На рассмотрение Госдумы внесен законопроект с поправками в закон «Об образовании» и закон «О высшем и послевузовском образовании» (в части расширения возможностей использования электронного обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий). Как сказано в пояснительной записке, документ был разработан «в целях совершенствования правового регулирования применения современных информационных и телекоммуникационных технологий в системе образования Российской Федерации». В частности, впервые в российскую нормативную базу вводится такое понятие, как «электронное обучение» и уточняются требования к организации образовательного процесса при использовании новых информационных технологий.
То, что законопроект успешно пройдет все три чтения, не вызывает сомнений. В инициативную группу, которая работала над его созданием, входят председатель комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин, председатель комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Железняк, первый вице-спикер Олег Морозов, и три заместителя председателя думского комитета по образованию – Олег Смолин, Николай Булаев и Гаджимет Сафаралиев.
«Этот законопроект защитит тех, кто развивает современные образовательные технологии. Дело в том, что сейчас все нормы лицензирования, аккредитации и контроля в России рассчитаны только на применение обычных обучающих технологий – это как если бы автомобили лицензировались по правилам гужевого транспорта. Проект закона обязывает при установлении правил лицензирования, аккредитации и контроля адаптировать и менять эти правила с учетом применяемых электронных технологий в каждом конкретном случае», – пояснил «Газете.Ru» Олег Смолин.
Эксперты говорят, что дистанционное обучение уже применяется во многих школах и вузах и не является чем-то противозаконным, но в то же время отсутствие нормативной базы действительно усложняет процесс. «Законопроект идет навстречу тем процессам, которые уже запущены. Многие школы и вузы применяют дистанционные технологии, но требования к организации учебного процесса осуществляются согласно общим требования – тем же СанПиНам, к примеру. Даже ели речь идет о том, что у вас в комнате должно быть только оборудование, требования к помещению все равно остаются очень строгими», – пояснил главный редактор журнала «Директор школы», доктор педагогических наук Константин Ушаков.
В то же время есть опасение, что с появлением в законе норм, облегчающих переход на дистанционное обучение, многие начнут злоупотреблять этой возможностью. «Дистанционное обучение более 20 лет активно используется во многих странах мира и его символом являются мегауниверситеты, которые благодаря дистанционному обучению создают возможности для самых различных форм образования в разных уголках мира. Создание нормативных и правовых основ является важным шагом в развитии современного образования в целом и школьного образования в частности. Но главное не злоупотреблять современными технологиями: дистанционное образование ни в коей мере не должно заменять обучение лицом к лицу, а должно обогащать и дополнять его», – считает директор Федерального института развития образования Александр Асмолов.
Требования к организации электронного обучения и дистанционного образования в законопроекте пока не прописаны. После того, как документ будет одобрен, Минобрнауки будет разрабатывать подзаконные акты, регулирующие организационные аспекты. Так же, с учетом новых положений, будет дополнено содержание федеральных государственных образовательных стандартов требованиями о создании условий для использования электронного обучения и дистанционных технологий.
Ожидается, что первое чтение законопроекта состоится уже в осеннюю сессию. «Мы завтра направляем законопроект в рассылку, думаю, что в первом чтении мы его примем через полтора месяца», – пояснил «Газете.Ru» Григорий Балыхин. Наталья Зиганшина
Источник: http://www.gazeta.ru/news/social/2011/10/05/n_2039246.shtml