Учитель – это тонкая работа.
Он – скульптор, он – художник,
Он – творец.
Не должен ошибиться ни на йоту,
Ведь человек – труда его венец.
Школа – это маленькая страна, никак не обозначенная на карте. Школа – это удивительный мир, где каждый день не похож на предыдущий; где каждый миг – это поиск чего-то нового и интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ученик – это строитель будущего.
Я - учитель… До сих пор не могу поверить в то, что моя детская мечта осуществилась, что я обрела не просто работу, а своё вдохновение, потому что я твёрдо уверена, что учитель – это не профессия, а призвание. А для того, чтобы стать учителем с большой буквы, необходимо признание главных жителей этой страны – детей. Именно они самые главные критики и судьи, именно они заставляют нас быть такими, какими мы есть. И я благодарна им за это. Воспитывая их, я изменяюсь сама. Я научилась принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к ошибками других и требовательней к себе. Я получаю огромное удовольствие от общения с ними, с моими учениками.
Связав свою жизнь со школой, вот уже 16 лет я верна любимому коллективу, который в любую минуту придет на помощь, родным стенам, дающим силу и уверенность, озорным девчонкам и мальчишкам, главным спутникам моего педагогического творчества.
Но, наверное, в каждой профессии наступает «час пик», когда ты должен пройти испытание на зрелость и профессиональную состоятельность. Для меня таким испытанием стал конкурс «Учитель года».
Первая мысль, когда мне предложили представить нашу школу на муниципальном этапе, «Нееет! Не смогу! Не мое! Рядом будут педагоги «серьезных» дисциплин, а что я со своей физкультурой!!!». Но мне дали время для внутреннего разговора с собой, и это была ночь, когда я, не сомкнув глаз, еще раз прошла все этапы своего профессионального становления и пришла на работу с твердой уверенностью, что я должна это сделать… Я должна показать коллегам, что уроки физической культуры - это не просто «построились, по порядку рассчитайсь», это сложный процесс, направленный на самосовершенствование личности. Физкультура – это не только умение метко бить ногой по мячу или быстро бегать, это сила и энергия, настроение детей, при которых и учеба легко дается и работается с огоньком; это здоровье ребенка, которое складывается из очень многого – правильного режима дня и питания, рационального досуга.
Cегодня спорт занял в жизни общества место, которому нет аналогий в истории. Его проблемы стали предметом пристального изучения медиков и педагогов, философов и историков, экономистов и социологов. Его влияние учитывают политики. Государственные деятели открывают крупные спортивные состязания, улицы многомиллионных городов пустеют в часы, когда проходят игры чемпионатов мира по футболу и хоккею. Если раньше, говоря о пользе спортивных занятий, больше слов уделяли физическому развитию и поддержанию формы, то сегодня мы, в первую очередь, говорим о том, что спортивные занятия - это путь от стрессов к положительным эмоциям, радости движения, это путь к гармонии с самим собой, своим телом и душой.
Уроки физической культуры – одна из основ нашего здоровья. И где как не в школе, этот фундамент строить. Именно на уроках надо помочь ребятам избавиться от сутулых плеч и впалой груди, развить у них силу, быстроту, гибкость, ловкость. Школьникам необходим полноценный урок физкультуры – предельно активный, хорошо оснащенный современными техническими средствами. Но при этом учитель физической культуры должен быть высоко компетентным профессионалом, способным открыть каждому своему воспитаннику дверь в большой мир спорта, потому что результативность воспитания и обучения во многом зависит от личности учителя, который играет решающую роль в формировании основ здорового образа жизни.
Требования к современному учителю физической культуры высоки: учителя нового поколения, учителя - новаторы, стремящиеся идти в ногу со временем, понимающие, что невозможно преподавать физкультуру старыми, дедовскими методами на отжившем свой век оборудовании. Учитель физкультуры должен быть хорошим организатором. Ему нужна широкая разносторонняя подготовка.
Много, очень много проблем у современного учителя физкультуры. От него, помимо больших знаний и умений, широкого кругозора и энтузиазма, требуется и истинное чувство любви к детям. Настоящий педагог каждое утро идет к детям как на праздник, с запасом свежих сил, новых идей и нерастраченных чувств. Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их, и помогать им раскрыться – высокая миссия педагога. А значит и моя!
