21. 03. 2016 года МБОУ-СОШ №1 состоялся круглый стол на тему «Значение русского языка и литературы в современном обществе». Среди гостей мероприятия были ветераны педагогического труда, родительская общественность, учителя русского языка и литературы, иностранного языка, истории, обществознания. Вниманию участников был представлен проект «Концепция преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации». В рамках данного проекта были обсуждены следующие вопросы:
1. Значение учебных предметов «русский язык» и «литература» в современной системе образования;
2. Проблемы изучения русского языка и литературы;
3.Проблемы чтения и понимания текста современными школьниками;
4. Проблемы содержательного характера;
5. Проблемы методического характера;
6. Проблемы использования ресурсов учреждений культуры;
7. Пути решения проблем преподавания русского языка и литературы
Язык и литература играют ключевую роль в формировании личности человека, его жизни в обществе, повседневной коммуникации и профессиональной деятельности. Важный этап освоения языка и литературы – этап общего образования (5-11 класс).
Цель концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации – обозначить проблемы, наметить возможные пути их решения и определить условия, способствующие развитию языкового и литературного образования школьников.
Русский язык и литература традиционно образуют основу отечественного образования. Русский язык необходим гражданину России как основное средство общения с другими людьми. Литература, созданная на русском языке, является носительницей важных для самосознания народа и отдельной личности смыслов, духовно-нравственных представлений.
Многолетняя традиция системного изучения русского языка и литературы в школе, накопленные методические подходы, разработанная экзаменационная база, апробированные учебно-методические комплексы, конкретные научно-педагогические коллективы и образовательные практики – всѐ это несомненный важный потенциал отечественной системы преподавания. Однако есть целый ряд проблем, которые пока остаются нерешенными.
Литературное образование в школе строится сегодня в условиях заметного снижения мотивации детей к чтению. Изменение свойств и условий существования текстов, с которыми имеют дело дети и подростки (электронные носители с возможностями нелинейного представления текста, система гиперссылок, обилие коротких бытовых текстов, возникающих сиюминутно в печатной форме и размывающих представление об особом статусе печатного слова и т.д.), увеличение общего количества текстов, уменьшение их объема и изменение структуры наряду с целым рядом социальных и лингвосоциальных проблем приводят к тому, что традиционный линейно разворачивающийся книжный текст большого объема все труднее воспринимается и прочитывается детьми.
Анализ материалов экзаменационных испытаний за курс средней школы и текстов вновь введѐнного в российскую школу сочинения (2014 г.), а также наблюдения над речевой практикой выпускников школы, показывают, что многие выпускники недостаточно владеют навыками правильной и выразительной устной и письменной речи (в том числе применительно к разным ситуациям и условиям общения), нормами русского литературного языка, особенностями русского речевого этикета, не умеют правильно, точно выражать свои мысли.
Проблема снижения интереса к чтению, имеющая глубокие социокультурные корни, отчасти усугубляется противоречием между количеством часов на изучение литературы и суммарным объемом предлагаемых для освоения произведений.
Вместе с тем, многолетние дискуссии об оптимальной структуре учебных планов показывают: требования увеличить количество часов на изучение литературы на практике реализованы быть не могут, как из-за жестких ограничений по нагрузке учащихся, содержащихся в СанПиНах, так и по причине постоянно растущего общего списка школьных учебных предметов.
В ФГОС среднего общего образования целесообразно внести изменения в целях возвращения статуса самостоятельных учебным предметам «Русский язык» и «Литература». В ходе обсуждения стандарта многие педагоги выражали обеспокоенность по поводу непродуманности, неподготовленности и нецелесообразности введения учебного предмета «Русский язык и литература» на уровне среднего общего образования (10-11 классы).
