Особенности организации внеурочной деятельности при реализации ФГОС Внеурочная деятельность детей – это целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно – образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах ребенка и направленная на развитие духовно- нравственной личности. Правовая культура- составная часть духовной культуры личности. Уровень ее развития определяется уровнем убежденности в ценности закона, соблюдения правил поведения, в недопустимости их нарушений. Правовая культура предполагает социально- правовую и социально-политическую активность. Естественно, что начальная школа -это только начальный этап в формировании этого важного компонента духовной культуры. Прежде всего школа может добиться значительной правовой осведомленности, в том числе и компетентности учащихся. Для этого важно выстроить стройную систему - юридический всеобуч, начиная уже с 1класса. Объем знаний, формы, методы, педагогические приемы, качество их усвоения должны быть такими, чтобы у детей сформировались стойкий интерес к праву, умение анализировать окружающую действительность с правовой точки зрения. Естественно, одной из целей правового образования остается профилактика правонарушений школьников. В процессе изучения правовых норм учащимся предстоит осознать содержание и меру своей ответственности за совершение действий, запрещенных моралью, а также правом. Для работы мною разработан структурный проект «Мир, в котором будем жить». Проект состоит из следующих блоков: «Мир, в котором я живу» « Ценность поступка» « Мои права и обязанности» В блоке «Мир, в котором я живу» проводятся следующие мероприятия: Занятие « Ты» или «Вы» (формы обращения) Практикум «Я всегда говорю..» (развивающая ролевая игра) Занятие « Доброе слово, что ясный день» Практикум «Чистая речь» ( использование в речи нормативной лексики» Беседа « Культура общения» Все занятия предусматривают формирование культуры общения, навыки грамотной устной и письменной речи, усвоение форм обращения к человеку. В блоке «Ценность поступка» можно провести следующие мероприятия: Беседа «Поступки, которые мы совершаем» ( о поступках и об их последствиях) Игровая ситуация «Что такое хорошо и что такое плохо» Программа «Кинозал» (просмотр мультипликационных фильмов, анализ увиденного) Беседа –диалог (после предварительного задания) «Каких поступков в нашей жизни больше» (наблюдения детей за поступками в школе, на улице, в транспорте, их характеристика) Тренинг « Слушать и слышать» Практикум « Смотреть на мир глазами другого», « Сотрудничество лучше конфликта» Беседа « О правилах дружбы» Современные дети завтра станут полноправными членами общества. Находясь среди людей, они приобщаются к ценностям того общества, в котором живут. Именно в младшем школьном возрасте необходимо своевременно воспитывать у детей самоуважение, уважение к окружающим людям. На этих понятиях базируется осознание детьми своих прав, прав других людей, а в целом формирование правовой культуры будущего гражданина. Блок « Мои права и обязанности» предполагает следующие мероприятия; Информационная беседа «Конституция- основной закон» Часы общения: «Воспитание здоровых привычек», «Наши права и обязанности», «Дорогою добра», «Скажем «нет» вредным привычкам» Викторина «Знаю свои права»; Выставка рисунков «Наши права в рисунках»; Выставки тематической литературы: «Права человека и права ребенка», «Предупреждение вредных привычек у подростков». Обзор газетных статей Встречи с представителями правоохранительных органов Познавательная беседа с ситуативными заданиями «Как принять правильное решение». В период работы младшие школьники глубже знакомятся с такими понятиями как – долг, честь, совесть, право, обязанности, гуманность, сострадание, достоинство и другими. Очень важно проводить беседы с родителями о соблюдении прав ребёнка, знакомить их с основополагающими документами по правам ребёнка , и именно этот период характеризуется появлением у детей интереса к себе, своим возможностям, способностям. Конечно, это только самый первоначальный вариант правового всеобуча в начальной школе, но содержание занятий служит не только формированию целостного сознания гражданина, но и указывает ориентиры для приложения сил школьников в разных сферах жизни и деятельности класса, школы, общества.
Используемая литература: «Спутник классного руководителя» составитель Л.Я.Олиференко Москва Просвещение 1990 |