Учитель! Как бесценно имя это
Среди богатых россыпей сердец.
Учитель! Это имя чище света.
Учитель! Много? Мало? Гордо? Рутинно и прозаично? Кто может дать сегодня однозначный ответ? В наши дни так много всего, что «должен» учитель: срочно…планы, срочно…отчет, срочно…электронный журнал, срочно… фото с мероприятий, срочно…срочно…срочно!!! Мы всё бежим, торопимся. И некогда остановиться, посмотреть в глаза тем, ради кого, собственно, я – учитель. Некогда увлечь идеями, творить, выслушать. А они ждут…Недолго правда. А потом начинают скучать и на уроках, и в школе вообще.
Стоп! Я так не хочу! А как хочу? Хочу, чтобы рамок, в которые волей и неволей мы Сами себя загоняем, не стало. Рамки – это клетка! А живущему в клетке крылья мешают. Хочу расправить крылья, окунуться в творчество, парить над обыденностью, увлекать за собой учеников! Хочу! «Каждый выбирает для себя…» - писал в одном из стихотворений Юрий Левитанский. Я тоже выбираю, учеников! Бумаги подождут!
Мне важно научить своих учеников работать осознанно и самостоятельно, сформировать навыки коммуникации и сотрудничества. И для своих учеников, я - рука помощи, которая, помогая преодолеть препятствия, приведет к Собственным открытиям (а это ли не современные стандарты). А иначе – незачем!
Звенит звонок на урок – порывистый, настойчивый, тревожный. Я торопливыми шагами спешу в класс. И каждый раз перед закрытой дверью класса я рефлекторно начинаю себя оценивать. Зачем пришла? Нужен ли мой урок? Мой урок живет в моей голове, в моём сердце задолго до того, как перешагну порог класса. Я его обдумываю, планирую, мысленно провожу! Ищу, пробую, ошибаюсь, нахожу новые формы работы - хочу, чтобы мои последующие уроки были лучше предыдущих. С нетерпением жду от моих думающих, любопытных детей открытий на уроке. Открытий для самой себя. Самое страшное для меня – почувствовать, что ученики безучастны на уроке. Смогу я сегодня открыть дверь и пробудить их желание познания? Конечно, успехи моих учеников дарят радость, приносят минуты восторга, вдохновляют к новому.
Шесть уроков подряд. Первый, второй, третий.. В классе тишина. Почему так тихо? Дисциплина? Дремота? И я начинаю искать. Искать пути решения проблем возникающих на уроке, вне урока. Сомневаюсь – и ищу. Ищу – двигаюсь. Двигаюсь – развиваюсь. Развиваюсь – побеждаю! А победа – это радость!
Быть учителем скучным – не могу. Монологическую речь – не хочу. Зевоту и скуку с уроков прогнать можно, увлекая в мир мыслительных действий. Кто я? Организатор – да, лидер – да, вдумчивый собеседник – и снова да. Мне претит однообразие и закостенелость. Выбор – за мной. Нет сомнений! Зажечь глаза детей.
Свою главную задачу как учителя-словесника я вижу в воспитании детских душ, в формировании умения сопереживать и отличать добро от зла. Уроки литературы – это уроки нравственности, которые учат детей благородству, искренности и честности. Мои уроки литературы дают большие возможности детям проявлять инициативу, развиваться творчески. На занятиях дети сочиняют сказки, рассказы, стихотворения, готовят литературные вечера. Прослушивание актерского чтения художественных произведений на уроке способствует развитию воображения, умению выразительно читать. Ученики среднего звена любят создавать яркие презентации о понравившихся героях произведений, писателях, создавать иллюстрации к понравившимся эпизодам, устраивать выставки рисунков. Старшеклассникам интересны дискуссии, обсуждения. Практикую после прочтения классики просмотр эпизодов ее экранизации. Уроки литературы не только переносят детей в другое время и другую культуру, но и освещают различные аспекты реальной жизни. Мне нравится то, что урок литературы я могу связать с разными видами искусства, например, живописью и музыкой.
На уроках русского языка я учу детей правильно выражать свои мысли и чувства с помощью слов. «Язык – это орудие мышления… Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: нечетко, приблизительно, неверно» (А.Толстой). Русский язык неисчерпаем по своей красоте и выразительности. Свою главную задачу, как учителя русского языка, я вижу не только в том, чтобы привить знания по орфографии и синтаксису, а чтобы научить правильно владеть словом. Красивая речь, грамотность – признак образованности.
Быть учителем для меня это, прежде всего, большая ответственность за судьбу детей, за их воспитание. Пусть порой приходится и нелегко, зато я знаю, что каждый день дети ждут от меня не только чего-то нового и удивительного, но и просто доброго слова, взгляда, прикосновения. Ведь завоевать детские сердца способна только доброта. Поэтому учитель должен быть добрым. И.В. Гёте заметил: «Человек всегда учится лишь у тех, кого любит».
Вместе с учениками учусь и я. Учусь сотрудничать, делать открытия в знакомом, обыденном, уважать мнение каждого, слышать и быть услышанным. Дети постоянно учат работать над собой, и я им за это благодарна.
При общении с детьми я придерживаюсь следующих правил:
- Относись к ученикам уважительно, вежливо. Грубость, насмешка могут перечеркнуть все твои усилия.
- Будь терпима к ошибкам учеников: ошибка тоже результат работы.
- Улыбайся чаще, твой позитивный настрой — дополнительный стимул для твоих учеников.
- Не лги, будь искренним. Дети очень хорошо чувствуют фальшь — лишиться доверия детей просто, восстановить его очень сложно. Умей сказать «не знаю», если не знаешь ответа, не бойся учиться вместе с детьми, учиться у детей.
- Получай удовольствие от своей работы и общения с каждым ребенком!
Сократ сказал, что «все профессии от людей и только три от Бога: Педагог, Судья, Врач». Я полностью согласна с ним, потому что учитель – это не только проводник в мир наук, своими делами и словом он готовит детей к самой сложной и главной профессии на земле – быть ЧЕЛОВЕКОМ. Пожалуй, уроки словесности в этом отношении обладают самым мощным духовно-нравственным потенциалом. Воспитать человека в полном смысле этого слова – это значит совершить чудо, а творят такие чудеса обыкновенные люди – учителя. Я счастлива, что тоже причастна к такому удивительному событию – рождению Человека.
Цвет своего неба мы выбираем сами! Эту замечательную фразу когда-то встретила на просторах интернета. И сразу в неё влюбилась. Мы сами определяем для себя свои жизненные и профессиональные приоритеты, сами делаем выбор своей профессии и тех принципов, которыми будем в ней руководствоваться. Мы сами для себя решаем, какие ценности будут сопровождать нас в жизни. И мы должны научить этому выбору тех, кого нам доверяют.
Учитель! Дорогой мой учитель, может быть, такой же, как я, страдающий от вечной нехватки времени, порой засыпающий над тетрадками, радующийся, как ребёнок, успехам своим учеников, старающийся быть для них интересным человеком, волнующийся не меньше них на экзамене, будь счастлив! Будь успешен! Верь в себя! И пусть цвет твоего неба будет всегда тёплым, светлым, вдохновляющим на творчество! |