С большой долей вероятности можно утверждать, что в ближайшее десятилетие педагогу предстоит работать в условиях:
- расслоения населения (в том числе, детей и молодежи) по уровням обеспеченности и уровням образованности;
- плотно работающих с сознанием ребенка различных средств массовой информации (телевидение, интернет, печать, FM-радио) и видео-аудио-компьютерной индустрии;
- разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности;
- экспансии молодежной субкультуры, ориентирующей молодых людей на удовольствия и потребление;
- разреженности систем идей, определяющих общественно-коллективные формы жизни и формы самоидентификации личности;
- нарастания межнациональных, межконфессиональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений.
Достойно ответить на эти вызовы сможет только педагог, постоянно осуществляющий в отношении них ценностное самоопределение, и способный организовать и поддержать самоопределение детей. То есть, иными словами, педагог с позицией воспитателя.
Воспитание в школе – это не специальные мероприятия. Как подчеркивается в Примерной программе воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование), «подход, при котором воспитание сведено к проведению мероприятий и фактически отделено от содержания деятельности ребенка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе, от его социального и информационного окружения, усиливает объективно существующую в современной культуре тенденцию к изоляции детской субкультуры от мира не только взрослых, но и от старшего поколения детей и молодежи. Это приводит к еще большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей между поколениями, атомизации личности, снижению ее жизненного потенциала, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия другим людям, обществу, государству, миру, самой жизни».
Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельности.
Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, пространство и время в образовательном процессе.
Наша книга о том, как организовать воспитывающую внеурочную деятельность школьников, как целенаправленно достигать в ней воспитательных результатов и эффектов, в каких культурных формах и на каком содержании это лучше делать, как проектировать и претворять в жизнь различные образовательные программы внеурочной деятельности. Решение всех этих задач заложено нами в оригинальный методический конструктор. Хочется надеяться, что творческая работа педагогов с методическим конструктором внеурочной деятельности поможет школе обрести второе дыхание – жизнь после уроков.
ГРИГОРЬЕВ Д.В., СТЕПАНОВ П.В. МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