Раньше многие учебники были безликими. Они содержали информацию, которую ребёнок должен был просто усвоить, поднять руку и воспроизвести. Но сегодня так учить невозможно.
Современный учебник должен:
1. Развивать
Мы не рассказываем ребёнку, сколько в современном языке, например, гласных звуков и гласных букв. Мы ставим перед ним вопрос: «Как ты думаешь, чего больше: гласных звуков или гласных букв?» А вопрос, чего больше: согласных звуков или букв, ребёнок задаёт уже сам.
2. Учить задавать вопросы и отвечать на них
Раньше многие учебники были безликими. Они содержали информацию, которую ребёнок должен был просто усвоить, поднять руку и воспроизвести.
Но сегодня так учить невозможно. Сегодня каждый учебник должен быть диалогичным. Именно поэтому в учебнике мы постоянно задаём ребёнку вопрос: «Что ты об этом думаешь? С каким из персонажей ты согласен или не согласен? Почему? Попробуй сам сформулировать правило. Попробуй сам сформулировать определение. Например, есть ли у слов родственники? Или что такое родственные слова?»
Для того чтобы придать обучению диалогический характер, в нашем учебнике есть игровые персонажи, которые вместе с детьми переходят из класса в класс. Например, робот Сам Самыч, его обучают сами дети, и он придает всему обучению рефлексивный характер: повторить какое-то правило или систематизировать их, ещё раз уложить в собственной голове.
3. Не повторять задания
У нас практически нет повторяющихся заданий и вопросов. Не все их обязательно выполнять и не на все нужно отвечать. Педагогу можно выбрать те, которые соответствуют возможностям детской аудитории.
4. Обучать взаимодействию
Очень важно учить детей взаимодействовать друг с другом, особенно сегодня, когда существует очевидный дефицит реального общения. Дети учатся что-то делать вместе, слышать друг друга, получать коллективный результат. Для этого у нас в учебниках есть специальные упражнения под знаком групповой работы.
5. Учить ребенка делать собственные выводы и открытия
Всё, что мы с детьми делаем, в конце концов приводит их к собственным выводам, позволяет им сделать свои собственные открытия.
Учебник даёт возможность ребёнку прогнозировать его следующий шаг, самостоятельно прокладывать логику изучения языка.
6. Прививать интерес к предмету
Мы постарались сделать наши учебники такими, чтобы они соответствовали всем критериям. |