Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Суббота, 27.04.2024, 00:31
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Повышение квалификации руководителей и педагогов ОУ в свете перехода на новые стандарты образования [5]
Итоги реализации новых стандартов образования в ДОУ СМР [10]
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС [6]
Психолого-педагогическое сопровождение инновационных процессов в образовательных учреждениях [3]
Методическое сопровождение педагогов в рамках организации опытно-экспериментальной деятельности [4]
Методическое сопровождение информатизации в ОУ СМР [1]
Итоги работы ТГПР «Молодой педагог» [9]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 8
    Гостей: 8
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Новая школа - новый учитель 2015 » Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС

    Технологическая карта с дидактической структурой урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся

    Еще Гете писал: «Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете»

    Запись урока в форме технологической карты это как раз и есть – превратить мысль в действие. Задача технологической карты – отразить так называемый “деятельностный подход” в обучении.

    Технологическая карта – современная форма  планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

    Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

    Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями – практиками, пришла к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Свой выбор я остановила вот на  такой технологической карте с дидактической структурой урока.

    Дидактическая структура урока*

    Деятельность учеников

    Деятельность учителя

    Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

    Планируемые результаты

    Предметные

    УУД

    Дидактическая структура урока формируется в соответствии с основными этапами урока, но может меняться в зависимости от типа урока.

    Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

    - тщательного планирования каждого этапа деятельности;

    - максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;

    - координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.

    Давайте рассмотрим этапы работы над технологической картой урока открытия новых знаний.

    Этапы работы над технологической картой:

    1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.

    2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).

    3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.

    4. Формулировка цели каждого этапа урока.

    5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).

    6. Выбор форм работы на уроке.

    7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.

    Структура урока открытия нового знания.

    1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

    Цель: мотивировать (организовать самоопределение) учащихся к УД

    Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

    С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

    1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);

    2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

    3) устанавливаются тематические рамки («могу»). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я - идеальный ученик», осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

    2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

    Цель: подготовить мышление учащихся к последующим шагам УД и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии

    На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.       Соответственно, данный этап предполагает:

    1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

    2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

    3) мотивацию к пробному учебному действию ("надо” - "могу” - "хочу”) и его самостоятельное осуществление;

    4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

    3. Постановка учебной задачи.

    Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести к выявлению места и причины затруднения

    На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

    Для этого учащиеся должны:

    1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;

     2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще

    4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

    Цель: построить проект выхода из затруднения.

    На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

    5. Реализация построенного проекта

    Цель: реализовать построенный проект

    На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    Цель: организовать усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи.

    На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    Цель: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых.

    При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

    8. Включение в систему знаний повторения.

    Цель:

    -выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний.

    -повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности

    На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

    9. Рефлексия УД на уроке

    Цель: организация рефлексии и самооценки учениками своей УД на уроке

    На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

    Данная технологическая карта может быть использован учителями, работающим по разным УМК. 

    Предлагаю подборку сайтов, в помощь вам при  составлении технологической карты  урока.

    1. Конструктор урока
    2. Новая типология уроков 
    3. Первая ступень http://plotnikova.ucoz.ru/index/tekhnologicheskie_karty/0-121
    4. Начальная школа педагогу http://www.prosv.ru/umk/nachalnaya-shkola/info.aspx?ob_no=26131
    5. ФГОС НОО  
    6. http://fgos.isiorao.ru/upload/FGOS/Logvinova_Kopoteva_12.2011.pdf
    7. Современный учительский портал 
    8. Конструирование технологической карты урока 
    9. http://prosv.ru/umk/nachalnaya-shkola 
    10. Конструирование технологической карты урока: научно-методическое пособие. – Витебск: УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", 2006. Автор: Н.Я.Мороз, доцент кафедры психологии, педагогики и частных методик УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", кандидат философских наук
    11. http://www.openclass.ru 
    12. http://ru.wikipedia.org 
    13. Менеджер образования http://www.menobr.ru/materials/19/37639/


    Источник: http://uprobr.ucoz.ru/avatar/06/konf_2015/tekhnologicheskaja_karta_s_didakticheskoj_struktur.docx
    Категория: Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС | Добавил: rrr0901 (22.06.2015)
    Просмотров: 2001 | Комментарии: 13 | Рейтинг: 3.0/2
    Всего комментариев: 13
    12 Mila  
    Спасибо за пожелание удачи. Она нужна всем и всегда. Рада, что смогла представить полезную информацию.

