Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница, 26.04.2024, 12:25
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Повышение квалификации руководителей и педагогов ОУ в свете перехода на новые стандарты образования [5]
Итоги реализации новых стандартов образования в ДОУ СМР [10]
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС [6]
Психолого-педагогическое сопровождение инновационных процессов в образовательных учреждениях [3]
Методическое сопровождение педагогов в рамках организации опытно-экспериментальной деятельности [4]
Методическое сопровождение информатизации в ОУ СМР [1]
Итоги работы ТГПР «Молодой педагог» [9]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 16
    Гостей: 16
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Новая школа - новый учитель 2015 » Психолого-педагогическое сопровождение инновационных процессов в образовательных учреждениях

    Психолого-педагогическое сопровождение инновационных процессов в образовательных учреждениях

          Одна из главных задач психологической службы в сопровождении инновационной работы – формирование единого пространства. Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. Психологическая служба образовательного учреждения не может быть в стороне от этих позитивных изменений.
    Процесс становления личности школьника невозможен без переориентации установок педагогов с форматирования ЗУН на формирование ценностей позиции учащегося. Ребенок развивается не сам по себе, а рядом с миром взрослых. И подлинно человеческие ценности никогда не вырастут изнутри, их необходимо задать извне и помочь их присвоить. Поэтому взаимодействие взрослого и ребенка необходимо рассматривать в единстве их развития. Учителю необходима помощь педагога-психолога для решения вопроса о согласовании педагогической и психологический сторон в деятельности учителя, программ и систем психолого-педагогических требований к статусу школьника. Ознакомление с требованиями и их профессиональное осмысление – это важный аспект сотрудничества педагога-психолога и педагога в процессе сопровождения детей. Это имеет большое образовательное значение для педагогов и педагога-психолога и может стать началом продуктивной работы.             По перестройке всего учебно-воспитательного процесса, его переориентации с чисто педагогических задач, на психолого-педагогические. А далее – на конкретного ребенка и его индивидуально-личностные задачи образования и развития. Основной принцип деятельности школьной психологической службы – это принцип совместной работы педагога-психолога, педагогов, родителей, а в фокусе деятельности – интересы ребенка как формирующейся личности. Родители, педагоги, педагоги-психологи могут занимать взаимодополняющие позиции. Чтобы сложилось такое взаимодействие, необходимо проделать большую совместную работу по формированию представлений о ребенке как развивающейся личности. В значительной степени, эта работа состоит в выработке общего понятийного пространства. Утверждение: «Педагог-психолог работает в рамках психологического сопровождения» кажется несколько упрощенным. Более жизнеутверждающим будет «наша школа» и педагогический коллектив работает по технологии психолого-педагогического сопровождения». Иначе реализация целей и задач сопровождения будет затруднена, или вообще невозможна. 
    Экспериментальная поисково- исследовательская деятельность образовательного учреждения в настоящее время динамично обновляется, совершенствуется с учётом особенностей микросреды, собственных возможностей, запросов родителей и служит основной для создания оптимальных вариантов обучения и воспитания.
     Цель деятельности педагога-психолога должна быть соотнесена с целями инновационной деятельности школы, в которой он работает.

     В качестве цели, которой будет подчиняться деятельность школьного педагога-психолога, выступит сопровождение экспериментальной и инновационной работы в УВП. Формы психолого-педагогического сопровождения и поддержки инновационной деятельности ОУ различны. Как правило, они определяются спецификой отдельных этапов экспериментальной работы школы. Вместе с тем, можно выделить общие требования к такому сопровождению. Их можно рассматривать как важнейшую составляющую функционала психолога. 
    1).Участие во всех этапах инновационной деятельности школы.
     Первый этап - выдвижение и обсуждение инновационной идеи (в случае, если коллектив не принимает уже готовую идею). На этом этапе у педагога-психолога обычно нет специфических задач. 
    Второй этап – оценка ресурсов школы для реализации новой идеи. Задача педагога-психолога - анализ идеи с точки зрения психологических и возрастных возможностей обучающихся, психологического климата в педагогическом коллективе, интересов родителей и т. п. 
    Третий этап - разработка или участие в разработке концепции эксперимента. Главная задача педагога – психолога - рефлексия по поводу психолого - педагогических основ, определяющих содержание эксперимента. 
    Четвёртый этап – реализация эксперимента. Помимо решения собственных экспериментальных задач, педагог-психолог оказывает поддержку другим участникам эксперимента в достижении поставленных целей, в частности, оценивает текущие результаты эксперимента с точки зрения влияния инноваций на психологическое развитие детей. 
    Пятый этап – трансляция образцов, разработанных в ходе эксперимента, в инновационной сети. Здесь необходима помощь педагога-психолога в обеспечении оптимальных форм такой трансляции.
     Шестой этап – корректировка (возможно изменение) целей и задач школы в соответствии с результатами экспериментальной работы. На последнем этапе, как и на первом, у педагога – психолога нет специфических задач, отличных от задач всего педагогического коллектива. В своей деятельности он опирается на чувство гражданской ответственности, понимание сути своей профессиональной деятельности и корпоративной солидарности в сфере образования.
    2).Работа в тесном контакте с педагогическим коллективом или ответственной экспериментальной группой. Вырабатывая общие целевые установки, единую программу работы, учитель и педагог- психолог становятся партнёрами в совместной деятельности. Вместе они составляют наиболее рациональную программу психолого-педагогической поддержки, подбирают дидактический материал с учётом 


