Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Понедельник, 29.04.2024, 00:25
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Повышение квалификации руководителей и педагогов ОУ в свете перехода на новые стандарты образования [5]
Итоги реализации новых стандартов образования в ДОУ СМР [10]
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС [6]
Психолого-педагогическое сопровождение инновационных процессов в образовательных учреждениях [3]
Методическое сопровождение педагогов в рамках организации опытно-экспериментальной деятельности [4]
Методическое сопровождение информатизации в ОУ СМР [1]
Итоги работы ТГПР «Молодой педагог» [9]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 6
    Гостей: 6
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Новая школа - новый учитель 2015 » Итоги работы ТГПР «Молодой педагог»

    Любовь к русской литературе как основа духовно-нравственного, патриотического воспитания школьников

    1 слайд

    Любовь к русской литературе как основа

    духовно-нравственного, патриотического воспитания школьников.

    2 слайд

    Два чувства дивно близки к нам –
    В них обретает сердце пищу –
    Любовь к родному пепелищу,
    Любовь к отеческим гробам.

          Кому не известны эти пушкинские строки? Но все ли задумываются над их смыслом? Поэт провозглашал любовь к прошлому Отечества, в котором – он это отлично знал – цвели не одни только розы. Провозглашал, ибо понимал, что уважение к прошлому – это непременная составная уважения к своим современникам, к самому себе.

    3 слайд

    Д.С.Лихачев сказал: "Там, где предается забвению культурное и историческое прошлое страны, неизменно начинается нравственное разложение нации".

    4 слайд

    Поэтому сегодня основной задачей воспитания становится возрождение духовно-патриотического самосознания, преодоление национального эгоцентризма, пробуждение интереса к национальной культуре и воспитание уважения к другим народам и культурам, формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения, приобщение его к нравственным, духовным ценностям, традициям своего народа, воспитание гражданственности, патриотизма.  И роль школы в формировании нравственных ценностей, моральных ориентиров незаменима для воспитания психологически и духовно здоровой гармоничной личности.

    5 слайд

           Педагогический арсенал средств воздействия на умы и сердца учеников богат. Важнейшее место  среди них, на мой взгляд, занимают  уроки литературы. Именно русская литература  призвана  воспитывать личность, оказывать влияние на её духовный мир, на выбор ею нравственных ориентиров, ведь у учителя – словесника всегда в руках книги, которые помогают воспитывать истинного человека, человека духовного.

    6 слайд

    Народный эпос – одно  из главных средств воспитания любви к родной земле. Идея её защиты была ведущей в памятниках древнерусской литературы, а главной добродетелью представлялась готовность к самопожертвованию. При анализе образов былинных героев-богатырей   я особо выделяю  их стремление защитить родную землю, православную веру, народ от посягательств агрессоров.

     

    7 слайд

    Так, при  изучении былин об Илье Муромце обращаю внимание ребят на его стремление защитить вдов и сирот, отомстить за их слёзы. Большое значение придаю и личностным качествам героя. Илья бескорыстен: он никогда не требует платы за свои труды. Он уважает тяжёлый крестьянский труд и не стыдится своего простого происхождения, почтительно относится к старшим, к родителям.

    8 слайд

             Не случаен выбор эпиграфа «Береги честь смолоду» к повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина. Тема  чести была для него принципиальной, тесно связанной с другим вопросом: как жить в истории, какой стороны держаться?  Ответ повести понятен: «…держаться надо за свою совесть, за честь в глазах Бога, за Бога».

    9 слайд

    Честь, мужество, любовь к Родине всегда были присущи лучшим представителям русского офицерства. Следовать однажды данной воинской присяге было нормой для русского дворянина. Для М.Ю.Лермонтова служба Родине верой и правдой – прежде всего. Сам бесстрашно сражаясь, он пишет о схватках  простым и понятным языком, точно, искренне и правдиво передаёт бесхитростную речь русского солдата, ветерана Бородинской битвы.

    10 слайд

    Из-под пера М.Ю.Лермонтова выходит образ офицера на кавказской войне – Максим Максимыча, который верно служит Отчизне, не заботясь о наградах, лишая себя семьи, но не жалуется и ни на минуту не сомневается в том, что он делает правое дело.

