Пояснительная записка
В последнее время всё больше уделяется внимания ценностям, которые должны быть положены в основу учебно-воспитательного процесса школы. Это, прежде всего духовно-нравственные ценности, которые так необходимы современному человеку, россиянину.
Самые главные ценности, о которых мы должны говорить сегодня с современными школьниками - это Родина большая и малая, крепкая семья, добросовестный труд, здоровый образ жизни, учение и самообразование, любовь к Родине, к родному народу, родной культуре и почтительное отношение к памяти предков. Эти ценностные ориентиры вырабатывались нашим обществом веками.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» определены государственные приоритеты, в которых на первый план выходит воспитание гармонично-развитой и высоко-духовной личности.
Духовно-нравственное воспитание школьников, опираясь на многовековые культурно-исторические традиции России и творческий потенциал каждого ребенка, позволит решить одну из самых актуальных задач современной общеобразовательной школы — научить различать «добро» и «зло», оценивать, что такое «хорошо» и «что такое плохо».
Без осознания необходимости духовно-нравственных норм, невозможны благополучие и счастье в личной жизни, а значит и в обществе.
Общество таково - каковы его традиции и обычаи. И если с этим согласиться, то поиски решения современных экономических и социальных проблем лежат не в возможности (или невозможности) возродить те или иные традиции российского общества, а в осмыслении современной жизни, тех традиций и обычаев, по которым мы живем, соотнесения этих традиций и обычаев с духовно-нравственными нормами. И на этом пути обращение к нашему прошлому, нашим традициям и обычаям выступает, возможно, единственно надежным ориентиром.
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях.
Ведущим направлением в моей воспитательной работе является духовно – нравственное воспитание через традиции и обычаи родного края. Одна из наиболее значимых форм, используемых мною в воспитательной работе – это праздники.
Календарно-обрядовые праздники, в которых заключены традиции и обычаи родного края – это тот неиссякаемый источник научного и обыденного знания, открытый и доступный каждому, кто стремится понять себя и других, духовный и социальный мир, в котором мы живем. И миссия учителя - помочь ребенку открыть этот живой родник духовности и нравственности, осознать и воспитать себя настоящим гражданином России.
Настоящая Программа воспитания направлена, прежде всего: - на всестороннее воспитание и развитие свободной, высоконравственной, творчески развитой, социально-ориентированной личности, способной к саморазвитию и самореализации; - на формирование высоких духовно-нравственных качеств; - на формирование активной жизненной позиции учащихся; - на формирование умения противостоять асоциальным явлениям.
Социальное становление личности молодого человека является одной из важнейших задач для нашего государства. Приобщение ее к основным ценностям, нормам, традициям, сложившимся в разных сферах жизни общества, рассматривается как приоритетное направление воспитания, поскольку от позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований. Именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. В условиях глобализации молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений.
Данная программа реализуется на базе 4 класса МБОУ-ООШ с. Новокривовка и рассчитана на 4 года.
Программа предполагает включение в воспитательный процесс семьи, образовательных учреждений всех типов, учреждений культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения, правоохранительных органов, общественных организаций, СМИ. |