    индивидуальных возможностей, предпочтений и интересов ребёнка. Большое значение здесь имеет позиция администрации школы.
     3). Выдвижение и реализация авторских инновационных проектов в школе. Участие педагога-психолога должно быть деятельным и носить проектно-аналитический характер. Это значит, что педагог-психолог должен выдвигать свои конкретные предложения по развитию образовательного процесса в школе и оценивать результаты своего участия в происходящих событиях. 
    4). Обеспечение психологической безопасности инновационных  преобразований учебно - воспитательного процесса. Всякая  инновационная работа в школе является зоной повышенного педагогического риска. Поэтому практически в любой и тем более экспериментальной школе педагоги-психологи должны решать следующие задачи:- диагностика и коррекция психического развития детей; - психологическая экспертиза внедряемых проектов и сред; - психологическое просвещение педагогов, обучающихся и их родителей. Наиболее остро это направление деятельности педагога-психолога востребовано в школах, где обучаются дети с различными проблемами в здоровье. Анализируя данные педагогического наблюдения, учитель совместно с педагогом-психологом разрабатывает наиболее рациональную программу психолого-педагогической поддержки, которая заключается не только в выработке индивидуального подхода к ребёнку в процессе в процессе обучения, но и изменениями учебного содержания, подборе дидактического материала с учётом индивидуальных возможностей, предпочтений и интересов ребёнка. Таким образом, структурируется видение ребёнка учителем, насыщаются психологическим содержанием данные его педагогических наблюдений, тем самым психологизируется сам учебный процесс. Вместе с тем, меняется и позиция педагога-психолога. Он начинает рассматривать учебный процесс как сферу своих главных интересов. И уже через это интерпретировать данные наблюдений и психологической диагностики.
     5). Экспертная оценка результатов инновационной деятельности. Мониторинг экспериментальной деятельности. В настоящее время в сфере образования вращается много различных образовательных технологий. Их внедрение в конкретную школу требует сначала предварительной оценки образовательной идеи и её технологического воплощения, а затем экспертизы результатов внедрения в учебно-воспитательный процесс. Это новая и сложная для психолога задача. Здесь возникают две проблемы во взаимопонимании педагогического коллектива или администрации школы с психологами. Во-первых, необходимо определиться с типом обучения, который реализуется в рамках учебного процесса по отдельным дисциплинам. Дело в том, что вне соотнесения с конкретным типом обучения нельзя дать психологическую оценку приемлемости внедрения той или мной образовательной технологии, а также результатов её использования. Определение типа обучения должно быть предметом специальной совместной работы учителя и педагога-психолога именно внутри учебного процесса на уроках. Пока же большинство учителей считает обучение неким «автономным» процессом. Во-вторых, в психологической оценке успешности 

