Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Суббота, 20.04.2024, 06:21
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Повышение квалификации руководителей и педагогов ОУ в свете перехода на новые стандарты образования [5]
Итоги реализации новых стандартов образования в ДОУ СМР [10]
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС [6]
Психолого-педагогическое сопровождение инновационных процессов в образовательных учреждениях [3]
Методическое сопровождение педагогов в рамках организации опытно-экспериментальной деятельности [4]
Методическое сопровождение информатизации в ОУ СМР [1]
Итоги работы ТГПР «Молодой педагог» [9]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Новая школа - новый учитель 2015 » Психолого-педагогическое сопровождение инновационных процессов в образовательных учреждениях

    Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях школьного обучения

    Наша страна переживает коренную смену подходов к образованию и к социокультурной политике в целом. К этим изменениям можно отнести понятие «инклюзивное образование».

    Модель инклюзии основывается на позициях Л.С. Выготского, который  определял личность и среду как целостность.

    Сегодня инклюзивное (включенное) образование понимается как «процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями и нормально развивающихся сверстников» [1, с. 89]. Создание модели психолого-педагогического сопровождения интегративного процесса можно рассматривать как одно из основных условий и составляющих успешности интеграции.

    Ключевые слова: инклюзия; Советский район; психолого-педагогическое сопровождение

    Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья является основным направлением коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога, способствующим преодолению или ослаблению недостатков развития детей, направленным  на создание оптимальных возможностей и условий для их психического развития в процессе обучения в общеобразовательной школе. Психолого-педагогическое сопровождение выступает как «комплексная технология поддержки и помощи ребёнку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации» [1, с. 178].

    Остановлюсь  подробнее на особенностях психолого-педагогического сопровождения и психологического просвещения обучающихся с ОВЗ (задержка психического развития и умственная отсталость).

    Цель психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья  в учебно-воспитательном  процессе  – «усвоение соответствующих общеобразовательных программ, коррекция отклонений в развитии, социальная адаптация, психологическое развитие обучающихся в специально созданных в образовательном учреждении психолого-педагогических условиях» [2, с. 242].

    Данная цель может быть достигнута посредством решения следующих задач:

    1. Отслеживание особенностей психологического развития ребёнка.

    2. Создание условий для полноценного развития учащихся в рамках их возрастных и индивидуальных возможностей.

    3. Создание специальных условий для оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, имеющим проблемы в развитии.

    Психолого-педагогическое  сопровождение  учащихся с ограниченными возможностями здоровья  основывается на  следующих  направлениях деятельности:

    -систематическое отслеживание  психолого-педагогического статуса ребёнка, динамики его психического развития в процессе обучения;

    -создание социально-психологических условий для личности каждого ребёнка, успешности его обучения ранняя диагностика проблем ребёнка способствует более полноценной их коррекции;

    -коррекция проблем наиболее эффективна на фоне успехов ребёнка в какой-либо сфере деятельности;

    -коррекция проблем ребёнка предполагает одновременную коррекцию поведения семьи и педагогов, взаимодействие семьи и школы.

    Для того чтобы можно было отследить эффективность   психолого-педагогического и медико - социального сопровождения  и  анализировать динамику развития каждого ученика   мною  была разработана карта психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ученика специальной (коррекционной) группы, в которой  фиксируются качественные характеристики обучающегося с момента поступления в школу и до выпуска из образовательного учреждения.

    В 2013-2014 учебном году  мною было проведено комплексное психодиагностическое обследование, направленное на изучение познавательных процессов, исследование уровня развития интеллектуальных процессов, оценка индивидуальных особенностей учащихся. Были проведены психодиагностические обследования, направленные на изучение познавательных процессов, оценку  индивидуальных особенностей учащихся 1-9 класс. Всего было обследовано 18 человек. Определялись следующие параметры: уровень умственной активности, отношении к школе и учению, отношение учащихся к образовательному процессу.

    В ходе данного обследования использовались следующие психодиагностические методики:

    1.Адаптация отношений ребенка к школе и уровня школьной тревожности. Тест «Рисунок школы»;

    2.Мотивационный опросник Лускановой;

    3.«Отношение к школе и учения» по методике Т.А.Нежновой;

    4.Диагностики развития межличностных отношений и уровня воспитанности;

    5.Методика для изучения самооценки «Лесенка» В.Г. Щур

    6.Тест «Кодирование»

    7.Методика «Графический диктант» Д.Б.Эльконина

    8.Методика определения уровня умственного развития.

