Рособрнадзор в рамках своих полномочий устанавливает порядок разработки контрольных измерительных материалов (КИМ) для ГИА 9. Одним из основных направлений деятельности подведомственного Рособрнадзору ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений" (ФИПИ) является разработка технологий и методик педагогических измерений оценки качества образования, в том числе экзаменационной модели и заданий для ГИА 9. Состав предметной комиссии, разрабатывающей КИМ для ГИА 9 по русскому языку, формируется из членов Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ, утвержденной приказом Рособрнадзора. Разработчиками заданий являются высококвалифицированные специалисты предметной области: из 19 членов ФКР – 11 специалистов имеют ученую степень (4 доктора наук и 7 кандидатов наук); 9 специалистов являются педагогами вузов, 4 –общеобразовательных организаций, 6 – работниками НИИ, методистами.
Специалисты ФИПИ проанализировали замечания по поводу заданий по русскому языку для проведения ГИА 9, высказанные в своем блоге учителем-словесником одной из гимназий г. Санкт-Петербурга и положенные в основу журналистского запроса одного из информационных агентств. По сути поставленных вопросов сообщаем следующее.
Апробирование новой формы экзамена в IX классе проходит с 2003 года. Региональными органами управления образованием, учителями, родителями были высказаны замечания, направленные на совершенствование экзамена. Таким образом, демонстрационный вариант ГИА 9 2014 года – результат многолетней работы всего педагогического сообщества, всех субъектов РФ. Апробирование показало, что экзаменационная работа соответствует возрастным особенностям экзаменуемых, не выходит за пределы требований, которые предъявляются к выпускнику основной школы, не влечёт перестройки учебного процесса при подготовке к экзамену, строится на традициях отечественной школы, ориентирует на формы работы, которые используют в своей практике лучшие учителя.
Содержание экзаменационной работы для ГИА 9 определяется Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089). На экзамене проверяется три из четырёх видов речевой деятельности: чтение, письмо, слушание. КИМ позволяют оценить лингвистическую компетенцию учащихся (знания о языке и речи; умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом, а также опознавательные, классификационные, аналитические учебно-языковые умения и навыки). О степени сформированности языковой компетенции свидетельствуют умения и навыки учащихся, связанные с соблюдением языковых норм (лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных). Коммуникативная компетенция проверяется в работе на уровне владения учащимися продуктивными и рецептивными навыками речевой деятельности.
Экзаменационная работа состоит из трёх частей. Эти части связаны между собой общетематической направленностью.
Первая часть работы – это написание сжатого изложения по тексту. Изложение проверяет навыки учащегося воспринимать содержание прослушанного текста, проводить информационную обработку текста и излагать связно и последовательно то, что было услышано.
Вторая часть (она состоит из заданий с кратким ответом и с выбором ответа) и третья части работы выполняются на основе прочитанного текста, который, как уже упоминалось, тематически связан с прослушанным, но представляет общую тему несколько иначе, на живом, жизненном материале.
Третья часть работы представляет собой сочинение по прочитанному тексту, в котором необходимо раскрыть смысл приведённого высказывания, используя примеры из текста. К отбору цитат существует ряд требований, которые строго должны выполнять авторы-составители. Данное задание требует толкования простой цитаты с опорой на прочитанный текст, позволяет проверить, насколько осознанно ученик изучал предмет. Этот вид работы знаком и учителям, и ученикам.
Сочинение проверяет глубину и точность понимания содержания прочитанного текста, опознавание изученных средств выразительности и умение соотносить эти средства выразительности с теоретическими знаниями о языке (умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом). Сочинение в формате ГИА 9 преемственно по отношению к сочинению в формате ЕГЭ. Во-первых, анализируя изобразительно-выразительные средства, школьники учатся анализировать и комментировать исходный текст (именно комментарий проблемы исходного текста является одной из главных составляющих в сочинении на ЕГЭ). Во-вторых, сочинение в формате ГИА проверяет умение строить собственное высказывание-рассуждение, при этом особое внимание уделяется умению аргументировать (именно оно необходимо школьникам в дальнейшей образовательной и профессиональной сферах деятельности).
Незначительная адаптация текстов, отбираемых для ГИА 9, позволяет снять "непрозрачные" для восприятия девятиклассников подтексты, выровнять композицию текстов с целью лучшей концентрации внимания выпускников на смысловой сути текста.
По итогам проведения экзаменов предыдущих лет ФИПИ проводит тщательный анализ замечаний и принимает решение о направлениях совершенствования экзаменационной модели.
Созданные разработчиками проекты документов 2014 года, регламентирующих создание заданий, после прохождения содержательно и тестологической экспертизы были опубликованы в августе 2013 года для широкого профессионального и общественного обсуждения на сайте ФИПИ http://www.fipi.ru. Проекты документов, регламентирующих создание заданий, обсуждались на интернет-конференциях, вебинарах, научно-практических семинарах, в Научно-методических советах ФИПИ. Каждый желающий имел возможность принять участие в экспертном обсуждении и прислать свои замечания на электронный адрес ФИПИ до конца октября 2013 года, после чего документы в установленном порядке были утверждены и легли в основу для последующей разработки заданий для ГИА 9. Поступившие отзывы и экспертные заключения тщательно анализировались с целью доработки экзаменационной модели.
В 2013 году ФИПИ при поддержке руководителя Рособрнадзора открыл новую возможность подготовки к экзаменам. С октября 2013 года на сайте ФИПИ предоставлен доступ к новому ресурсу – Открытому банку заданий по всем предметам. К настоящему моменту открытый банк насчитывает порядка 40 тыс. заданий ГИА-9 разного уровня сложности и включает задания, которые будут использованы на экзамене в 2014 году Эти задания проходят соответствующие экспертные процедуры (внутренняя экспертиза и корректировка заданий, внешняя содержательная, тестологическая экспертиза, корректорская правка).
Предлагается пользоваться открытым банком заданий ФИПИ как надежным и качественным ресурсом для подготовки к государственной итоговой аттестации.
В отношении пособия для подготовки к экзаменам, составленного С.И. Львовой и Т.И. Замураевой следует отметить, что его авторы не входят в число разработчиков экзаменационных заданий для ГИА 9. Судить о реальных экзаменационных материалах по данному сборнику некорректно. У авторов есть право на подбор текстов и компоновку материала, если это соответствует регламентирующим документам текущего года.
В настоящий момент списка официальных пособий для подготовки к ГИА 9, за содержание которых могут нести ответственность специалисты и эксперты ФИПИ, не существует. Вызывает беспокойство то, что в последние годы рынок существенно пополнился изданиями с указанием в том или ином виде на причастность ФИПИ к разработке изданий, при том, что их авторы не являются сотрудниками ФИПИ (или являлись ими уже несколько лет назад), а данные издания не проходили внутреннюю экспертную оценку специалистов ФИПИ. Материалы, содержащиеся в таких пособиях, как правило, утратили свою актуальность, во многих изданиях имеет место большое количество ошибок (редакционных, корректорских и даже предметных).
Каждый учитель-предметник может выбрать то издание для работы, которому за последние годы он привык доверять в наибольшей степени, убедившись в его качестве. Однако мы призываем пользоваться открытым банком заданий ФИПИ как надежным и качественным ресурсом для подготовки к ЕГЭ и ГИА 9.
По материалам http://obrnadzor.livejournal.com/90765.html |