«Человек, который понимает природу,
благороднее, чище. Он не сделает дурного
поступка. Он прошел душевный университет»
Л. Леонов
С учетом государственной политики по модернизации российского образования в нашем регионе реализуется областная целевая программа «Экологическое оздоровление Саратовской области на 2009-2013 гг.» и разработанная на ее основе «Концепция непрерывного экологического образования населения области на 2009-2019 гг.» Приоритетные задачи Концепции: создание условий для принятия населением экологических ценностей и формирование системы содействия решению экологических проблем при участии представителей разных возрастных категорий Саратовского социума. Коллектив МБОУ – СОШ р. п. Пушкино предпринимает усилия, чтобы обеспечить переход от информативного и нормативного подходов в содержании экологического образования к ценностному, компетентностному, ноосферному.
В 2009 году на базе нашей школы открыта экспериментальная площадка по внедрению комплексной программы «Формирование экологической компетентности (ЭК) школьников в процессе обучения решению экологических проблем». Руководит экспериментальной работой директор школы Л.Г. Денисова, в эксперименте участвуют 180 обучающихся 1-6 классов, 8 педагогов. Для проведения экспериментальной работы в школе созданы все условия. В распоряжении ребят и учителей кабинеты с современным оборудованием, экологическая тропа, пришкольный участок. Что позволяет осуществлять экспериментальную работу на высоком уровне.
Оптимальной формой совершенствования экологообразовательной деятельности представляется формирования экологообразовательной среды школы и экологообразовательного пространства региона как комплекса влияний и условий для повышения эффективности формирования экологического сознания, экологической культуры молодого поколения через формирование ЭК субъектов экологообразовательного процесса.
Экологическая компетентность – это осмысленная способность, потенциал и опыт личности в осуществлении экологосообразных видов деятельности. Мы предполагаем, что процесс формирования ЭК школьников будет успешным, если: экологообразовательный процесс школы ориентирован не столько на формирование экологических знаний, сколько на самореализацию личности в экологической деятельности, на развитие субъектного опыта практического участия в улучшении состояния окружающей среды, выявления и содействия решению экологических проблем.
Наша экспериментальная деятельность рассчитана на три этапа:
1 этап реализации программы (2009-2010 гг.) был направлен на диагностику и анализ исходного состояния уровней экологической воспитанности школьников 1-7 классов, педагогов, работающих в эксперименте, родителей в ходе работы над проектами «Растем вместе», «Зеленая Аллея Памяти», «Мой Зеленый Друг», «Мир комнатных растений», «Школа добрых дел». Результаты диагностики показали, что большинство детей имеют положительное отношение к природе и осознают ее ценность, но, к сожалению, поступочная сфера личности детей остается недостаточно развитой: учащиеся стремятся к общению и преобразованию окружающего мира, верят в возможность перемен.
2 этап (2010-2011 учебный год): был направлен на создание банка данных по решению экологических проблем в ходе реализации проекта «Сохраним природу родного края» и дана оценка результатов внедрения комплексной программы формирования экологической компетентности школьников.
3 этап (2011-2012 учебный год): заключительный, на котором подводятся итоги, делаются выводы, намечаются пути дальнейшей работы.
В 2013 году на заседании ученого совета ГАУ ДПО «СОИРО» было решено продлить эксперимент до 01.09. 2015 года.
В рамках экспериментальной деятельности проводятся предметные недели по экологии где организуются разнообразные экологические и интеллектуальные игры и викторины, конкурсы рисунков и стенгазет на экологическую тему, акции: « Чистодвор», "Поможем водоему", "Уют", "Ёжик", «Мы против СПИДа», «Самый зеленый класс», «Здоровый дух в здоровом теле», операции "Помоги птицам"", которые направлены на развитие и становление личности через пробуждение в душах детей добрых чувств, воспитание ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры и экологического мировоззрения. Учащиеся нашей школы выступают на конференциях.
Опираясь на колоссальный труд организаторов и участников "Экологической тропы" наши преподаватели экологии совместно с детьми претворили в жизнь ещё один мини-проект "В защиту первоцветов". Большое внимание в школе уделяется так же организации школьных кружков и факультативов, программы которых направлены на раскрытие творческих способностей детей на основе взаимодействия с природой; активизацию их познавательной деятельности в процессе экскурсий и лабораторных занятий; на развитие коммуникативных способностей и навыков практической и исследовательской деятельности учащихся. Создаются лекторские группы из старшеклассников для работы с младшими учащимися. Организованно проходит благоустройство школьной территории и пришкольного участка. Проводятся интегрированные уроки, преподаватели разных дисциплин включают в свои уроки экологические пятиминутки. На базе нашей школы проходят областные семинары в 2009 г. – «Интеграция предмета «Экология» в учебные предметы школьного курса», в 2010 г.- «Окружающая среда и здоровье человека», в 2011 г. «Формирование культуры и здоровья у педагогов: теория и практика», в 2012 г. – «Эколого – патриотическое воспитание молодежи: реалии и перспективы», в 2013 г.- «Формирование экологической компетентности школьников в процессе обучения решению экологических проблем», в 2014 г. – «Технология французских мастерских», в 2014 г. – «Новые вызовы для педагогики и качества образования: технологии социального проектирования, инновационные технологии в обучении, международное сотрудничество «МЕРИДИАН»» 2015 г. – «Современные образовательные методики и технологии как фактор внедрения ФГОС общего образования» (на примере экологии и физики), тематика которых - экологическое воспитание. Учащиеся нашей школы, являются членами Всероссийского общества охраны природы. Имена победителей всероссийских олимпиад по экологии известны не только в области, но и за ее пределами. В 2002 году на базе школы основан кукольный экологический театр «ПОИСК» познание окружающего, играя с куклами, который посещают учащиеся 3-11 классов. Работа театра планируется таким образом, что учащиеся, играя с куклами, развивают навыки коммуникационной деятельности. Самостоятельно готовят декорации к спектаклям, проводят массовые мероприятия в школе и дошкольном учреждении.
Учащиеся 7-11 классов входят в объединение « ЭКОЛАНГ», которое создано на основе интеграции предмета экология и английского языка. Результатом работы этого объединения является: повышение интереса к предмету, положительная динамика качества знаний, увеличение количества учащихся, участвующих в олимпиадах разного уровня.
Еще одной победой хотелось бы поделиться – это победа Басамыкиной Кристины в международном проекте «Символ созидательной мечты», наградой за которую была поездка Кристины в Америку.
При подведении итогов мы пришли к выводу, что современные школьники критически относятся к своей деятельности в природном окружении, стремятся к преобразованию окружающего мира, но не обладают устойчивыми ценностными ориентациями и соответствующими природоохранными знаниями, умениями и навыками. В данной ситуации необходимо организовать работу по социальному взаимодействию школьников, педагогов, родителей, представителей общественности для решения локальных экологических проблем.
Источник: http://uprobr.ucoz.ru/avatar/06/konf_2015/shkola_ehkologicheskogo_vospitanija.docx |