Требования к современному уроку письма в I классе
Уважаемые коллеги, обучение в первом классе – это самый важный этап в жизни ребенка и его родителей.
Каждый урок неповторим. Урок письма формирует у ребенка не только красивый почерк, но и его отношение к процессу обучения, его характер!
Необходимо выполнять требования к проведению урока письма в первом классе.
Разберем по пунктам, учителю необходимо:
1. Обращать внимание на подготовку учеников к письму: соблюдение правильной посадки, положение ручки в руке, размещение тетради на плоскости стола и её продвижения во время письма, что в итоге будет способствовать профилактике нарушений осанки и зрения детей, повышению работоспособности, формированию чёткого, быстрого письма.
2. Использовать эффективные приемы для запоминания графического образа буквы и формирования навыка письма, среди которых, например:
- письмо мокрой кисточкой на доске;
- письмо в воздухе (используется, когда у детей сформирован графический облик буквы);
- письмо с трафаретом;
- письмо через кальку и т.д.
3. Обязательно демонстрировать образец начертания элемента, буквы с проговариванием непосредственно на уроке (использовать тактовый метод).
4. Проводить подготовительную работу перед письмом элементов и букв; можно использовать графические диктанты, штриховку и обводку предметов, прорывание и вырывание предметов из бумаги т.д.
5. Учить читать письменный шрифт в обязательном порядке.
6. Учить приемам самоанализа, самооценки, самоконтроля.
7. Рационально использовать рабочую «Пропись».
Структура урока в подготовительный период обучения грамоте.
1. Актуализация опорных знаний (повторение).
Этот этап обязателен, так как пройденная на уроке чтения буква сразу не пишется. Письмо буквы в «Прописи» осуществляется только тогда, когда учащиеся много раз обращались к букве печатной: усвоили её конфигурацию, проанализировали количество элементов.
Важно помнить, что каждый урок – это логическое продолжение предыдущего как по содержанию изучаемого учебного материала, так и по характеру, способу выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности.
Подготовка к письму (необходимо показать учащимся как сидеть за столом, держать орудие письма, размещать тетрадь на столе).
2. Подготовительная работа перед письмом элементов и букв.
На этом этапе можно проводить:
- упражнения, направленные на развитие умения ориентироваться в пространстве,
- упражнения, направленные на развитие мелкой моторики руки.
3. Показ (демонстрация) учителем образца начертания «новой» буквы (элемента).
На этом этапе ребёнок обязательно должен осознавать не только, «что он должен сделать», но и «как это сделать правильно» в соответствии с требованиями (или «задачей действия»). Важно сформировать осознанный «образ действия» - зрительно-двигательный образ буквы.
4. Письмо «новой» буквы (элемента) учащимися.
- Письмо необходимо строго дозировать!!!
- Нельзя писать сразу всю строку.
- Детей нельзя торопить!
5. Работа по отработке правильного соединения букв.
6. Обучение чтению письменного шрифта.
7. Подведение итогов.
8. Рефлексия.
9. Подготовка к перерыву.
10. Проведение 2-х физкультминуток в течение урока в обязательном порядке.
Структура урока в букварный период обучения грамоте:
1. Мотивация. Организационное начало урока.
2. Подготовка к письму.
3. Фонетический разбор слова.
4. Запись слов на доске под диктовку учителя. Можно использовать орфографическое проговаривание.
5. Письмо слов с «новой» буквой.
6. Письмо слов, слогов, а позднее и небольших предложений (после звуко-буквенного разбора).
7. Подведение итогов. Рефлексия.
8. Подготовка к перерыву.
Обучение письму в 1 классе – это не урок каллиграфии.
Письмо в «Прописи» должно быть строго дозированным. В 1 классе – 3 минуты в первой половине урока, 2 минуты – во второй половине урока (это не значит «всего 5 минут»; это значит, что мы пишем на уроке небольшими «порциями», осуществляем несколько подходов, после такого непродолжительного письма обязательно делаем перерыв, чтобы снять мышечное напряжение, анализируем написанное, т.е. целенаправленно формируем у учащихся навыки самоанализа, самоконтроля и самооценки).
Во 2 классе – 8 минут.
В 3 классе – 12 минут.
В 4 классе – 15 минут.
Безотрывного письма не существует, на конец года обучения за один росчерк (безотрывно) ученик 1 класса должен писать – 1-1,5 буквы.
Педагогу важно помнить, что не вся страница «Прописи» обязательна к выполнению.
В течение урока письма педагог должен провести не менее 2 физкультминуток, продолжительностью по 2 минуты каждая. Первая, как правило, направлена на профилактику нарушения зрения, вторая – на снятие мышечного напряжения.
Письмом нельзя наказывать!
Детей нельзя торопить в процессе письма. |