    экспериментального учебного процесса большое значение имеет учёт социального и культурного развития детей. Он может способствовать или мешать успеху экспериментального обучения. Учителя часто склонны недооценивать этот фактор успеха эксперимента, и переоценивать его в противном случае. На этой почве возможны серьёзные конфликты. Надо помнить, что объективный анализ роли данного фактора – важный момент всей научно-методической части эксперимента. 
    6). Популяризация достижений инновационной деятельности педагогического коллектива. Важно довести до широкой образовательной общественности всё ценное, что сделано в школе, принимать участие в дискуссиях по развитию современного общего образования в соответствующих публикациях.
     7). Участие в развитии школьной психологической службы. Обновление функционала деятельности педагога-психолога в ОУ. Участие педагогов-психологов в инновационной работе объективно приводит к развитию психологической службы в школе.
     Как результат, педагоги-психологи постоянно сталкиваются с необходимостью создания или совершенствования модели своей деятельности. Несмотря на разнообразие форм психологического сопровождения в зависимости от специфики экспериментальной деятельности школы, можно наметить общие направления и важнейшие задачи деятельности педагога-психолога:
     1. обеспечение максимально комфортных условий для проектировщиков при создании эвристичных проектов; 
    2. проверка предполагаемых результатов и всего проекта на эко логичность и соответствие психологическим и возрастным возможностям учащихся;
    3. определение психолого-педагогических основинновационной деятельности; 
    4. постоянный контакт с инициаторами инноваций;
     5. проведение психологической экспертизы с целью определения ресурсов для дальнейшего развития субъектов образовательной среды; 
    6. обеспечение оптимальных форм трансляции образцов, разработанных в ходе эксперимента, в инновационный сети. 
    Педагогу-психологу предъявляются определенные профессиональные требования в работе по сопровождению образовательной среды школы, в режиме инновационной и экспериментальной деятельности, такие как: 
    - навыки эффективного общения (умение устанавливать контакт, слушать и говорить, выражать свои чувства и эмоции, сопереживать); 
    - хорошо ориентироваться в школьной ситуации, знать ее особенности и учитывать их в построении практических гипотез; 

    -навыки организации групп детей и взрослых на совместную деятельность и общение;
    - технологические, интерпретационные, аналитические умения;
     - навыки нейтрального, безусловно, уважительного, заинтересованного поведения и творческого мышления в решении различных ситуаций, жизненных проблем; 
    - умения выстраивать отношения, прогнозировать межличностные ситуации. Среди личностных черт педагога-психолога имеют особое значение: ответственность, уверенность в себе, уважительное отношение к людям, оптимизм, чувство юмора. 
    В настоящее время появилось описание нового типа образовательного результата, не сводимого к простой комбинации сведений и навыков, а ориентированного на решение практических задач. Выпускник  должен обладать умениями и способностями, которые пригодятся ему независимо от того, какую профессию он выберет. Но в любом случае это человек, включенный в систему социальных отношений, способный  эффективно разрешать возникающие коммуникативные проблемы, уметь работать в режиме информационных и эмоциональных перегрузок, справляться со стрессовыми ситуациями, а значит, сохранять психическое здоровье свое и окружающих. Поэтому только комплексность и системность в проведении методической, диагностической, консультационной, коррекционно-развивающей и учебно-просветительской работы, позволит решать поставленные перед школой и психологической службой задачи более эффективно, и сделает работу педагога-психолога важным составным звеном в деятельности образовательного учреждения.
    Важно, чтобы психологическая грамотность педагогов становилась нормой их профессиональной компетентности, помогала в инновационно – педагогической деятельности.



    Источник: http://uprobr.ucoz.ru/avatar/06/konf_2015/dlja_assamblei.docx
    Категория: Психолого-педагогическое сопровождение инновационных процессов в образовательных учреждениях | Добавил: rrr0901 (19.06.2015)
    Просмотров: 1248 | Комментарии: 10 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 10
    8 galiakbirowa  
    Добрый день! В сельских школах нет психологов , учителя сами проводят все диагностики , как вы считаете это правильно .Может ли учитель этим заниматься или всё таки лучше это делать профессионалам. Спасибо за диагностики , которые описаны в комментариях.

    9 shulginanatalya1980  
    Учебный процесс, по моему мнению,  требует привлечения к работе психолога. Естьпробле­мы, требующие совместных усилий педа­гога и психолога, а есть такие, с
    которы­ми, кроме психолога, не сможет справиться никто. Это, например,
    диагностика умст­венного и личностного развития, анализ отношений в детском
    коллективе и от­ношений учитель — ученик, рекомен­дации по профессиональной
    ориентации и т.д. Спасибо.

    2 liubkostina2014  
    Понравилась статья. Здесь хорошо сказано о необходимости услуг психолога на всех этапах работы над инновационными проектами. Вступая в эксперимент, мы часто забываем о главной заповеди: " Не навреди". Замечательно и то, что автор нам напоминает, что в результате эксперимента, возможна корректировка целей и задач школы.

    4 shulginanatalya1980  
    Спасибо большое за комментарий. Я с вами полностью согласна именно заповедь «Не навреди». А чтобы не навредить, будь-то  педагог-психолог, педагог–предметник  нужно постоянно повышать своюпрофессиональную компетентность, быть эрудированным, иметь терпение, выдержу, а
    самое главное - это уметь любить, понимать и прощать.На мой взгляд, важными качествами личности педагога, в том числе и педагога-психолога, являются гуманизм, толерантность, активная жизненная позиция, педагогический такт и оптимизм; современность учителя – стремление быть в курсе событий, происходящих во всех сферах жизни и изучение, внедрение в работу положительных новинок, инноваций современного мира. Учитель, не идущий в ногу со временем, не интересен ученикам.

