Подходы к управлению развитием региональных и муниципальных систем образования и происходящими в них инновационными процессами оказались в центре внимания многих ученых (В.Н. Аверкин, Е.И. Казакова, В.Ю. Кричевский, С.А. Лазарев, О.Е. Лебедев, А.А. Орлов, М.М. Поташник). С точки зрения подготовки к инновационной деятельности перспективными являются разработки В.С.Лазарева, С.Д.Полякова и М.М.Поташника в области содержания функций управления инновациями. Продуктивные подходы к моделированию системы подготовки учителя к инновационной деятельности, описанные в работах Т.К.Клименко, Л.С.Подымовой, В.А.Сластенина и др., позволяют нам целостно представить содержание информационно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогов как способа управления их инновационной деятельностью.
Являясь важнейшим видом методической работы в системе образования, сопровождение, как комплекс взаимосвязанных действий и процедур, обеспечивает оказание разносторонней помощи педагогам на протяжении всей их профессиональной карьеры, требует достаточно тонкой инструментовки, носит индивидуализированный и дифференцированный характер, позволяющий гибко реагировать на профессионально-личностные запросы и потребности педагогов, устранять причины их неудовлетворенности своей деятельностью, формировать позитивные профессиональные установки.
Ведущими в сопровождении являются принципы диалогового общения, совместного определения и переопределения ситуаций. Отношения сопровождаемого и сопровождающего выстраиваются в рамках кооперированной деятельности, предполагающей высокую степень востребованности межличностного общения, развитие коммуникативных форм, пластичность и гибкость обмена знаниями и опытом.
Преимущества сопровождения перед другими формами методической работы состоят в том, что оно:
- более индивидуализировано и гибко;
- имеет более тонкую инструментовку;
- в большей степени учитывает динамику профессионального развития как самого педагога, так и того учреждения, в котором он работает;
- более дифференцировано в плане учета специфики внешних и внутренних факторов профессионального развития педагога;
- более многоаспектно;
- имеет постоянный характер, т.е. продолжается в течение всей профессиональной карьеры педагога.
В данном контексте информационно-методическое сопровождение рассматривается как технология управления процессом постановки и решения профессиональных задач, включающая диагностика существа возникших проблем, информирование о путях их решения и помощь на этапе реализации; предполагающая организацию самостоятельной проектировочной деятельности сопровождаемых, чередуемая с внешней оценкой ее хода и результатов сопровождающими, осуществлением обучения сопровождаемых способам самоконтроля и самооценки деятельности и ее результатов.
Источник: http://uprobr.ucoz.ru/avatar/06/konf_2015/realizacija_opytno-ehksperimentaloj_dejatelnosti_v.doc |