Уважаемые педагоги, хочу поделиться с вами своим опытом работы.
Я работаю по направлению «Сенсорное развитие посредством дидактических игр» на тему «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС», потому что дети младшего дошкольного возраста видят окружающий его мир «глазами и руками».
Корней Иванович Чуковский в книге «От двух до пяти» писал: «Все дело в том, что мы, взрослые, если можно так выразиться, мыслим словами, словесными формулами, а маленькие дети – вещами, предметами предметного мира. Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами».
Необходима ли современному человеку хорошо развитая способность восприятия, и нужно ли развивать ее у ребенка?
В последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений, что составляет область сенсорного воспитания. Дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску и форму предметов в окружающей обстановке, с трудом запоминают названия, плохо дифференцируют предметы.
Все это говорит о том, что с детьми необходимо проводить специальную работу по развитию сенсорных процессов. Это длительный и сложный процесс, который длится не только в дошкольном, но и в школьном возрасте. В результате накапливаются впечатления: цветовые, звуковые, осязательные, которые представляют собой тот фундамент, на котором в дальнейшем строится интерес к гармонии цвета, звука, пластике предметов.
Какова же роль дидактических игр в сенсорном развитии детей дошкольного возраста?
- дети учатся сосредотачивать внимание,
-развиваются умственные усилия,
- развиваются умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности,
- они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий,
- формируются представления,
- усваиваются полученные знания.
Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач.
Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности.
Я ставлю детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.
Дидактические игры я использую как в познавательных, так и в занимательных областях.
Работу провожу поэтапно. Сначала учу детей различать величины и цвета, подбирать одинаковые. Ребята учатся простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета. Работу по световосприятию продолжаю в сюжетно-ролевых играх.
Используя дидактический материал, предлагаю детям найти предметы заданного цвета: «Подари желтый бантик. Возьми красный шарик. Надень синюю юбочку».
Развиваю у ребят память, внимание, логическое мышление. Для этого предлагаю дидактические игры: «Грибочки по местам», «Не ошибись», «Подбери по цвету», «Найди такую же», «Собери бусы».
Дидактический материал вызывает у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обмениваются предметами, сравнивают их, делают умозаключения: «Такой же шарик. Такая же палочка. Грибочки одинаковые. Варежки разные».
При знакомстве с игрой ведущую роль беру на себя, использую разнообразные игровые приемы, создавая игровую ситуацию, вношу элементы соревнования, сочетаю с вопросами, указаниями, объяснением, показом.
Сопровождаю их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, что способствует развитию образного мышления, воображения.
Как вы думаете, если у детей интерес к игре пропадает, что необходимо сделать?
1.Закончить игру или
2. позаботится об усложнении игры?
Правильно. Роль взрослого заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами, а если интерес к игре пропадает, то необходимо позаботится об усложнении игры.
Для создания игр, использую самый доступный и простой материал: деревянные и пластмассовые кубики, картинки, картон, цветную бумагу, крышки от пластмассовых бутылок, мелкие игрушки, пирамидки и т.д.
В группе собрано много материала на развитие тактильных и пальцевых ощущений.
Я использую природный материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое.
Изготовила массажные ванночки для рук, которые наполнены рисом, горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов.
Собрано большое количество пособий и материала для определения цветового спектра под общим названием “Разноцветная мозаика”.
Упражнения проводятся с помощью материалов уголка, с целью выделения цветов и оттенков в окружающем. Детям предлагается найти в природе (на участке детского сада, в группе, дома) предметы, цвет которых соответствует предложенной цветовой карточке.
Следующий раздел уголка – “Кладовая природы”.
Для развития всех органов чувств, здесь подобран материал, который создала сама природа.
Дети выкладывают узоры по образцу из различных видов круп, шишек, небольших веточек, ракушек, камушков. Составляют композиции из природного материала. Естественно, что работа сопровождается разговором, связанным с растениями, семенами. И одновременно дети знакомятся со свойствами многих материалов, их происхождением, назначением.
Сенсорная культура осуществляется в процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок, звуков в природе, развития у них умения наблюдать. Красота природы не оставляет безучастными даже самых маленьких детей.
В этом помогает сенсорный маршрут на участке детского сада, который используется в основном в летнее время.
Проходя по сенсорному маршруту на участке детского сада, дети трогают кору деревьев, обследуют на ощупь оборудование и сенсорные модули.
Моими помощниками в изготовлении игрового материала, конечно же, являются родители.
С ними мы изготовили «Шнуровальные планшеты», «Цветные пуговички», «Собери и расскажи», «Веселые мишки» и др. (они представлены вашему вниманию).
На родительских собраниях я подробно рассказываю родителям о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а так же о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков.
Мною собрана большая коллекция пособий и игр для развития сенсорных способностей дошкольников. Для родителей я устраиваю выставки этих игр-пособий, рекомендую приобретать и использовать дома.
В работе с родителями использую разнообразные формы: практикумы, консультации, раздаю информационные листы, памятки.
Совместная и систематическая работа оказала положительное влияние на развитие сенсорных способностей малышей.
Считаю, что занятия по сенсорному воспитанию необходимо проводить с детьми в возрасте от двух лет.
Данные занятия одинаково интересны и малышам, и более старшим детям. Занятия с детьми третьего года жизни желательно проводить подгруппами.
В свою очередь, на этих же занятиях дети приобретают новые знания, умения, которые используются ими в других видах деятельности.
Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка.
Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками.
Сочетание сенсорных и моторных задач является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности.
Обучение сенсорному воспитанию я провожу с детьми 2 раз в неделю. Ввиду того что большой интервал между деятельностями нежелателен, возникает необходимость закрепления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами, на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, по счету, окружающему миру и др.
Работа на повторение не должна быть полностью идентичным основной деятельности.
Простая повторность одних и тех же заданий может привести к механическому, ситуативному запоминанию, а не к поступательному развитию умственной активности на занятиях.
Однако не следует думать, что при обучении детей не нужна повторность. Повторное предъявление одних и тех же задач предусматривается на новом материале.
Развитие сенсорных способностей посредством дидактических пособий и игр способствует накоплению у детей сенсорного опыта. Это позволит детям действовать не только под руководством педагога, но и самостоятельно.
Свое выступление я хочу закончить притчей, в которой говорится:
"Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» - воскликнул я. Он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной!».
Давайте играть с детьми, удивляться окружающему, радоваться каждому дню, проведенному в Детстве!
Источник: http://uprobr.ucoz.ru/avatar/06/konf_2015/statja-didakticheskaja_igra..docx |