Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру…
Дмитрий Лихачев, академик
Школа – это прежде всего учитель.
В.А.Сухомлинский.
Что такое профессия? Для многих ответ на этот вопрос представляется вполне понятным. В крайнем случае, можно посмотреть в толковом словаре, который определяет профессию как основной род занятий, трудовой деятельности человека. И не всегда за этим вопросом следует другой: а для чего нужен именно этот вид деятельности?
Один мудрый писатель сказал: «Счастье – это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой». Выбрать работу по душе, найти свое место в жизни – а это, смотря как искать. Для многих людей профессия всего лишь способ существования. С одной стороны - она приносит заработок, на который можно жить. С другой стороны профессия – это наш вклад в общество, это то, что объединяет нас с другими людьми, делает нас нужными им.
Все так просто. Но почему мы испытываем такое мучительное волнение, когда заканчиваем школу, когда начинаем искать ответ на вопрос: кем быть?
Для кого-то начало школьной жизни является величайшим сюрпризом, таинственным, чем - то неизведанным ранее. У меня этого не было. Читать и считать я научилась к четырем годам. Уже в садике меня сажали перед группой читать детям книги. Мы с моей младшей сестрой постоянно играли в «школу, библиотеку», а когда я пошла в музыкальную школу, «преподавала» всем сольфеджио (у меня был прекрасный преподаватель). В школу я шла полностью подготовленная, умея делать все, что должен уметь первоклассник. Моя мама очень переживала, что мне будет скучно. Мне повезло. У меня были очень хорошие учителя, Мастера своего дела, которые и стали моими наставниками в период становления личности, примером для подражания.
Больше всего я любила математику и музыку. Вопрос о выборе профессии уже не стоял передо мной. Я хотела быть учителем. Все говорили, что я прирожденный педагог, что я объясняю как учитель, доступно, логично, с правильно поставленной интонацией. Мне тяжело было выбрать саму специальность.
Да, мне нравилось решать, искать новые способы решения, но мне нравилась и музыка, ее чарующее звучание. Опуская руки на клавиши, я забывала обо всем. В этой схватке победила Математика, а может, да и, скорее всего, учительница математики, которая привила мне любовь к своему предмету.
И вот я – учитель, учитель математики. Как сделать, чтобы годы учения стали для каждого моего ученика точкой опоры на всю последующую жизнь?
Ребенок идет в школу, к учителю, с безграничной доверчивостью, радостью. Смогу ли я научить тому, чему должна? Ведь я должна дать детям не только знания по математике, но и развить у них познавательский интерес, творческие способности, умение любить учиться. Беда, если учителю недоступны чувства ответственности за радость, за веру ребенка в себя. Огонек радости, доверия легко потушить неосторожным прикосновением, резким словом, равнодушным жестом. Если ребенок не видит никакого успеха в своей учебе, его сердце гаснет, он отвечает дерзостью на советы и замечания учителя. Он свыкается с мыслью, что ни на что не способен - у него притупляется чувство собственного достоинства.
Дать ребенку радость учебного труда, радость успеха в учении, пробудить чувства чести, достоинства должен учитель.
Ребенок – это «неразгаданная тайна - писал выдающийся польский педагог, Януш Корчак, – это пергамент, сплошь исписанный мелкими иероглифами, лишь часть из которых ты сумеешь прочесть…». Ведь, по существу, дети заняты тяжелым трудом, у них те же заботы и нужды, что и у взрослых, только жизненный опыт у них гораздо меньше и нам надо дать им возможность его приобрести. Мы знаем много того, чего не знают дети, но то, что думают и чувствуют наши дети, они знают лучше нас.
Нашему обществу необходимы личности, которые умеют мыслить, реализовывать приобретенные знания. Я пытаюсь сделать так, чтобы каждый урок дышал и жил своей особенной жизнью. Я пытаюсь, не только дать знания моим ученикам, но и научить их добывать знания самостоятельно, находить необходимую информацию, пытаться учиться самим. Мы размышляем вместе, пытаясь прийти к правильному решению, я лишь направляю их размышления, не подсказывая ответа.
Возникновение интереса к математике во многом зависит от методики преподавания учителя, от ресурсов, задействованных в процессе обучения. Использование компьютера позволяет сделать урок интереснее, насыщеннее позволяет вовлечь учеников в активную работу. Но никакие мультимедийные ресурсы не заменят живого общения ученика и учителя и являются лишь дополнением к другим средствам обучения.
Для учителя нет большего счастья, чем видеть глаза детей, которые загораются на его уроке. Ради этого забываешь про все обыденные дела, подчас плохое настроение и заново учишься вместе с ними. И если хоть один мой ученик захочет стать учителем математики, значит, мой труд был не напрасен.
Я люблю свою профессию - профессию учителя. |