Основные требования к организации образовательного
процесса в первых классах общеобразовательных учреждений, реализующих
образовательный стандарт
Психофизиологические особенности ребенка седьмого года жизни
Дети
седьмого года жизни способны осознавать свое положение в обществе
сверстников и взрослых, проявляют интерес к другим людям, владеют умениями
общаться. Они умеют сопереживать, сочувствовать, помогать, знают и выполняют
основные правила этического поведения и взаимодействия в игре и быту.
Первоклассники
способны управлять своим поведением, знают границы дозволенного, выполняют
требования взрослого. Они с интересом участвуют в различной деятельности
(учебной, игровой, трудовой). Дети хорошо ориентируются не только в знакомой,
но и в незнакомой обстановке.
Дети
этого возраста достаточно осведомлены о предметах окружающего мира, проявляют
большой интерес к новым знаниям, положительно относятся к новой
информации. Уровень развития мыслительной деятельности обеспечивает возможность
школьного обучения. Наиболее характерно для детей этого возраста
наглядно-образное и действенно-образное мышление, создаются предпосылки для
формирования логической формы мышления.
Речевое
развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного
запаса (3,5-7 тыс. слов), умение правильно произносить все звуки родного языка
и способность к простейшему звуковому анализу слов.
На
достаточно высоком уровне развития у большинства детей находится
зрительно-пространственное восприятие. Они способны характеризовать
пространственные взаимоотношения предметов (справа - слева, над - под, на - за,
сверху - снизу и др.), различать пространственное расположение фигур, деталей
на плоскости. Дети этого возраста различают геометрические фигуры, выделяют их
в предметах окружающего мира; способны к классификации фигур по форме, размеру,
цвету; различают и выделяют буквы и цифры, написанные разным шрифтом; могут
мысленно находить часть целого, достраивать фигуры по схеме, конструировать их
из деталей.
Развитие
зрительно-моторных координаций позволяет детям 6 лет координировать свои
движения. Дети могут срисовывать простые геометрические фигуры, предметы,
пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций,
соотношений штрихов. В то же время для этого возраста характерно слабое
развитие моторики мелких мышц руки.
Развитие
слухо-моторных координаций позволяет различать и воспроизводить несложный
ритмический рисунок, выполнять под музыку ритмические движения и т.п.
Дети
этого возраста способны к произвольному вниманию, однако его устойчивость еще
невелика и во многом зависит от условий организации обучения и индивидуальных
способностей. Следует отметить, что это относится к однотипной деятельности.
Например, ребенок может активно заниматься только чтением (письмом, беседой и
т.п.) не более 10 - 12 минут. Учитывая это, учитель должен разнообразить
деятельность в течение одного урока. Кроме этого, важно иметь в виду, что дети
не способны быстро и слишком часто переключать внимание с одного объекта на
другой (за урок ребенок может переключаться на разные виды деятельности не
более трех раз).
Особенности
памяти таковы: ребенок не может одновременно воспринимать более двух объектов.
У него преобладает непроизвольное запоминание, в то же время он способен и к
произвольным действиям памяти. Использование наглядных средств обучения
способствует развитию произвольного запоминания. Объем памяти резко возрастает
при активном и осознанном восприятии и запоминании.
Шестилетние
дети способны сосредоточенно, без отвлечений заниматься однотипной
деятельностью 10-12 минут, что определяет требования к организации и структуре
урока в первом классе.
Возрастные
особенности детей седьмого года жизни (сложность произвольной регуляции
деятельности, быстрая утомляемость и др.) предполагают, что для них очень
сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое
переключение с одного вида деятельности на другой и т.п.
Первоклассники
способны точно выполнить инструкцию учителя, если она дана четко и кратко, а
также представлена последовательность (алгоритм) действий. Им еще трудно
оценить результат и качество своей работы, сравнить их с эталоном, самостоятельно
исправить ошибки и внести коррективы по ходу деятельности. Однако у них
преобладает пока завышенная самооценка, поэтому задача учителя постепенно и
корректно формировать объективную самооценку школьника.
Следует
помнить, что дети этого возраста эмоционально реагируют на неуспехи и неудачи в
своей деятельности, могут болезненно относиться к стилю отношения
взрослого к себе, эмоционально (иногда неадекватно) реагировать на замечания и
критику своей деятельности, требуют постоянно положительной поддержки и
одобрения. |