Для организации эффективной деятельности образовательных организаций дополнительного образования детей в 2015-2016 учебном году направляем вам информационное письмо «О перспективах развития системы дополнительного образования детей».
В условиях XXI века успешность развития любой страны в мире определяется в первую очередь качеством человеческих ресурсов, где особое место принадлежит образованию. Обучение на протяжении всей жизни становится насущной необходимостью, и роль дополнительного образования в настоящее время многократно возрастает.
В 2011-2015 годы впервые за 20 лет в стране принят ряд документов, официально включивших дополнительное образование детей в ряд приоритетов государственной образовательной политики и фактически сформировавших долгосрочную стратегию его развития в современных условиях.
- Федеральный закон №273 «Об образовании в РФ»
- Концепция развития дополнительного образования детей в РФ (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 N 1726-р)
- Комплекс мер по реализации Концепции развития дополнительного образования детей в РФ (Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. №729-р)
· Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008)
- Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года (проект)
- СанПиН 2.4.4.3172-14 (Постановление Главного государственного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41)
- Целевая программа развития образования 2016-2020 г.г. (Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р)
Систему дополнительного образования ждут большие преобразования, связанные с информационным, методическим, материальным и финансовым обеспечением дополнительного образования, с переходом на нормативно-подушевое финансирование, с разработкой современных дополнительных общеобразовательных программ, с обучением и переподготовкой педагогических кадров, способных работать в современных условиях.
Министр образования и науки Д.Ливанов отметил, что до конца 2015 года министерство образования и науки РФ на федеральном уровне планирует создать необходимую нормативную и методическую базу для возможности перехода к нормативно-подушевому финансированию в дополнительном образовании детей в 2016-2017 г.г. Для систематизации учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам Министерством совместно с Минкомсвязью России отрабатывается Единая Федеральная межведомственная система учета. Такая система позволит создать реестр программ дополнительного образования, обеспечит процедуру зачисления. Система в полном объеме заработает в 2016 году».
Для организации эффективной деятельности образовательных организаций дополнительного образования детей в 2015-2016 учебном году руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителям образовательных организаций дополнительного образования детей необходимо:
1. Организовать расширенное общественно-педагогическое обсуждение Концепции развития дополнительного образования детей в РФ (http://www.consultant.ru).
Обратить внимание на то, что основной целью в Концепции является «расширение возможностей дополнительного образования для развития человеческого потенциала страны, удовлетворения потребностей семей, интересов государства и общества»; главными задачами «увеличение уровня охвата детей и подростков системой дополнительного образования до 75%, повышение качества и обновление содержания, формирования эффективной системы управления».
В обсуждениях необходимо подчеркнуть социальную значимость системы дополнительного образования детей, ее социально ориентированный характер, а также ожидаемые результаты для общества, семьи, детей и бизнеса.
Важно внимательно изучить и проанализировать основные направления реализации Концепции:
- повышение доступности программ ДО, в т.ч. для особых категорий детей;
- расширение спектра программ ДО;
- развитие системы регулирования качества ДО;
- развитие кадрового потенциала системы ДО;
- расширение негосударственного сектора в оказании услуг ДО;
- модернизация инфраструктуры ДО;
- развитие неформального и информального образования.
2. Предусмотреть на уровне муниципальных органов управления образованием, образовательных организаций дополнительного образования детей ряд мер и мероприятий по выполнению Концепции развития дополнительного образования детей в РФ:
- создать рабочую группу по разработке муниципального плана мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей;
- разработать и утвердить муниципальный план мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей;
- систематически отражать на сайте муниципальных органов управления образованием, образовательных организаций выполнение плана мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей.
3. Разработать ряд распорядительных документов и локальных актов по организации образовательной деятельности в образовательных организациях дополнительного образования детей.
- «О структуре и порядке утверждения программы развития образовательной организации дополнительного образования детей»;
- «О разработке дополнительной общеобразовательной программы педагога дополнительного образования»;
- «О построении и реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося»;
- «О проведении мониторинга доступности и качества дополнительного образования детей»;
- «Об инновационной деятельности в образовательной организации»;
- «О создании рабочей группы по разработке и выполнению плана мероприятий Концепции развития дополнительного образования детей»
- «О повышении квалификации работников» (ТК РФ часть 2 ст.196) и др.
4. Внести изменения в программное обеспечение деятельности образовательной организации:
- в программу развития учреждения: предусмотреть комплекс мер по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, создать условия для расширения спектра программ технической (в том числе робототехники) и туристско-краеведческой направленностей;
- в образовательную программу: должны быть предусмотрены возможности для введения дистанционного обучения, самостоятельной работы обучающихся, обучения детей с особыми образовательными потребностями;
- в дополнительные общеобразовательные программы педагогов дополнительного образования в соответствии с Научно-методическими рекомендациями по разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного образования детей в организациях разной ведомственной принадлежности и форм собственности в соответствии с приоритетами социального и экономического развития ( http://soiro.ru/content/dopolnitelnoe-obrazovanie-detey-v-saratovskoy-oblasti).
5. Разработать систему мер, направленных на развитие профессиональных компетенций в системе непрерывного образования. Организовать в образовательной организации дополнительного образования детей различные формы обмена передовым опытом педагогов дополнительного образования (мастер-классы, семинары, творческие отчеты, круглые столы, методические ринги, открытые занятия и др.); обмен опытом между образовательными организациями дополнительного образования детей (дни партнерского взаимодействия, тематические семинары-практикумы, профессиональные дискуссии), повышение квалификации педагогических кадров посредством обучения в ГАУ ДПО «СОИРО». |