В школах и вузах будет проводиться социально-психологическое тестирование учеников и студентов на предмет употребления наркотиков. Тестирование подкрепят профилактическими осмотрами.
Цель — раннее выявление незаконного, то есть не обусловленного медицинскими причинами, употребления наркотических и психотропных веществ.
Таким образом, двухлетний эксперимент о проведении такого тестирования среди подростков и молодежи (до сих пор оно было добровольным) завершился решением о необходимости применять тестирование повсеместно. При этом закон сохраняет требование о том, чтобы до тестирования сам ребенок или его родители давали письменное согласие на его проведение.
По данным, которые приводил главный нарколог Минздрава Евгений Брюн, в школах с наркотиками знаком сегодня минимум каждый десятый ребенок. В институтах и университетах — принимали наркотики хотя бы однократно от 15 до 30 процентов студентов. Причем, по заявлению Евгения Брюна, само проведение тестирования, хотя и было сугубо добровольным (ребята имели возможность от него отказаться), ситуацию резко улучшало. Специалисты поясняют: правильно проведенный опрос — это не просто ответы на перечень вопросов, врач-нарколог работает, беседует с каждым ребенком. Повторное тестирование, проведенное в тех же учебных заведениях, показало, что количество ребят, интересующихся наркотиками, уменьшалось в несколько раз.
Специалисты считают, что тестирование заставляло ребят уходить от сиюминутных решений и задумываться о последствиях знакомства с вредоносными препаратами.
В то же время к анкете, предложенной Минздравом для проведения опроса, у родителей протестированных детей возникло много вопросов. В соцсетях родители-врачи возмущались детальностью анкет (в них, к примеру, назывались практически все известные наркотические вещества), а также тем, что в них содержались и вопросы о сексе. Если для старшеклассников и студентов подобные вопросы допустимы, то спрашивать 10-летних ребят о том, имели ли они половые контакты, о которых бы сожалели, и практикуют ли секс без презерватива, — это значит разжигать их интерес к этой теме и фактически провоцировать к ранней половой жизни, писали родители. В Минздраве, к слову, критику приняли к сведению и обещали дифференцировать анкеты с учетом возраста.
Как бы то ни было, закон вступает в силу 5 декабря, и прописывает не только первый этап борьбы с наркоманией — выявление детей, уже употребляющих отраву, но и дальнейшие действия.
Психологическое тестирование дополняется медосмотрами — к сожалению, родители, не знакомые с признаками наркотического опьянения, слишком поздно узнают о пристрастиях своих детей.
В случае, если окажется, что подросток действительно применяет наркотики или психотропы, его направят в специализированную медицинскую организацию для лечения. При этом законом предусмотрено, что для этого понадобится информированное согласие в письменной форме самого подростка (если ему уже исполнилось 15 лет). Согласие на лечение несовершеннолетних до 15 лет дают родители (один из них), либо законные представители ребенка.
|