    11 слайд

              Главным при анализе стихотворения является ответ на вопрос: «Почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?».

    12 слайд

             Высокое патриотическое чувство, всенародный патриотический подъем передает басня И.А. Крылова «Волк на псарне». В ее основе лежит конкретный исторический факт – попытка Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым о заключении мира. В результате анализа школьники определяют мораль басни – всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ищущего легкой добычи, ждет участь Волка: «С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой. И тут же выпустил на Волка гончих стаю». Вместе с Ловчим, мудрым, опытным человеком, Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом.

     

     

    13 слайд

            Из сказа Н. С. Лескова «Левша» дети узнают, что автор  увидел российскую жизнь неблагополучной и неустроенной и нашёл возможность обновить  и улучшить её. Писатель считал, что надо поставить во главу угла человека, его духовное возрождение. Поэтому во всех произведениях Лескова главное – это человек и его стремление к добру.

    14 слайд

        Что вкладывает Левша в понятие «отечество, родина»? Прежде всего, для него это дом и семья. «У меня дома родители есть», - отвечает он на предложение остаться за границей. Родина для Левши – это вера, он так и говорит: «Наша русская вера самая правильная». Никакие злые обстоятельства не убили в Левше чувство патриотизма. Идея патриотизма – основная в произведении.

    15 слайд

              При изучении романа «Дубровский» ребята видят в А.С. Пушкине писателя, протестовавшего против гнета самодержавия, размышлявшего о судьбе родного народа и его роли в прошлом и будущем родины.

    16 слайд

              Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» – это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. Подвиг Тараса и его сына Остапа вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.

    17 слайд

    Офицерская честь и любовь к Родине сопровождали  графа Л.Н.Толстого и на Кавказе, и в Крыму.  Герои «Севастопольских рассказов», «Казаков» мужественны и прекрасны.

    18 слайд

     А дорога жизни князя Болконского – любимого героя Л.Н.Толстого – это путь чести, истинного благородства, бесстрашия.

    19 слайд

    Любовь к Родине как к святыне всегда выше политики. Традиции писателей-дворян продолжают Ю.Бондарев, В. Кондратьев, В. Быков. Их герои смело идут в бой против фашистов, не жалея себя, стоят насмерть, но не пропускают врага, в трагические минуты делают выбор между жизнью и смертью, оставаясь верными своему долгу, сохраняя честь.

    20 слайд

              Остановлюсь чуть подробнее на уроке  «Пленительные образы…» (по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»). На данном уроке учащиеся знакомятся с одной из самых светлых, самых лирических и в то же время самых трагических страниц русской истории – декабристским движением и ролью женщин в судьбе мужчин – замечательных людей, истинных героев своего Отечества.

          В начале урока сообщаю учащимся об истории создания поэмы.

          11 женщин - жён декабристов отправились за своими мужьями в Сибирь. Это были очень разные женщины: по своему социальному положению и по возрасту, по характеру и по уровню образования…  Но объединяло их одно: они пожертвовали  всем ради того, чтобы быть рядом с мужьями в годы испытаний.

    21 слайд

           Тюрьму, каторгу и ссылку пережили только 8 из них. После указа об амнистии  декабристов  28 августа 1856 года вместе с мужьями вернулись только пятеро. (Мария Волконская, Полина Анненкова, Елизавета Нарышкина, Анна Розен, Наталья Фонвизина).

    22 слайд

    Трое вернулись из Сибири вдовами (Мария Юшневская, Александра  Ентальцева, Александра Давыдова).

    23 слайд

     Александра Муравьева, Камилла Ивашева, Екатерина Трубецкая умерли и похоронены в Сибири.

            Затем я предлагаю ребятам просмотреть видеоролик "Посвящение женам декабристов", в котором использованы кадры из фильма " Звезда пленительного счастья" и песня  в исполнении К. Фролова

    24 слайд

    Видеоролик

    25 слайд

          Мир еще слишком далек от успокоенности, в этом мы убеждаемся каждый день.

    26 слайд

    Без растревоженности души и успокоенности сердца нет настоящей человеческой жизни. Без растревоженности души теряют смысл уроки литературы вообще. И закончить свое выступление мне хотелось бы замечательным стихотворением нашей современной поэтессы Белгалис Галины Алексеевны. Это стихотворение о красоте души, ведь безнравственный человек не может быть патриотом, он не способен к героизму во имя Родины.

