1 сентября многие классные руководители познакомятся со своим новым классом. Каким образом провести первый урок так, чтобы знакомство действительно состоялось, оставив положительные впечатления и у вас, и у ваших учеников?
Для начала нелишним будет представиться, а также написать свои ФИО на доске — это поможет ребятам быстрее запомнить, как Вас зовут. А что делать потом?..
Способ 1. Анкета.
На первом уроке или классном часе раздайте ребятам анкету. Пусть они напишут вам о том, что считают нужным, а также укажут те данные, которые вы должны будете занести в журнал. Я распечатываю анкеты, а после заполнения складываю их в портфолио класса.
Примерные вопросы анкеты:
- Фамилия, имя, отчество.
- Дата рождения, количество полных лет на 1 сентября.
- Домашний адрес, телефон.
- ФИО матери, количество лет, мобильный телефон.
- Место работы матери, рабочий телефон.
- ФИО отца, количество лет, мобильный телефон.
- Место работы отца, рабочий телефон.
- Сколько детей в семье и какого возраста?
- Есть ли у тебя хронические заболевания? Если есть, какие?
- Твои увлечения.
- Что тебя волнует?
- Что получается у тебя лучше всего?
- Какие поручения в классе ты хотел бы выполнять?
Способ 2. Самый-самый нашего класса
Это – тоже своеобразный вариант анкеты, однако тут ребята уже сами решают, кто и в каких сферах в их классе является уникальным и непревзойденным. На доске – перечень качеств:
- Самый умный;
- Самый эрудированный;
- Самый воспитанный;
- Самый грамотный;
- Самый начитанный;
- Самый музыкальный;
- Самый красивый;
- Самый исполнительный.
Номинаций, в которых ребята могут оказаться «самыми» – множество, их можно дополнять на свое усмотрение.
Способ 3. Классный час «Мои увлечения»
Проводим путешествие в мир увлечений. Начните с себя. Постарайтесь честно рассказать ребятам о том, как вы себя видите в мире и чем живете. И тогда они тоже честно расскажут о своем внутреннем мире. Возможно, одного урока не хватит, чтобы всем высказаться, тогда займите два. Пусть ребята принесут свои поделки, фотографии… Вы сами удивитесь, насколько порой талантливы те, из кого на уроке клещами не вытянуть и пары слов!
Учителя они в вас увидят обязательно – придется! Главное, чтобы они видели в вас человека… и тогда многие проблемы станут незаметнее.
Я, например, всегда рассказываю ребятам о своем увлечении волонтерской деятельностью и помощи бездомным животным, заканчивая произведением Э. Асадова «Стихи о рыжей дворняге».
Способ 4. Игровая форма
Знакомство в 1 — 5 классах можно начать с шуточной игры. Учитель здоровается с группой учеников, объединяя их по какому-то признаку, либо задавая вопросы, а они ему машут руками, если согласны:
- Здравствуйте, мальчики!
- Здравствуйте, девочки!
- Кто из вас умный?
- Кто из вас красивый?
- Кто любит сладкое?
- У кого есть братик?
- У кого есть сестричка?
- Кто любит ходить в школу?
Вопросов может быть множество – в зависимости от вашей фантазии. Главное здесь – вовремя перейти на другой вид деятельности, если видите, что занятие грозит утомить ребят.
Способ 5. По секрету всему свету…
Учитель предлагает ученикам рассказать о себе по следующему плану
- Имя.
- Возраст.
- Где живешь.
- Любишь ли учиться.
- Что тебе нравится больше всего.
- Что ты не любишь и почему.
- Какие поручения в классе ты хотел(а) бы выполнять.
- Чего бы хотел(а) достичь в этом учебном году.
И последнее. Запомнить имена ребят, особенно сначала, бывает сложно. Поэтому предложите родителям купить бейджики, на которых будут записаны их имена. Это значительно облегчит работу в вашем классе и вам, и другим учителям-предметникам! А бейджики потом пригодятся. Например, при дежурстве по школе в дальнейшем.
Удачного учебного года, коллеги! |