Четверг, 19.12.2024, 19:03
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

управления образования администрации

 Советского муниципального района

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Официальные выступления [331]
Изучение деятельности образовательных учреждений [419]
Решаем вместе [14]
Год семьи [24]
80 лет Великой Победе [1]
Земский учитель [16]
Наши успехи [271]
Национальный проект «Образование» [226]
Для Вас, родители [155]
Целевое обучение [11]
Разговоры о важном [34]
Движение первых [50]
Питание обучающихся [107]
Десятилетие детства [36]
Культурный дневник школьника [29]
Культурный дневник дошкольника [6]
Сертификат дополнительного образования [64]
Совет отцов [17]
Финансово-хозяйственная деятельность [7]
Муниципальный опорный центр [3]
Муниципальный консультационный центр [3]
Новости из образовательных учреждений [516]
Государственная аттестация обучающихся [727]
Электронные услуги [108]
ФГОС [95]
Независимая оценка качества образовательных услуг [357]
Оценка механизмов управления качеством образования [49]
Иду на урок [4]
Методические рекомендации [149]
Аттестация педагогических и руководящих работников [107]
Курсы повышения квалификации [81]
Творческие группы профессионального развития [538]
Инновационная деятельность [245]
Семинары и конференции [450]
Августовский педсовет [170]
Педагог. Как много смысла в этом слове [14]
Конкурсы [701]
Флагманы образования. Муниципалитет [17]
Конкурс - площадка обмена опытом и поиска единомышленников для управленцев муниципальных систем образования.
Учитель года [401]
Всё о конкурсе педагогического мастерства
Воспитатель года [148]
Педагогический дебют [129]
Лучший ученический класс [83]
Самый классный классный [130]
О конкурсе "Самый классный классный"
Олимпиады [614]
Научная конференция учащихся [147]
Духовность и современность [549]
Модернизация общего образования [161]
о реализации проекта Модернизация общего образования
Модернизация дошкольного образования и ФГОС [56]
Экспертный совет по информатизации [24]
информация об Экспертном совете и его мероприятиях
Цифровизация образования [323]
Дистанционное обучение [208]
Интернет-олимпиады [104]
Лето [247]
Здоровый образ жизни [148]
Билет в будущее [185]
Профилактика правонарушений [103]
Безопасность в образовательных учреждениях [330]
Психологическая служба [156]
ГТО [129]
Школьный спортивный клуб [214]
Школьный музей [5]
Школьный театр [8]
Защита прав участников образовательного процесса [341]
Школа в режиме развития [13]
Юбилеи и праздники [616]
50 лет Советскому району [10]
80 лет Саратовской области [43]
Библиотечное дело [75]
Год педагога и наставника [38]
Год культурного наследия народов [5]
Год науки и технологий [22]
Год добровольца (волонтера) [30]
Год памяти и славы [101]
Год театра [12]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 74
    Гостей: 74
    Пользователей: 0
    Главная » 2016 » Март » 22 » Значение русского языка и литературы в современном обществе
    Значение русского языка и литературы в современном обществе
    09:05

    21. 03. 2016 года МБОУ-СОШ №1 состоялся круглый стол на тему «Значение русского языка и литературы в современном обществе». Среди гостей мероприятия были ветераны педагогического труда, родительская общественность, учителя русского языка и литературы, иностранного языка, истории, обществознания. Вниманию участников был представлен проект «Концепция преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации». В рамках данного проекта были обсуждены следующие вопросы:

    1. Значение учебных предметов «русский язык» и «литература» в современной системе образования;

    2. Проблемы изучения русского языка и литературы;

    3.Проблемы чтения и понимания текста современными школьниками;

    4. Проблемы содержательного характера;

    5. Проблемы методического характера;

    6. Проблемы использования ресурсов учреждений культуры;

    7. Пути решения проблем преподавания русского языка и литературы

    Язык и литература играют ключевую роль в формировании личности человека, его жизни в обществе, повседневной коммуникации и профессиональной деятельности. Важный этап освоения языка и литературы – этап общего образования (5-11 класс).

    Цель концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации – обозначить проблемы, наметить возможные пути их решения и определить условия, способствующие развитию языкового и литературного образования школьников.

    Русский язык и литература традиционно образуют основу отечественного образования. Русский язык необходим гражданину России как основное средство общения с другими людьми. Литература, созданная на русском языке, является носительницей важных для самосознания народа и отдельной личности смыслов, духовно-нравственных представлений.

    Многолетняя традиция системного изучения русского языка и литературы в школе, накопленные методические подходы, разработанная экзаменационная база, апробированные учебно-методические комплексы, конкретные научно-педагогические коллективы и образовательные практики – всѐ это несомненный важный потенциал отечественной системы преподавания. Однако есть целый ряд проблем, которые пока остаются нерешенными.

    Литературное образование в школе строится сегодня в условиях заметного снижения мотивации детей к чтению. Изменение свойств и условий существования текстов, с которыми имеют дело дети и подростки (электронные носители с возможностями нелинейного представления текста, система гиперссылок, обилие коротких бытовых текстов, возникающих сиюминутно в печатной форме и размывающих представление об особом статусе печатного слова и т.д.), увеличение общего количества текстов, уменьшение их объема и изменение структуры наряду с целым рядом социальных и лингвосоциальных проблем приводят к тому, что традиционный линейно разворачивающийся книжный текст большого объема все труднее воспринимается и прочитывается детьми.