    27 слайд (на фоне ролика читаю стихотворение)

    Говори красивые слова,

    Чтобы губы стали еще слаще,

    Чтоб от счастья – кругом голова,

    Чтоб хотелось видеть тебя чаще.

    Хлебом ты с голодным поделись -

    То души надежная подкова,

    На людскую глупость ты не злись,

    Ведь духовность – красоты основа.

    Чтобы волос шелком отливал –

    Прядями малыш пускай играет.

    Боль других ты сердцем принимай –

    Душу равнодушье обижает.

    Человек нуждается в тепле –

    Даже вещь оставленная плачет…

    Души тонут лишь в холодном зле -

    И судьбу оно переиначит.

    Мы, старея, вдруг осознаем, -

    Две руки от Бога мы имеем:

    Ближнему одной мы отдаем,

    А другой - себя всю жизнь жалеем.

    Красота в глазах отражена –

    Значит, есть любовь в твоем сердечке,

    Значит, эта дверь отворена,

    И тепло струится, как из печки.

    Легче станут к старости шаги,

    Только тверже будут убежденья…

    И прошепчешь внуку: «Сбереги

    Ты в душе своей любви волненья.

    Близких - ты заботой напои,

    Поднимайся без оглядки к звездам,

    Чтобы пели в сердце соловьи,

    И свивала чтоб удача гнезда.

    Будь красивым с детства, и тогда

    Красота души богатством станет…

    К нам приходит в дом тогда беда,

    Коль душа легко и смело ранит».

                                                  28 слайд



    Источник: http://uprobr.ucoz.ru/avatar/06/konf_2015/vystuplenie.doc
    Категория: Итоги работы ТГПР «Молодой педагог» | Добавил: rrr0901 (19.06.2015)
    Просмотров: 503 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 4
    2 Olga_Solodilova  
    Алия Жумагалиевна, у вас очень интересная работа и грамотна подобранный материал!  Скажите, пожалуйста, какой на ваш взгляд самый действенный способ, для того чтобы заинтересовать современного школьника заняться чтение? И какие вы используете в своей работе? Желаю вам творческих успехов, при открытии для учащихся удивительного мира русской литературы!

    3 Алия  
    Ольга Юрьевна, спасибо за добрые пожелания! Мне кажется, что еслинам нужно, чтобы дети прочли то, что мы хотим, то, возможно, лучший способ
    реализации нашего желания — прочитать им эту книгу самим, если это возможно. А
    это возможно на уроках в 5-7 классах, где изучаются небольшие по объему
    произведения. Поэтому на уроках в этих классах я стараюсь, чтобы произведение
    было прочитано мной в классе или прослушано в исполнении мастеров
    художественного слова. Это, на мой взгляд, вызывает интерес не только к
    произведению, но и позволяет сделать восприятие произведения более
    прочувствованным и осмысленным.
    О воспитании интереса к книге много писал Е.Н. Ильин.Евгений Николаевич  высказывает твердое
    убеждение, основанное на опыте, что «читателя из-под палки не воспитать. Ничто
    так не убивает художественную книгу, как обязательное чтение». Один из приемовпедагога, который я использую в своей педагогической деятельности  заключается в следующем: «если книгу
    непременно должны прочитать все, значит, необходимо найти и «общую» для всех
    страницу. …И это должна  быть занимательная,интригующая страница...»  Также решить проблемуможет «летнее чтение» с обязательным ведением читательского дневника. Главное  - нацелить учащихся наведение читательского дневника. Объяснить необходимость и  значимость
    такой работы. Предупредить, что ведение дневника – обязательное условие для
    получения положительной отметки по литературе.

    1 Алия  
    Для каждого класса есть определенная дополнительная литература. Например, в 6 классе   А.О.Ишимова «ИсторияРоссии в рассказах для детей», т.1., до гл. «Нашествие татар» М.Е.Салтыков-Щедрин
    «Орел-меценат», «Коняга», «Кисель»
     Ф. Абрамов «Дом»; В.Распутин«Последний срок»и др.

    4 Еlena  
    Спасибо за ответ и интересную работу.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]