    9.Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна.

    10.Рисунок «Моя семья»

    11.Методика «Графический диктант. Сравни по образцу. Переставь буквы, составь слово».

    Направленность методик выбиралась в соответствии с задачами психолого-педагогического сопровождения учащихся. По всем видам обследований проводились консультации с педагогами. По результатам обследования была оформлена папка с психологическими картами учащихся. Кроме того, на основании полученных данных, составлены заключения, отражающие совокупность психологических характеристик важнейших видов деятельности, поведения и внутреннего психологического состояния учащегося, которые оказывают существенное влияние на успешность обучения и развития в школьной среде.

    Мною было проведено исследование психологической адаптации к школе и уровня школьной тревожности, цель которого выявить отношение учащихся к образовательному процессу.

    В таблице 1 показан результат по методике «Отношение к школе и учению» Т.А. Нежновой [4, с. 148].

    Таблица 1 Анализ удовлетворенности учащихся образованием

    Утверждение

    Да

    Нет

    Затрудняюсь ответить

    1

    Хочешь ли ты учиться в школе?

    12

    -

    1

    2

    Почему ты хочешь учиться в школе?

    13

    -

    -

    3

    Тебе нравится учиться в школе?

    12

    -

    1

    4

    Ты часто рассказываешь о школе?

    Часто

    Редко

    Не рассказываю

    9

    4

    -

    5

    Если бы тебе не надо было учиться, чем бы ты занимался дома?

    Писал, читал

    Рисовал, конструирование

    Играл, гулял, помощь по хозяйству

    7

    -

    6

     

    Таким образом, данным исследованием мы выявили уровень  удовлетворенности  учащихся с ОВЗ получаемым образованием. В исследовании приняли участие   13 учащихся из 18, что составляет  72,2%. Из результатов  опроса видно, что ребятам нравится учиться в школе, они с удовольствием посещают школу, а учителя радуются успехам своих учеников. Но в ходе опроса есть и ответы, из которых видно, что  есть ученики, которые не проявляют интереса к обучению, они хотели бы  играть, гулять на улице, помогать  по хозяйству.

    Следующее исследование было проведено по методике «Школьная мотивация» Н.Г. Лускановой [4, с. 244].

    Данный тест является показателем готовности учащихся к школе, где каждая личность имеет свой результат и школьную готовность. Участие приняли 16 учащихся из 18, что составляет  88,8%. 6 учащихся положительно относятся к школе: выполняют  требования  учителя, проявляют интерес к предметам, прилежны,  им нравится учиться в школе, с удовольствием посещают школу. 10 учащихся выбрали такие ответы, как: школа привлекает больше внеучебной деятельностью, нет самостоятельности в подготовке домашнего задания,  без помощи и поддержки учителя учащимся сложно справляться с учебой, поэтому требуется постоянный контроль и помощь как со стороны педагогов, так и со стороны родителей (законных представителей).

    Одна из основных задач, которые ставит перед ребенком школа, - это «необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков» [3, с. 46]. И, несмотря на то, что желание учиться практически одинаково у всех детей, реальная готовность к обучению очень различна. Характер протекания адаптации во многом зависит от здоровья ребенка. Здоровые дети, как правило, без особого труда переносят изменение привычного образа жизни.

    В марте 2014 года, используя методику исследования самооценки Дембо-Рубинштейна [4, с. 136], была изучена самооценка учащихся с ОВЗ.

    Об уровне самооценки говорит расположение отметки на шкале. Завышенный уровень самооценки имеют - 3 учащихся, а адекватный уровень (средний) – 5 учащихся. Основная задача данного исследования  изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

    Для предотвращения умственной перегрузки учащихся (а для многих из них свойственен слабый тип нервной системы) на занятиях используются различные виды деятельности, обязательно была включена физкультурная минутка или релаксационная пауза. Так же в ходе занятий применялись разнообразные формы подачи материала, повышающие интерес - подвижные игры, рисунки, загадки, логические задачки и т. д. С каждым занятием предлагаемые задания усложнялись.

    Итак, с учащимися, неуспевающими выполнять по каким-то причинам отдельные задания, а также с теми, кто выполняет упражнения раньше других, велась индивидуальная дополнительная работа по ранее заготовленным карточкам. В результате учащиеся с удовольствием посещают развивающие занятия, с желанием участвуют в коррекционном процессе.

