Сегодняшний разговор с Вами, уважаемые учителя начальных классов, я хочу посвятить уроку литературного чтения.
Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слова, ни многосторонней шири понимания; Гёте и Шекспир равняются целому университету. Чтением человек переживает века (Александр Герцен)
Требования к урокам литературного чтения
При обучении чтению важно соблюдать главное условия – регулярно тренировать детей в чтении и целенаправленно совершенствовать их читательские умения по работе с текстом. С выполнением этого условия связано проведение уроков чтения художественной литературы в начальных классах.
Осуществление задач, стоящих перед чтением, происходит на уроке чтения и развития речи. Каждый урок является новой ступенью в развитии познавательных способностей учащихся, повышает уровень знаний и навыков, обогащает личность ребенка новыми эмоциями, укрепляет социальные и этические убеждения.
Успех урока определяется тем, насколько правильно и четко определил учитель его цели. Занятия на уроке чтения художественного произведения должны быть организованы так, чтобы обеспечить достижение поставленных целей. Целевая направленность урока в развитии учебных навыков, учащихся определяется программными требованиями данного этапа обучения и возможностями использовать произведение для выполнения конкретных программных требований.
Каждый урок должен иметь воспитательно-образовательную цель и в соответствии с ней четкую структуру. Воспитательные возможности уроков чтения определяются воспитательным потенциалом художественного произведения, которое предстоит читать детям. К.Д.Ушинский по этому поводу писал: «На нравственное же чувство должно действовать непосредственно само литературное произведение, и это влияние литературных произведений на нравственность очень велико: то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении».
Не может быть жесткой регламентации структуры и содержания урока чтения, так как он предполагает взаимное творчество детей и учителя, свободное обсуждение прочитанного.
Тем не менее законы восприятия художественной литературы диктуют такую последовательность работы:
- первичное восприятие (первичный синтез);
- проверка качества первичного восприятия;
- анализ текста с включением заданий синтетического характера;
- творческие виды работы с текстом (вторичный синтез).
В то же время урок чтения не может быть изолирован от общей системы школьного образования и воспитания. Он должен взаимодействовать с русским языком, природоведением, музыкой, изобразительного искусства.
Урок чтения должен задавать высокий уровень языковой культуры и обеспечивать ребенку качественную речевую среду.
На уроке должно выполняться требование программы: «Непосредственная читательская деятельность детей с текстом должна составлять примерно 2/3 урока».
При этом важно найти правильное соотношение между чтением и занятиями по развитию речи учащихся. Большинство этих занятий связано с чтением: подготовка к пересказу, подбор заголовков к плану, задания по словарной работе с текстом и др. Однако надо выделять специальные этапы для речевых упражнений учащихся: словесное рисование, устное сочинение и т. п.
Одно из важнейших качеств урока чтения художественной литературы – эмоциональность. Если учитель не затронет эмоциональную сферу детей, урок превратится в формальные рассуждения и своей воспитательно-образовательной цели не достигнет.
Непременное требование к организации урока – учет видо-жанровой специфики литературного произведения и его художественного своеобразия. Учитель по-разному организует урок в зависимости от жанра произведения. Например, пересказ сказки обязателен, но он противопоказан для лирических стихотворений.
Влияет на организацию урока и размер произведения, характер его композиции и языка. Так, малые по размеру и простые по структуре произведения дают больше возможностей для проведения разнообразной самостоятельной работы. Различия сказываются и в методах анализа произведения.
Именно особенностями текста определяется подход к планированию урока, выбор средств и способов обучения. Понимание учителем главной мысли произведения поможет правильно сформулировать и расположить вопросы и задания к тексту, которые подведут детей к осознанию идеи, ради которой создано произведение. В сиу неразрывности содержания и формы по ходу своей работы выявляется своеобразие авторской манеры (для младших школьников это прежде всего особенности использования языковых средств.)
Обдумывая набор и последовательность разных видов работы с текстом, следует стремиться к разумному сочетанию заданий и упражнений аналитического и синтетического характера, что сделает урок более живым и интересным.
Использование разнообразных методических приемов на уроке чтения не должно становиться самоцелью, а должно увязываться с этапами работы над произведением, его литературными особенностями, с обучающими целями урока и его развивающими задачами. Тогда работа с текстом художественного или научно-познавательного произведения будет активизировать умственную деятельность детей.
Объективность оценки результатов учебной деятельности учащихся.
Отметка за чтение в классе должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чтения учащегося. Объем прочитанного на оценку:
2 класс – ¼ страницы учебной книги для чтения ;
3 класс – 1/3 страницы;
4 класс – ½ страницы.
Домашнее задание должно соответствовать содержанию работы на уроке.
Объем домашнего задания (для ежедневного чтения):
2 класс – 1–1,5 страницы учебной книги для чтения;
3 класс – 2–2,5 страницы;
4 класс – 3–3,5 страницы. |