В последние годы в нашей стране много внимания уделяется развитию спорта, в том числе и массового. Возрождение движения ГТО – одно из актуальных направлений такого развития. Важно, чтобы дети с самого раннего возраста приобщались к физической культуре и спорту. Урок «Готов к труду и обороне» - пример такого приобщения.
Поскольку урок рекомендован к проведению в самом начале учебного года, нет возможности организовать подготовительные мероприятия (например, провести конкурс плакатов, стенгазет по теме «Готов к труду и обороне» и др.). Однако, на наш взгляд, этот урок может стать отправной точкой целой серии мероприятий, посвященных популяризации физической культуры и движения ГТО в течении всего учебного года. Мероприятия могут быть самые разные – спортивный праздник, эстафеты, пробная сдача норм ГТО, конкурсы плакатов, рисунков, стенгазет, стендов и т.д. Известно, что единичные акции (например, проведение урока) обладают низкой эффективностью, даже если подготовлены и проведены тщательно. Поэтому с целью получения хорошего эффекта необходимо продумать комплекс мероприятий, посвященных данной теме, и включить его в общешкольную воспитательную программу.
Поскольку урок «Готов к труду и обороне» является уроком комбинированного типа, мы рекомендуем использовать различные методы и приемы организации образовательной деятельности.
Под методом обучения мы понимаем определенным образом упорядоченную деятельность, обеспечивающую эффективное руководство преподавателя работой обучающихся по овладению знаниями.
Методы обучения определяются его целями и содержанием. Овладение содержанием обучения во многом определяется методами, которые применяет преподаватель. Поскольку содержание образования чрезвычайно широко и сложно, то и методы усвоения этого содержания чрезвычайно многообразны. Классификация дидактических методов является одной из сложных проблем теории обучения. Делались попытки классифицировать эти методы на основе самых разнообразных критериев. Так, на основе критерия в виде источника знаний методы обучения подразделялись на вербальные, наглядные, электронно-информационные, предметно- практические и т.д. На основе критерия характера познавательной деятельности обучаемых дидактические методы делились на репродуктивные и продуктивные и т.п. В последнее время при характеристике общедидактических методов выделяются те из них, которые используются в изучении всех учебных дисциплин независимо от их специфики и характеризуются определенным своеобразием, некоторыми собственными признаками. 5 (http://www.grandars.ru/college/psihologiya/metody-obucheniya.html)
По типу урок «Готов к труду и обороне» является комбинированным, соответственно и методы мы рекомендуем использовать разные в их оптимальном сочетании. Перечислим их.
Рассказ – это изложение вопроса, основанное на ярком образном фактическом материале, относится к словесным методам обучения. Учитель как бы «рисует» словом живые образы действительности. Однако рассказ содержит и элементы обобщений. Рассказ составляется учителем. Обычно он включает примеры, взятые из жизни, выдержки из художественных текстов, риторические вопросы и восклицания, обращение к слушателям. Рассказ требует от учителя высокой эмоциональности и красочности, мимики, жестов. Это придает ему особую силу воздействия на слушателей.
Беседа – вопросно-ответный метод обучения, сочетается слово учителя и обучающихся, предполагает у последних наличие определенных знаний. В зависимости от дидактических задач различают: вводные, повторительные, заключительные, закрепляющие, учетные беседы. Беседа может носить эвристический и воспроизводящий характер. При проведении беседы учитель путем логической системы вопросов ведет обучающихся от одного звена рассуждений к другому. Этот упорядоченный разговор, направляемый учителем, обмен сведениями и мыслями обучающихся, в итоге, которого происходит обогащение знаний, формируются новые понятия и формулируются выводы. Ценность беседы — в коллективной мыслительной деятельности обучающихся. В ней принимает участие весь класс, каждый ученик. Вопросы ставит не только учитель, но и обучающиеся. Высокий образовательный и воспитательный эффект беседы обеспечивается прежде всего содержанием и характером вопросов: вопросительными и подсказывающими, наводящими и полемическими, анализирующими и обобщающими и т. д. Эффект беседы во многом зависит также от умения учителя правильно и разнообразно формулировать вопросы, определить их логическую последовательность, адресовать к обучающимся с учетом их индивидуальных особенностей.
Познавательные и вербальные игры – загадки, викторины, шарады, ребусы, кроссворды, ситуативные игры, игры в угадайку и др. — усиливают занимательность обучения, развивают смекалку и находчивость, воспитывают любознательность и интерес к теме и предмету. Используются в младших и средних классах. Они занимают на уроке 2-3 минуты и проводятся когда необходимо передышка, разрядка, облегчающая восприятие сложного материала. В поиск и составление занимательного материала могут быть вовлечены сами обучающиеся. Это повышает их активность в обучении.
Метод иллюстрации предполагает показ обучающимся иллюстрированных материалов, пособий: картин, плакатов, схем, чертежей, изображения информации на учебной доске и пр.
Видеометод – с интенсивным развитием видеотехники он выделился из демонстрационного метода в самостоятельный вид. В основе его – использование экранных источников информации. Использование экранных источников информации, видеоматериалов помогает за очень короткое время в сжатом концентрированном виде предъявить большое количество информации. Это один из мощных источников воздействия на сознание и подсознание человека, особенно детей. Максимально активизируя наглядно- чувственное восприятие, видеометод обеспечивает более легкое и прочное усвоение знаний в их образно-понятийной целостности и эмоциональной насыщенности, существенно влияет на формирование мировоззрения, стимулирует развитие абстрактно-логического мышления, сокращает время на обучение.
Дискуссия – целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины. Это метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность процесса восприятия за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины. Дискуссии относятся к наиболее широко известным в истории педагогики методам обучения. Исследования показали, что групповая дискуссия повышает мотивацию участников в решение обсуждаемых проблем. Цель дискуссии – не столько в том, чтобы разрешить проблему, а скорее в том, чтобы углубить её, стимулировать творчество и выработать решение проблемы посредством активной совместной деятельности.
Сочетание в рамках урока нескольких методов обеспечивает смену видов деятельности, позволяет вовлечь в активную работу максимальное количество обучающихся, повышает эффективность образовательной деятельности. |