Я, Савельева Татьяна Викторовна – воспитатель детского сада «Солнышко» п. Советское - хочу предложить Вашему вниманию опыт своей работы!
Приоритетным направлением своей работы я выбрала «Формирование нравственности у детей посредством чтения художественной литературы».
Работа в детском саду и предыдущий педагогический опыт в школе показали, что художественная литература является источником развития чувств, глубоких переживаний, открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу.
Книга воздействует на воображение ребенка живыми образами, художественным словом, открывает ему мир и учит жить в этом мире.
Моя тема актуальна всегда, все вы знаете, что в целях привлечения внимания общества к литературе и чтению 2015 год в России объявлен Годом литературы.
Свою работу с детьми я организую в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования - в нем прописано, что художественная литература призвана помочь в формировании у дошкольника целостной картины мира.
Возраст моих детей невелик – от 1,5 до 4 лет, поэтому особое внимание в формировании нравственности у детей уделяю фольклору в соответствии с их возрастом.
Фольклор богат жанровым многообразием. Издавна известна воспитывающая, развивающая роль загадок, потешек, пословиц, поговорок. Особое место занимает русская народная сказка с изумительным богатством ее красок, описаний, с яркой характеристикой персонажей, напевностью. Фольклор захватывает ребенка своим содержанием. Возбуждает воображение, фантазию, вместе с тем расширяет его жизненный опыт, дает ему представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом.
Основанная на вымысле, сказка связана с действительностью. Она дает ребенку нравственный урок сострадания, сочувствия, самоотверженности, любви ко всему живому.
Высоко оценивая воспитательную роль сказок, К.Д. Ушинский называл их «первыми блестящими попытками русской народной педагогики», а народ, создавший — великим педагогом.
В центре всей системы дошкольного образования стоит личность ребенка.
Поэтому в работе с детьми я использую различные педагогические технологии: личностно-ориентированные.
Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый.
Знакомство детей с художественной литературой дает лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей. Поэтому свою работу провожу комплексно в трёх направлениях:
«Педагог-Ребенок-Родитель».
Технологии проектной деятельности.
3.Игровые технологии.
В соответствии с ФГОС ДО всю работу провожу в игровой форме, но при этом сохраняю элементы познавательного и учебного общения.
Моя роль состоит в том, чтобы использовать не только традиционные методы и приемы в работе со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр м/ф и кинофильмов по сказкам), но и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно.
Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. Я не даю ребёнку готовый ответ, а помогаю найти этот ответ вместе. При этом учитываю индивидуальные особенности детей; соблюдаю принцип "От простого - к сложному"; создаю в группе комфортную предметно-пространственную развивающую среду.
Следовательно, игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровье сбережения, социализации.
Моим детям нравятся словесные игры: с их помощью я создаю эмоциональный настрой, вырабатываю быстроту реакции, умение понимать юмор (потешки, прибаутки, загадки, перевертыши, построенные на диалоге). Интересны игры ещё и тем, что дети решают игровую задачу при восприятии фрагментов из литературных произведений.
Я учу детей слушать, воспитываю эстетические переживания, развиваю образное мышление.
Активно использую творческие задания, они бывают индивидуальными и коллективными.
Результатом выполнения творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки).
Приведу примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке "Репка".
Рассказать знакомую сказку по кругу.
Разыграть сказку. Дети распределяют роли.
Придумывание своей сказки "Морковка" (по аналогии).
Оформление книги (иллюстрации).
Могут быть и другие творческие задания.
Самый любимый вид нашего общения -театрально-игровая деятельность: игры-драматизации.
Прекрасным стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является пальчиковый театр.
Самое щадящее, комфортное обучение детей, я убедилась, происходит в игре. Игра успокаивает, лечит, стимулирует речь детей.
С детьми средней группы использую проблемные ситуации- это ситуации, при которых дети находят и используют новые для себя средства и способы деятельности; они заставляют детей мыслить и творчески усваивать знания.
Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания.
Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:
Например: Почему колобка съела лиса ,а не медведь?
В этом мне помогает метод наглядного моделирования.
4. Метод наглядного моделирования провожу в несколько этапов:
1.Знакомство со сказкой и выделение героев. Составляем схему. Схема может быть:
- по цвету героев сказки;
- по росту;
- по качеству характера.
По данным моделям мы с детьми распределяем роли и инсценируем сказку.
Но главное для ребёнка - это вовсе не овладение внешними формами замещения и моделирования, выступающими в виде условных обозначений, схематических рисунков. Суть дела состоит в том, что по данным шаблонам мы вместе с детьми учимся элементарному исследованию. Такие занятия развивают познавательную, речевую, творческую деятельность детей.
Я учу детей заботиться о книге: своевременно оказываем «скорую помощь» больным книгам.
В своей работе я использую и применяю информационно-коммуникативные технологии при подготовке к педагогической деятельности: при проведении различных занятий, мероприятий.
ФГОС ДО ориентирует нас на взаимодействие с родителями: родители, участвуя в процессе работы над проектом, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Поэтому я провожу мониторинг «Семейное чтение».
Цель: изучить организацию чтения книг в семье.
Я строю свою работу с родителями в группе и детском саду, исходя из результатов мониторинга. Провожу родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, составляю памятки по организации семейного чтения. Организую выставки детской книги. Привлекаю родителей к участию в проектах.
Делюсь опытом с родителями, с коллегами на уровне детского сада и на муниципальном уровне. Результатом моей работы являются следующие достижения:
Наши достижения:
Дети:
- любят чтение и художественную литературу;
-повышен уровень развития речи детей.
Родители:
- активно участвуют в жизни детского сада;
-положительно относятся к совместной деятельности с педагогами;
-читают в кругу семьи.
Наша задача – приобщение детей к детской литературе и детскому чтению, взаимодействуя с родителями.
Приобщая детей к литературе, взрослые должны быть готовы к кропотливой, долговременной работе, которая в будущем обязательно даст свои плоды.
Источник: http://uprobr.ucoz.ru/avatar/06/konf_2015/formirovanie_nravstvennosti_u_detej_posredstvom_ch.docx |