Усилия родителей, учреждений культуры, средств массовой информации по формированию общественного престижа грамотности и начитанности, по поддержке чтения вне школы явно недостаточны. Часто школа оказывается единственным местом, где идет речь о ценности литературы, необходимости ее освоения. Несогласованность действий школы и институций, близких к школе по своим социокультурным задачам (СМИ, библиотек, музеев, театров), существенно тормозит развитие всей этой сферы
В концепции обозначены пути решения проблем преподавания русского языка и литературы.
Среди проблем преподавания русского языка и литературы есть проблемы общие и специфические для каждого из этих учебных предметов. Поскольку «русский язык» и «литература» ‒ связанные, но все же отдельные учебные предметы, целесообразно сначала наметить пути решения специфических проблем.
Русский язык
1. Теоретическое изучение языка и формирование практических речевых навыков должно быть сбалансировано с учетом состава учащихся и опираться на разные методические подходы.
2. Освоение учебного предмета «Русский язык» должно предусматривать: усвоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), умение использовать речевые навыки в соответствующих сферах и ситуациях общения; формирование нормативной грамотности устной и письменной речи.
3. Изучение русского языка должно охватывать все разнообразие текстов художественной литературы (классической и современной) и нехудожественные тексты разных функциональных типов. Корпус текстов должен формироваться с учѐтом возрастных, гендерных, этнокультурных особенностей восприятия школьников.
4. Необходимо ввести два уровня ЕГЭ по русскому языку – базовый и профильный. На базовом уровне проверяется степень владения устной и письменной речью. Базовый ЕГЭ может сдаваться уже по завершению уровня основного общего образования (в качестве ОГЭ за 9-ый класс). Профильный уровень ЕГЭ по русскому языку предназначается для учащихся, которые планируют продолжить обучение в организациях высшего образования филологической и лингвистической направленности.
Литература
1. Количество произведений в образовательных программах по литературе необходимо привести в соответствие с реально существующим временем на их изучение, прежде всего - на полноценное чтение.
2. Содержание программ должно учитывать различие уровней подготовки учащихся, их читательского опыта. Важное место в программах должно занять развитие навыков самостоятельного чтения, анализа и понимания литературных произведений. Программы должны строиться с учетом существования разных читательских групп среди учащихся, предлагать посильные для каждой группы объемы чтения.
3. При формировании содержания программ необходимо учитывать психологические и социальные особенности современных школьников, существенно изменившиеся за то время, которое отделяет нас от периода создания большинства классических литературных произведений. Наряду с произведениями, рассчитанными на взрослых, подобающее внимание должно быть обращено на детскую и подростковую литературу, в том числе современную.
4. Целесообразно продолжить совершенствование контрольно-измерительных материалов (КИМов) с точки зрения усиления их творческой составляющей, устранения механического заучивания материала. а также - противопоставления учебной деятельности на уроке и подготовки учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Общие проблемы
1. Современный учитель-словесник должен быть активен в отборе содержания образования, в формировании собственной программы, в выборе методик обучения и привлечения детей к чтению. Он должен ориентироваться в разнообразии классической и современной литературы, быть нацеленным на повышение профессиональной квалификации, овладение новейшими информационными технологиями.
2. Целесообразно продолжить совершенствование контрольно-измерительных материалов (КИМов) с точки зрения усиления их творческой составляющей, устранения механического заучивания материала. а также - противопоставления учебной деятельности на уроке и подготовки учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
3. Необходимы государственные программы, способствующие объединению усилий образовательных организаций, СМИ, музеев, библиотек, театров, системы книгоиздания и книгораспространения, направленных на поддержку чтения, развитие филологической культуры населения.
Участники круглого стола выразили надежду, что те пути решения проблемы, которые предложены в концепции, будут реализованы совместными усилиями учащихся, учителей, родителей, учреждений культуры, библиотек, СМИ.
«Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет мир и сердце чувством любви к миру, к человеку», – говорил писатель, поэт, видный общественный деятель Максим Горький.
И в этих словах заключено многое, что мы хотели сказать о роли русского языка и литературы в современном обществе.
Источник. |