    Анализ материалов экзаменационных испытаний за курс средней школы и текстов вновь введѐнного в российскую школу сочинения (2014 г.), а также наблюдения над речевой практикой выпускников школы, показывают, что многие выпускники недостаточно владеют навыками правильной и выразительной устной и письменной речи (в том числе применительно к разным ситуациям и условиям общения), нормами русского литературного языка, особенностями русского речевого этикета, не умеют правильно, точно выражать свои мысли.

    Проблема снижения интереса к чтению, имеющая глубокие социокультурные корни, отчасти усугубляется противоречием между количеством часов на изучение литературы и суммарным объемом предлагаемых для освоения произведений.

     Вместе с тем, многолетние дискуссии об оптимальной структуре учебных планов показывают: требования увеличить количество часов на изучение литературы на практике реализованы быть не могут, как из-за жестких ограничений по нагрузке учащихся, содержащихся в СанПиНах, так и по причине постоянно растущего общего списка школьных учебных предметов.

    В ФГОС среднего общего образования целесообразно внести изменения в целях возвращения статуса самостоятельных учебным предметам «Русский язык» и «Литература». В ходе обсуждения стандарта многие педагоги выражали обеспокоенность по поводу непродуманности, неподготовленности и  нецелесообразности введения учебного предмета «Русский язык и литература» на уровне среднего общего образования (10-11 классы).  

    Усилия родителей, учреждений культуры, средств массовой информации по формированию общественного престижа грамотности и начитанности, по поддержке чтения вне школы явно недостаточны. Часто школа оказывается единственным местом, где идет речь о ценности литературы, необходимости ее освоения. Несогласованность действий школы и институций, близких к школе по своим социокультурным задачам (СМИ, библиотек, музеев, театров), существенно тормозит развитие всей этой сферы

    В концепции  обозначены пути решения проблем преподавания русского языка и литературы.

    Среди проблем преподавания русского языка и литературы есть проблемы общие и специфические для каждого из этих учебных предметов. Поскольку «русский язык» и «литература» ‒ связанные, но все же отдельные учебные предметы, целесообразно сначала наметить пути решения специфических проблем.

    Русский язык

    1. Теоретическое изучение языка и формирование практических речевых навыков должно быть сбалансировано с учетом состава учащихся и опираться на разные методические подходы.

    2. Освоение учебного предмета «Русский язык» должно предусматривать:  усвоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;  овладение всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), умение использовать речевые навыки в соответствующих сферах и ситуациях общения;  формирование нормативной грамотности устной и письменной речи.

    3. Изучение русского языка должно охватывать все разнообразие текстов художественной литературы (классической и современной) и нехудожественные тексты разных функциональных типов. Корпус текстов должен формироваться с учѐтом возрастных, гендерных, этнокультурных особенностей восприятия школьников.

    4. Необходимо ввести два уровня ЕГЭ по русскому языку – базовый и профильный. На базовом уровне проверяется степень владения устной и письменной речью. Базовый ЕГЭ может сдаваться уже по завершению уровня основного общего образования (в качестве ОГЭ за 9-ый класс). Профильный уровень ЕГЭ по русскому языку предназначается для учащихся, которые планируют продолжить обучение в организациях высшего образования филологической и лингвистической направленности.

    Литература

    1. Количество произведений в образовательных программах по литературе необходимо привести в соответствие с реально существующим временем на их изучение, прежде всего - на полноценное чтение.

    2. Содержание программ должно учитывать различие уровней подготовки учащихся, их читательского опыта. Важное место в программах должно занять развитие навыков самостоятельного чтения, анализа и понимания литературных произведений. Программы должны строиться с учетом существования разных читательских групп среди учащихся, предлагать посильные для каждой группы объемы чтения.

    3. При формировании содержания программ необходимо учитывать психологические и социальные особенности современных школьников, существенно изменившиеся за то время, которое отделяет нас от периода создания большинства классических литературных произведений. Наряду с произведениями, рассчитанными на взрослых, подобающее внимание должно быть обращено на детскую и подростковую литературу, в том числе современную.

    4. Целесообразно продолжить совершенствование контрольно-измерительных материалов (КИМов) с точки зрения усиления их творческой составляющей, устранения механического заучивания материала. а также - противопоставления учебной деятельности на уроке и подготовки учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

     Общие проблемы

    1. Современный учитель-словесник должен быть активен в отборе содержания образования, в формировании собственной программы, в выборе методик обучения и привлечения детей к чтению. Он должен ориентироваться в разнообразии классической и современной литературы, быть нацеленным на повышение профессиональной квалификации, овладение новейшими информационными технологиями.

    2. Целесообразно продолжить совершенствование контрольно-измерительных материалов (КИМов) с точки зрения усиления их творческой составляющей, устранения механического заучивания материала. а также - противопоставления учебной деятельности на уроке и подготовки учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

    3. Необходимы государственные программы, способствующие объединению усилий образовательных организаций, СМИ, музеев, библиотек, театров, системы книгоиздания и книгораспространения, направленных на поддержку чтения, развитие филологической культуры населения.

    Участники круглого стола выразили надежду, что те пути решения проблемы, которые предложены в концепции, будут реализованы совместными усилиями учащихся, учителей, родителей, учреждений культуры, библиотек, СМИ.

    «Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет мир и сердце чувством любви к миру, к человеку», – говорил писатель, поэт, видный общественный деятель Максим Горький.
    И в этих словах заключено многое, что мы хотели сказать о роли русского языка и  литературы  в современном  обществе.

    Источник.

    Категория: Новости из образовательных учреждений | Просмотров: 692 | Добавил: rrr0901 | Рейтинг: 3.0/1 |

    Всего комментариев: 0

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]