Проблемой выросшей в наши дни до глобальных размеров, является недостаточная двигательная активность детей. Отсюда берут начало многие болезни, отсюда идут многие беды школьной спортивной подготовки. Далеко не все нынешние школьники достаточно физически развиты, не все готовы вступать в единоборство со своими сверстниками.
На протяжении ряда лет в НИИ физиологии детей и подростков изучали режим дня учащихся различных городов и сел страны. Результаты этих исследований говорят о сокращении из года в год времени пребывания детей на свежем воздухе, об уменьшении их игровой и, в целом, двигательной активности.
Ребенок дошкольного возраста двигается почти непрерывно. С поступлением же в школу эта активность сокращается почти вдвое. Уроки, домашние задания, телевизор, компьютер забирают все дневное время. Дети испытывают настоящий двигательный голод!
Школьный возраст – это важнейший период, когда с помощью физической культуры можно значительно поднять не только общефизическую подготовку, но и уровень силы, выносливости.
Древнегреческий историк Геродот писал: «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум», разве можно сказать точнее и глубже.
Сегодня большинство детей предпочитают просиживать вечера перед телевизором или компьютером. Между тем физическая активность улучшает не только здоровье, но и интеллект, благодаря физической активности дети начинают лучше успевать по математике и другим предметам в школе. Европейские ученые считают: как только ребенок начинает заниматься спортом, у него повышаются умственные способности. Связь между физической активностью и умственными способностями ученые объясняют как биологическими факторами, так и социальными. Например, когда человек занимаемся спортом, в его головном мозге формируются новые нервные клетки и образуются между ними связи.
Подрастающий организм интуитивно понимает, что для здорового развития мозга и организма в целом необходимо движение. Однако если дети не получают возможности реализовать это природное стремление, например, когда родители позволяют им сидеть возле телевизора или компьютера – они становятся вялыми и непослушными. Такие школьники запросто набирают лишний вес и плохо учатся в школе.
«Малоактивный образ жизни оказывает серьезное влияние на когнитивные способности детей. Всем хорошо известно, что занятия спортом укрепляют здоровье, но до сих пор мы не имели научных доказательств тому, что физические упражнения помогают детям лучше успевать по всем предметам в школе», – рассказывают авторы исследования. «Следите за тем, чтобы ваш ребенок жил насыщенной жизнью, а не только сидел дома учил уроки», – советуют эксперты всем родителям.
Как, к сожалению, типична ситуация, когда ученик пытается найти причину, чтобы не пойти на урок физкультуры, когда ребенок «забывает» спортивную форму; рассказывает, как ему тяжело на физкультуре, как у него ничего не получается, и что лучше этого урока никогда бы не было. И вот здесь чрезвычайно важна роль учителя, который своим примером, чутким отношением к проблеме и желанием решить ее, протягивает ребенку руку, чтобы дать шанс проявить свои способности. Я искренне надеюсь, что каждым своим уроком доказываю своим ученикам, что уроки физической культуры - это первая ступень на пути карьерного роста и социального успеха.
Сегодня все более возрастает роль физической культуры и спорта, как социально значимой формы деятельности, способствующей развитию сильного государства и здорового общества. Хорошее здоровье является предпосылкой и следствием социального благополучия и приемлемого экономического состояния государства. Принцип сохранения и укрепления здоровья человека определяет основной вектор в формировании сильной и здоровой личности.
Известный педагог В. Шаталов писал: «Как сделать, чтобы годы учения… стали для каждого моего ученика точкой опоры на всю последующую жизнь?». Хочется увлечь юные души, повести за собой, научить разбираться в сложном мире, в котором они окажутся, выйдя за школьный порог. Я хочу увидеть своих учеников достойными людьми, стремящимися и способными изменить мир.
Я каждый день спешу туда, где трудно, весело, интересно и радостно!
Туда, где ребенок действительно для меня «не пустой сосуд, который нужно наполнить, но факел, который нужно зажечь». Я горю вместе с ними. Для меня педагогика – это искусство, а настоящий педагог – художник.
Живу надеждой, что двадцать первый век будет веком возрождения физического совершенствования, духовности, веком нравственного расцвета, веком души и сердца, а не холодного разума. |