Как сообщает РБК, согласно рабочей версии паспорта нового приоритетного проекта «Цифровая школа» Министерство просвещения РФ в декабре 2020 года планирует внедрить «цифровые учебно-методические комплексы» по 11 предметам, а также по 40 дисциплинам дополнительного и профильного образования в основной и старшей школе. Цифровые комплексы частично или полностью должны заменить традиционные учебники. По данным РБК, бюджет проекта может составить 507,3 млрд рублей. Нужно ли отказываться от бумажных учебников? Об этом размышляют наши эксперты и читатели.
Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ, член Центрального штаба ОНФ:
- Столь резкие и масштабные перемены, влияющие на развитие, здоровье и состояние детей и подростков, должны приниматься на основании не только ведомственных, но и профессиональных, и общественных оценок. Нужно ответить на вопрос: может ли мобильное электронное устройство не просто заменить весь комплект традиционных бумажных учебников, а существенно его дополнить? Электронные учебники не должны превращаться в оцифрованные копии бумажных учебников или хранилища видеолекций. Это должны быть принципиально новые по качеству интерактивные комплекты учебных материалов и средств, позволяющие ребенку сформировать новое представление о мире.
В то же время российские и зарубежные исследования доказали тот факт, что чрезмерное использование таких устройств школьниками может привести к серьезным негативным последствиям. Ученые говорят о таких проблемах, как ухудшение зрения, нарушение осанки и моторики, уменьшение концентрации внимания, подавление самостоятельности мышления, снижение аналитических способностей, ухудшение памяти - запоминается не сама информация, а то, каким путем до нее добраться.
Поэтому важно ответить на вопрос: что такое разумная цифровизация образования? Это становится особенно важным, поскольку значительная часть учителей в России сегодня не владеют всеми необходимыми педагогическими технологиями для работы по новым образовательным стандартам. Поэтому мы будем дополнительно обсуждать тему цифровизации образования на площадках Российского общества «Знание», в частности вопрос перехода на электронные учебники, с педагогами, экспертами и родителями. Сегодня мы готовимся к полномасштабному исследованию, где будут учтены мнения как учителей, так и родителей. Итоги обязательно доведем до Министерства просвещения и органов региональной власти.
Андрей ГАЛИЕВ, вице-президент корпорации «Российский учебник»:
- Хотим обратить внимание на комментарий пресс-службы Минпросвещения к этой новости, который сводится к тому, что «проект еще не готов». Это принципиально важно, и мы уверены в том, что в процессе подготовки он станет предметом содержательной профессиональной дискуссии, основным элементом которой будет определение образовательных результатов, необходимых каждому ученику и стране в целом. Только определившись с этой целью, мы сможем понять, какие именно решения точнее всего ведут к ее достижению.
В цифровой школе, как и в аналоговой, есть три главных компонента: инфраструктура, содержание и методика преподавания. Причем инфраструктура, в данном случае цифровая, - это самый капиталоемкий, но далеко не самый сложный компонент. Все три компонента должны развиваться одновременно, и тогда в процессе этого постепенного развития точно выяснится, кто, когда и в какой степени готов переходить на «цифру».
При этом «Российский учебник» уже сейчас располагает всем необходимым, для того чтобы предоставить государству помощь в формировании цифровой образовательной экосистемы. У нас есть и современные технологические решения, включая сетевые онлайн-ресурсы, и постоянный продуктивный контакт с педагогическим сообществом, включая систему повышения квалификации учителей. Мы готовы стать и участником разработки, и тестовой площадкой для проекта «Цифровая школа».
Алексей ШАПОВАЛОВ, вице-президент по стратегическому маркетингу ГК «Просвещение»:
- Внедрение цифровых продуктов в образование ведется не первый год. Это не сиюминутное решение, а постоянный процесс, необходимость которого подтверждается исследованиями и аналитическими данными. Для «Просвещения» цифровые образовательные продукты являются одним из стратегических направлений развития.
О полном отказе от бумажных учебников речи не идет, однако, учитывая особенности потребления информации, обучаемости современных детей, электронные образовательные продукты становятся очень эффективным дополнением к привычным учебным материалам.
Владимир ПАСЕЧНИК, доктор педагогических наук, профессор Московского государственного педагогического университета:
- Переход с бумажных носителей на электронные беспокоит меня в первую очередь как педагога, но отнюдь не как автора учебников по биологии. Дело в том, что сегодня наши дети и без того много времени проводят за компьютерами и гаджетами. Но пока они это делают еще по доброй воле. А теперь, получается, они будут обязаны на каждом уроке работать с электронными ридерами, планшетами, ноутбуками или чем-либо еще. Мне кажется, это далеко не самым лучшим образом отразится на здоровье школьников. И потом методика преподавания предмета с использованием ИКТ несколько отличается от методики работы с бумажным учебником и тетрадями, готовы ли учителя массово перейти на новые рельсы? Наконец, сегодня много говорят о том, что дети утрачивают способность к общению, все хуже и хуже умеют высказать свои мысли вслух. Будет ли электронный учебник способствовать искоренению этих недостатков? Вряд ли, есть опасность, что дети, наоборот, еще больше уйдут в Сеть.
Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ, литературовед, телеведущий, писатель, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ:
- Сегодня учебник включает прошедшие экспертизу печатную версию учебника, методические пособия и цифровое приложение. «Цифровой учебник» без печатной версии с точки зрения закона - это нонсенс, обещать переход на него - очередная бюрократическая глупость.
Теперь о мировом опыте. Как показывает американский книжный рынок, и рынок учебников в том числе, надежды на победу «цифры» над бумагой не оправдались. Электронные тиражи уперлись в потолок и пошли вниз.
Оптимальным будет сочетание бумажных и цифровых учебников. Но для этого, во-первых, каждого ученика нужно будет обеспечить электронным устройством не только в классе, но и дома, что означает гигантский заказ для производителей гаджетов. Во-вторых, в классе можно будет работать, только если есть и цифровая доска, и интерактивное устройство на любой парте. Будем реалистами: затраты будут значительно больше, чем сейчас.
Алексей БУТУСОВ, учитель года Ярославской области-2016, учитель русского языка и литературы Красноткацкой средней школы, Ярославская область:
- Все зависит от того, что будут представлять собой цифровые комплексы. Какова будет глубина их содержания, удобство использования для всех участников образовательного процесса. Встанет вопрос о технической оснащенности. Ведь и в 2020 году останутся школы, где на каждого ребенка по компьютеру едва ли найдется. Возникнут вопросы здоровьесбережения. Бумажных учебников не будет, и вместо 15 минут по СанПиНам дети будут весь школьный день и вечером дома жечь глаза перед гаджетами? Сомнительное дело. Я за то, чтобы цифровые комплексы частично дополняли традиционные учебники.
Семен К., ученик 10‑го класса, Великий Новгород:
- С одной стороны, в школу приходится таскать тяжелые сумки с огромным количеством учебников. С другой - у всех ребят сильно страдает зрение от всевозможных гаджетов. У нас в классе один мальчик даже едет на операцию в Санкт-Петербург из-за воспаления слезных каналов. И ему сказали, что очередь на операции для детей уже расписана на год вперед. Если все учебники станут цифровыми, мы вообще ослепнем!
Учительская Газета |