    Также в своей работе я  использую методику «Графический диктант. Сравни по образцу. Переставь буквы, составь слово» [3, с. 242].

    Данная методика служит для диагностики развития произвольности (умения слушать, понимать и четко выполнять указания, действовать с правилами и применять по образцу).

    Среди ребят была проведена повторная диагностика познавательной сферы. Психологическая диагностика позволила выявить положительную динамику в развитии некоторых познавательных процессов. Так, например, учащиеся стали нормально ориентироваться в пространстве (различают правую и левую стороны, владеют такими понятиями как «над», «под», «выше» и т.д.); научились осуществлять простые обобщения понятий (выделяют существенные признаки среди понятий, дают группе понятий обобщающее название и т.д.); стали лучше на слух воспринимать и запоминать предлагаемый материал; также улучшилась способность к более устойчивому удержанию своего внимания.

    Однако, результаты психологической диагностики показали, что по-прежнему страдает произвольность всех психических процессов ребят, они мало осознаются и плохо поддаются внутреннему контролю. Кроме этого, положительной динамики практически не было выявлено в речевом развитии учащихся – у учащихся по-прежнему страдает словарный запас, умение правильно, связно выражать собственные мысли и т.д.

    С учащимися  1-4 классов я регулярно   провожу   психокоррекционные занятия с детьми, особо нуждающимися в психокоррекционной помощи (1 раз в неделю), это  ряд занятий на сплочение детского коллектива, коррекцию адаптивных возможностей, ну и, конечно, формирование привычки ЗОЖ. 

    Психологическое обследование помогает максимально индивидуализировать программы обучения каждого ребенка, сделать наглядным успехи детей и четко отразить результаты усилий педагогов.

    Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что еще предстоит ему освоить.

    Результаты обследования представляются в виде психологического профиля развития ребенка, где видна динамика его психологического развития.

    С  диагностическими данными обучающихся 1-4 классов знакомятся  все участники образовательно-воспитательного процесса  для координации совместных усилий.

    Как показала практика, обеспечение индивидуального подхода к  учащимся с  учетом его социального статуса, стало  положительной составляющей условий пребывания ребенка в школе  и способствует его обучению и развитию индивидуальных способностей в школьной среде, его социальной адаптации.

    Практическое психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение  процесса обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является одним из динамически развивающихся направлений практической психологии.  Мы  находимся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируем   направления  работы  с учетом модернизации образования, приблизив их к тем стандартам и социальным ожиданиям, которые заданы обществом.

    Список использованных источников:

    1. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. Библиотека федеральной программы развития образования. Издательский дом «Новый учебник», 2013. – 244 с.
    2. Психологическая служба школы.  Под ред. И.В. Дубровиной – М., 2010. – 267 с.
    3. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. – М.: Изд-во «Аркти», 2012. – 378 с.
    4. Система образования для детей с проблемами в здоровье. Под ред. Л.Е. Курнешовой – Центр «Школьная книга», 2008. – 389 с.


    Источник: http://uprobr.ucoz.ru/avatar/06/konf_2015/ref_psikh_konferencija.docx
    Категория: Психолого-педагогическое сопровождение инновационных процессов в образовательных учреждениях | Добавил: rrr0901 (10.06.2015)
    Просмотров: 1047 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 5
    5 shulginanatalya1980  
    Статью прочитала, понравилась. Представленные методики использую сама в работе с детьми, и согласна с предыдущими  комментариями, что работу  можно,  а главное нужно применять в ДОУ. Спасибо.

    4 galiakbirowa  
    Очень интересная статья ,хорошо описан опыт работы .Спасибо

    3 ladibird  
    Спасибо за статью, много диагностики, которую можно использовать не только в школе, но и в дошкольном учреждении, варьируя методику диагностических процедур.

    2 hohlov  
    Абсолютно согласна с автором статьи и автором предыдущего комментария. Без диагностических исследований нельзя начинать работу с детьми. Мы обязаны помочь ребёнку развиваться, применять индивидуальные методы работы, а не "стричь всех под одну гребёнку". Спасибо. smile

    1 liubkostina2014  
    Прочитала статью. Психологическую диагностику необходимо проводить во всех начальных классах. Здесь мы можем наблюдать за развитием ребёнка. При необходимости, можно помочь ребёнку. Главное, чтобы это происходило в нужный для ребёнка момент. Со многими психодиагностическими методиками я знакома. Автору статьи спасибо!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]