение изменяться и узнавать новое. Анна Андреевна Юркина, учитель английского языка МОУ «СОШ № 1» Фрунзенского района г. Саратова, занявшая III место на региональном конкурсе «Педагогический дебют – 2013», финалист Всероссийского конкурса «Педагогический дебют – 2014» поделилась своими впечатлениями о работе в школе.
Участники конференции выразили заинтересованность презентациями электронных приложений к учебникам издательств «Вентана-Граф» и «Дрофа». Педагоги узнали о том, что уже сегодня можно внедрять в практику учебной и внеучебной деятельности, и о том, как будут эволюционировать электронные ресурсы в ближайшей перспективе.
Обсудив состояние, проблемы и перспективы работы муниципальных методических служб Саратовской области по осуществлению методического сопровождения процессов модернизации региональной системы образования, участники конференции отметили, что в регионе сформирована структура взаимодействия ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», муниципальных методических служб, образовательных учреждений по управлению инновационными процессами.
К приоритетным направлениям развития методической службы области относится обновление содержания деятельности методистов всех уровней; изменение структуры взаимодействия субъектов региональной методической сети; расширение спектра личностно-ориентированных, деятельностных и сервисных услуг, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогических кадров.
Результатом деятельности по методическому сопровождению процессов модернизации в Саратовской области стало развитие системы образования в следующих направлениях:
- дифференциация педагогических кадров по уровню профессиональной компетентности;
- рост мотивации участия педагогических и управленческих кадров в активных формах методической работы;
- расширение спектра образовательных услуг разных типов и видов образовательных учреждений;
- создание конкуренции среди образовательных учреждений;
- повышение статуса, имиджа школ и ее работников.
Таким образом, методическая служба региона сегодня является важнейшим механизмом развития новой модели регионального образования.
В то же время необходимо отметить недостаточную деятельность методистов по профессиональной поддержке и сопровождению молодых педагогов, сопровождению проектирования и реализации карьерных перспектив учителей. Недостаточно используются передовые технологии обучения и воспитания, обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса.
У ряда педагогов не сформировано понимание реализации новых целей образования, предоставления свободы выбора обучающимся, реализации непрерывности профессионального образования.
В целях обеспечения внедрения современной модели образования, повышения качества и соответствия оказываемых услуг запросам общества и государства конференция рекомендует методическим службам всех уровней, коллективам образовательных учреждений области сконцентрировать внимание на следующих приоритетных направлениях деятельности:
Руководителям и методистам муниципальных методических служб:
- довести до сведения педагогических работников образовательных учреждений рекомендации и материалы данной конференции;
- совершенствовать работу по методическому сопровождению и профессиональной поддержке молодых педагогов, проектированию и реализации карьерных перспектив учителей, использованию передовых технологий обучения и воспитания, обеспечивающих индивидуализацию образовательного процесса;
- определить систему мер по сопровождению внедрения и апробации федеральных государственных образовательных стандартов на ступени начального и основного общего образования и обеспечению преемственности между ступенями обучения для реализации системно-деятельностной модели как основы современной школы и федеральных государственных образовательных стандартов;
- выявлять, обобщать и распространять лучший педагогический опыт работы образовательных учреждений по реализации современной модели образования.
Руководителям образовательных учреждений:
- развивать систему внутришкольной методической работы по внедрению и реализации современной модели образования;
- осуществлять методическую деятельность по выстраиванию взаимосвязи рабочей программы по предмету с образовательной программой образовательного учреждения;
- формировать понимание педагогами новых целей образования;
- предоставлять свободу выбора обучающимся;
- создавать условия для непрерывного образования педагогов.
Педагогам образовательных учреждений:
- изучать и внедрять в педагогическую практику ведущие педагогические инновационные технологии;
- способствовать успешной социализации детей, обеспечивая в образовательном процессе реализацию индивидуальных образовательных маршрутов.
|