Управление образования администрации Советского муниципального района провели опрос о состоянии профессиональных планов и уровня готовности к профессиональному выбору обучающихся 9–11 классов общеобразовательных организаций в 2021 году, а так же мониторинг деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся общеобразовательных организаций Советского района за 2021 год.
В рамках исполнения Плана мероприятий по реализации «Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года», выполнения Программы профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных учреждений Советского муниципального района до 2025 года, проводился опрос «Состояние профессиональных планов и уровня готовности к профессиональному выбору обучающихся 9, 10 и 11 классов общеобразовательных организаций Советского муниципального района в 2021 году», в котором приняли участие 362 обучающихся школ района, что составило 92 % от всех учащихся 9-11 классов (397 человек), из них:
– 9 классов – 54% (195 человек от общего числа участников опроса);
– 10 классов – 26% (92 человека);
– 11 классов – 21% (75 человек).
Результаты опроса показали следующее:
- Среди мотивов выбора профессии наиболее важными для участников опроса являются:
– «любимое и подходящее мне занятие» – 72% (260 чел.);
– «хорошее материальное стимулирование» – 63% (244 чел.);
– «получить перспективную и гибкую профессию» – 44% (159 чел.);
– «возможность трудоустроиться» – 37% (133 чел.);
– «главное – получить высшее образование» – 39% (142 чел.).
Наименее предпочтительными у обучающихся школ оказались следующие мотивы выбора профессии:
- «наиболее доступное образование»,
- «решить проблему службы в армии»,
- «возможность работать на селе»,
- 3% (11 человек) от общего количества участников опроса указали, что затрудняются с ответом.
2. Выбирая статус профессиональной деятельности, обучающиеся отмечают принципиальную незначимость своего будущего статуса в профессиональной деятельности – 26 % (94 чел.);
Второе место по количеству отданных голосов занимает «предприниматель» – 24% (87 чел.).
Выбор статуса:
– госслужащего составляет 9 % (32 чел.),
– наемный работник –12 % (43 чел.),
– военнослужащий – 3% (9 чел.);
– «не могу оценить различия» – 17 % (61 чел.).
- Выбор профессиональной группы.
Почти половина участвующих в опросе обучающихся, а именно 49 % (177 чел.), выбирают профессиональные группы, где требуются специалисты высокого уровня квалификации, имеющие высшее профессиональное образование. Кроме них в пятерку наиболее выбираемых профессиональных групп попадают:
– руководители органов власти и управления всех уровней – 12 % (43 чел.);
– служащие, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием – 17 % (61 чел.);
– квалифицированные рабочие промышленных предприятий – 23 % (83 чел.);
– специалисты среднего уровня квалификации (имеющие среднее профессиональное образование) – 43 % (155 чел.).
Среди обучающихся, принимавших участие в опросе 5 % (18 чел.) указали на то, что им трудно определиться с выбором профессиональной группы.
- Выбор видов экономической деятельности в целом по Саратовской области.
Пятерку наиболее выбираемых видов экономической деятельности составляют:
– деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений – 22 % (79 чел.);
– деятельность научная и техническая – 2% (7 чел.);
– деятельность в области информатизации и связи – 19 % (68 чел.);
– образование – 12 % (43 чел.);
– деятельность в области здравоохранения и социальных услуг – 13 % (47 чел.).
Немногочисленны такие выбираемые виды деятельности как: строительство, энергетика, деятельность предприятий общественного питания, ремонт автотранспортных средств, сельское хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство, обрабатывающие производства (промышленность) и транспортировка и хранение.
– 8 % (27 чел.) указали, что сами не могут определиться с выбором видов экономической деятельности, им необходима консультация по данному вопросу.
- Образовательные ориентации, выбор уровня профессионального образования.
Для выявления образовательных ориентаций выпускникам в опросе предложено спроектировать в своем выборе следующие реальные шаги:
1-й шаг: принятие решения о получении в образовательной организации основного общего или среднего общего образования, т. е. закончить 9 или 11 классов.
2-й шаг: спланировать уровень профессионального образования (высшее, среднее профессиональное) и обосновать тип учебного заведения (государственное или негосударственное).
Планируют получить:
– основное общее образование 28 % (103 опрошенных),
– продолжить обучение в школе и получить среднее общее образование 49 % (180 чел.).
- О намерении поступать в организации среднего профессионального образования на программы:
– подготовки специалистов среднего звена заявили 31% (113 чел.) от всего количества участвовавших в опросе;
– подготовки квалифицированных рабочих кадров – 10% (37 чел.).
На дальнейшее поступление:
– в образовательные организации высшего образования ориентированы 17 % (64 чел.) респондентов;
Собираются идти работать после школы – 2 % (6 чел.).
-7 % (25 чел.) опрошенных затрудняются с ответом о выборе уровня профессионального образования.
Большинство респондентов, а именно 53% (192 чел.), определись с профессией самостоятельно.
47% (170 чел.) опрошенных указали, что на выбор профессии влияние оказали родители.
Рекомендации руководителям общеобразовательных организаций по итогам мониторинга профессионального самоопределения обучающихся.
По результатам проведенного опроса о состоянии профессиональных планов и уровня готовности обучающихся 9–11 классов общеобразовательных организаций Советского муниципального района к профессиональному выбору выделены основные направления.
В последние годы усилился прагматизм обучающихся школ и поэтому среди мотивов выбираемой профессии наряду с мотивом «любимое и подходящее мне занятие» многие выбирают «хорошее материальное стимулирование», «получить перспективную и гибкую профессию» и «возможность трудоустроиться». Потребность молодых людей в денежных средствах отражает не столько их потребительские запросы, сколько их реакцию на развитие рыночных отношений и общее снижение уровня жизни. Сегодня они оценивают выбранную профессию с определенных позиций: получат ли они такие знания, которые помогут им найти достойное место в жестких условиях рыночной конкуренции и обеспечить себя материально. Выделенные тенденции очень точно отражают происходящие социально-экономические изменения, в контексте которых выпускники школ вынуждены искать компромиссные сбалансированные варианты профессионального выбора.
Опрос показал, что обучающиеся отмечают принципиальную незначимость своего будущего статуса в профессиональной деятельности, недостаточно понимают специфику различных профессиональных ролей, которые требуют принципиально разных личностных характеристик. Так, с точки зрения эффективности труда и профессионального соответствия предпринимать (предприниматель) и исполнять (наемный работник) не могут быть идентичным функционалом. С другой стороны, это может быть также и следствием усиливающейся важности хорошего материального обеспечения и перспективности будущей профессии. В связи с этим статус как характеристика профессиональной деятельности становится второстепенным и малозначимым. Отданные голоса в пользу статуса «предприниматель» могут свидетельствовать о желании выпускников обеспечить себе благополучное материальное положение и гарантированную занятость. Об этом же свидетельствует преобладающий выбор профессиональной группы: специалисты высшего уровня квалификации (имеющие высшее профессиональное образование).
Выбирая ту или иную профессию, выпускники в большинстве своем слабо представляют сферу будущей экономической деятельности. Проводимый опрос показал, что понятие «вид экономической деятельности» является для обучающихся одним из самых сложных для понимания, и не всегда устанавливается связь с конкретными выбираемыми профессиями.
Результаты мониторинга профессиональных планов и уровня готовности выпускников школ к выбору профессии позволяют выделить и отследить в динамике ключевые особенности и тенденции ориентации выпускников на поле профессионального выбора, выявить основные проблемы подготовки обучающихся к выбору профессии и определить направления соответствующей работы.
Заместитель начальника
управления образования Р.Р. Рахманкулов
Уколова Т.В.
5-05-94 |