    11 IRISKA  
    Доброго времени суток. Огромное спасибо за предоставленный материал. Технологическая карта урока - это необходимый элемент процесса обучения. Согласна, что устоявшейся формы составления технологических карт урока пока не существует. Сравнив свои технологические карты с Вашей, пришла к выводу, что у меня отсутствует колонка "Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов". Вернее задания, я прописываю там же, где  деятельность учителя и деятельность учеников. Конечно, проводить урок по самостоятельно разработанной  технологической карте очень удобно и урок проходит более эффективно, так как продуман каждый этап урока, каждый шаг. Но, я думаю, каждый со мной согласится, что невозможно написать такие карты для всех уроков, так как это отнимает огромное количество времени, которого итак не хватает. С уважением, Дурнова Р.В.

    13 Mila  
    Я с вами полностью согласна. Авторы и разработчики технологических карт не требуют их точного копирования. Привнося в них что-то свое, мы совершенствуем любую методическую находку, адаптируем ее для удобства в своей практике.

    5 Наталья5855  
    технологическая карта — это новый вид методической продукции, в которой прописывается все этапы и действия участников образовательного процесса (учитель, ученики) Она позволяет проконтролировать  на уроке деятельность учеников, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам. Технологическая карта в дидактическом тексте представляет проект учебного процесса. Светлана Николаевна спасибо за предоставленный материал.

    6 Mila  
    Здравствуйте, Наталья (прошу прощения, отчества не знаю). Спасибо за комментарий. Буду рада, если он вам пригодится в работе.

    4 Наташа767181  
    Да, я согласна с автором работы,что технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения. Она очень хорошо помогает при подготовке к уроку. Спасибо автору работы за подборку сайтов, это пригодится начинающим учителям.

    7 Mila  
    Здравствуйте, Наташа. Спасибо за комментарий.

    3 bagilja  
    Я ознакомилась с Вашей статьёй. Статья содержательная, действительно - это новый вид методической продукции, в которой прописывается все этапы и действия участников образовательного процесса
    (урока). Технологическая карта отражает деятельностный подход в обучении, как и предполагает ФГОС. Всё это хорошо! Но составление технологических карт к каждому уроку - это трудоёмкая работа, времезатратное дело. Вопрос-"Как Вы с этим справляетесь?"

    8 Mila  
    Здравствуйте. Вопрос вы задали самый больной, где взять столько времени?!
    Во-первых, работая по ОС "Школа 2100", авторы УМК нам помогли, составили почти такие же карты. и мы ими пользуемся.
    Во-вторых, мне кажется нереально составлять карту к каждому уроку. Можно выбрать 1-2 предмета или составлять карты к тем урокам  темы или раздела, которые вы выделите для этой работы.
    С уважением Светлана Николаевна.

    2 Batman  
    Я давно работаю с технологией  деятельностного подхода   и технологическая карта,которой пользуется Светлана Николаевна действительно позволяет
    проконтролировать  на урокедеятельность учеников, при котором ребенок не получает знания вготовом виде, а добывает их сам. Технологическая карта в дидактическомконтексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено
    описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы
    с информацией.Обучение с использованием технологическойкарты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию
    УУД в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить
    время на подготовку учителя к уроку. Данный тип карты,  как и технологию деятельностного подхода можно
    использовать  в работе  учителю, как в основной, так и старшей школе,
    где знание должно быть еще приобретено. Светлане Николаевне запредоставленный материал. Успехов в работе.

    9 Mila  
    Здравствуйте. Спасибо за внимание и интерес к данной теме.
    Вам тоже успехов в работе!

    1 boss  
    Технологическая карта урока - это новый вид серьёзной методической продукции, который обеспечивает эффективное и качественное преподавание образовательных предметов и курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ образования в соответствии с введением ФГОС.
    Технологическая карта урока предназначена для проектирования учебного процесса. Обучение с использованием технологической карты позволяет
    организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий).Составлением технологических карт урока занимаюсьдавно. Задача технологической карты, как известно, – отразить так называемый “деятельностный подход” в обучении.

    10 Mila  
    Здравствуйте.
    Да, технологическая карта - это новый вид методической продукции. А как известно все новое немного пугает. Но когда вник, понял и реализовал в работе, то привыкаешь и работаешь!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]