    6 ladibird  
    хорошим тандемом в данном направлении и будет работа -  педагог - психолог + педагог - предметник + классный руководитель

    1 nkisina  
    С интересом познакомилась со статьей. Очень интересна мысль об учете социального и культурного уровня детей в ходе реализации эксперимента. Не могли бы вы посоветовать какие-либо матералы на эту тему?

    3 shulginanatalya1980  
    Спасибо за комментарий, я рада,что вам понравилась статья, хочу поделиться личным опытом работы по вашей просьбе.

    Инновационнаядеятельность образовательного процесса немыслима без определения индивидуальных
    особенностей личности ученика, без мониторинга развития его качеств.
    Психологическое сопровождение обучения, развития и воспитания строится исходя
    из особенностей школы, контингента, учащихся, традиций и творческого потенциала
    педагогического коллектива.Одной из задачпсихологического сопровождения, стоит  задача по систематизации мониторинга
    индивидуального развития личности учащегося. Но в первую очередь психолог  школы 
    проводит в течение учебного года 
    диагностическую  работу  по определению и отслеживанию индивидуальных
    особенностей школьников наиболее значимых при обучении.Диагностикаиндивидуальных особенностей начинается с момента поступления ребенка в школу и
    распределяется по возрастам.
    Начальная школа (1-4 классы) Основная школа (5-8 классы) Старшая школа (9-11 классы) - Диагностика психологической готовности к школьному обучению : уровень развития познавательной активности,
    мотивационную, эмоционально-волевую готовность к обучению в школе. - Диагностика по адаптации учащихся первых классов. - Диагностика по тестам В.В.Тарасун для определения уровня развития учебных способностей учащихся первых классов. - Диагностика утомляемости и работоспособности. (Анфимова Л.Г.). - Тестирование учащихся 4-х классов по методике Векслера для изучения уровня показателя по вербальному и невербальному
    интеллекту. - Анкета по изучению учебной мотивации. (Н.Г. Лускановой).   -- Самооценка по методике "Лесенка". - Социометрическое измерение личности.    Диагностика по определению адаптации учащихся 5-х классов.   - Диагностика "Учебная мотивация". - "Тест школьной тревожности Филипса".. - Диагностика школьной мотивации (Лусканова Н.Г.) - Диагностика темперамента по Айзенку. - Диагностика познавательных процессов - по запросам учителей. - Социально-педагогическая адаптация. - Диагностика определения школьной мотивации (Лусканова Н.Г.). - Диагностика уровня тревожности, агрессии, самооценки. - Социальная Адаптация. - Социометри- ческие  измерения личности. - Акцентуация характера опросник Шмишека.)
    Систематизируярезультаты диагностик  можно  отслеживать  такие качества личности учащихся  как внимание, память, мышление,  особенности интеллекта, познавательные
    интересы, отношение к учебе (предмету), самостоятельность, уровень обученности
    и качества знаний, самооценка.Таким образом:  можно будет   разработать  карты личностного развития ребенкапо особым образцам для разных категорий учащихся. Далее  определить 
    задачи, на следующий год: и совершенствовать систему  мониторинга по индивидуальному развитию личности учащихся.

    5 nkisina  
    Спасибо за исчерпывающий ответ.У меня остается только одно соображение по поводу учета социального и культурного уровня детей, участвующих в педагогическом эксперименте. Ведь этот уровень бывает явно недостаточным для того, чтобы ребенок мог справляться с какой-либо новой задачей. Иногда таких детей бывает немало. Что тогда делать экупериментаторам?

    7 shulginanatalya1980  
    Именно, исходя  из того, что таких детей не мало, и мы неможем их игнорировать,  надо работать  сообща. В первую очередь с помощью
    педагога-психолога, социального – педагога школы  изучить семью ученика.  Сегодня семья – ведущий социально-культурныйинститут.  Провести  диагностику  для выявления уровняпедагогической культуры родителей,выяснить  психологический  климат в семье, социально-культурныйуровень ребенка в частности и т.п.  Имея сведения о семье, о ребенке  в целом,  экспериментатор, если понадобится,  может  подключить в работу, и обратится за помощью к
    более широкому кругу специалистов исходя из того какие результаты будут
    получены.  Проработав  все моменты,  экспериментаторубудет легче строить свою дальнейшую научно - методическую деятельность.  Спасибо.

    10 nkisina  
    Конечно, хорошо, если есть профессиональная команда. Но на деле, чаще всего ее нет. Вывод: нет команды - нет эксперимента1

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]