Методическая работа с педагогическими и управленческими кадрами образовательных учреждений является составной частью единой системы непрерывного педагогического образования, повышения их профессиональной квалификации. Под методической работой понимается целостная, основанная на достижениях науки, инновационном опыте и конкретном анализе затруднений педагогов система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на повышение качества работы каждого учителя, руководителя образовательного учреждения, на обогащение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива.
В этой связи возрастает потребность в поиске новых эффективных способов работы методических объединений педагогов, которые традиционно обеспечивают повышение квалификации специалистов образования в межкурсовой период.
Основной формой методической помощи педагогам и руководителям образовательных учреждений, средством повышения их квалификации являются методические объединения (предметные и цикловые). Именно они создают практику сетевого взаимодействия педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, направленную на взаимную методическую поддержку.
Содержание методической работы составляют, прежде всего, вопросы обеспечения современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, а также опыт образовательных учреждений и отдельных педагогов, реализующих инновационные образовательные программы и имеющих положительные результаты. Педагогам предстоит обновлять содержание образования детей дошкольного и школьного возраста, вводить в практику новые педагогические технологии развивающего образования.
Содержание методической работы может строиться по модульному принципу, оно должно гибко изменяться в зависимости от интересов педагогов, в свою очередь обусловленных образовательными потребностями учащихся. В ходе реализации программ методической работы должны использоваться современные информационные технологии.
Важно, чтобы содержание методической работы обновилось также за счёт введения психолого-педагогической подготовки учителей и руководителей образовательных учреждений.
Особое внимание организаторы методической работы должны обратить на молодых педагогов. Работа таких педагогов должна быть обеспечена постоянной консультационной поддержкой. В этой связи методическая работа позволит молодым учителям в системе осваивать новые образовательные технологии, получать определённую психолого-педагогическую подготовку. В целом это поможет им постепенно освоить азы педагогического труда, научиться слышать и понимать детей, адекватно выбирать приёмы и методы педагогической работы.
В крупных образовательных учреждениях целесообразно создавать предметные методические объединения, а также методические объединения учителей начальных классов, воспитателей групп продленного дня, в каждое из которых должно входить не менее трёх учителей. В сельской местности при небольших и близко расположенных друг к другу школах создаются межшкольные (кустовые) методические объединения преподавателей родственных предметов, учителей начальных классов и классных руководителей.
Возглавляют методические объединения опытные, хорошо подготовленные специалисты из числа педагогов, имеющих высшую и первую квалификационные категории. В обязанности руководителя входят: анализ и планирование работы методических объединений, проведение занятий, подготовка и организация открытых уроков (занятий) и внеурочных мероприятий с учащимися, подведение итогов работы, подготовка рекомендаций, консультирование педагогов. Руководитель методического объединения посещает и анализирует уроки (занятия и внеклассные мероприятия) своих коллег, принимает участие в изучении, обобщении и распространении инновационного опыта, проведении аттестации педагогических кадров.
Планы занятий методических объединений составляются на основе указанного анализа и примерной тематики, помещённой в настоящих рекомендациях. Вариативный характер тематики занятий методических объединений позволяет учесть специфику образовательных учреждений и рекомендации методических кабинетов муниципальных органов управления образованием.
Формы работы на занятиях носят коллективный и индивидуальный характер:
– методические конференции;
– посещение и анализ открытых занятий, уроков и иных мероприятий;
– разработка проектов и их презентация;
– опережающее рассмотрение трудных тем;
– сообщения, групповые и индивидуальные консультации;
– беседы, дискуссии, «круглые столы»;
– методические задания, практикумы, инструктирование;
– деловые игры, творческие отчёты;
– защита рефератов (как итог самообразования) и пр.
Уважаемые коллеги, предлагаем вам примерную тематику занятий методических объединений на 2015-2016 учебный год. |